Принцип коллективности социального воспитания

Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально кон­тролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах — коллективах, а с другой - объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилось очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации чело­века и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различно­го типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для по­зитивно направленных самопознания, самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

В наиболее общем видеколлектив можно определить как фор­мализованную социально-психологическую контактную группу лю­дей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как от­крытую и автономную систему. Коллектив функционирует в опре­деленной среде в ряду и во взаимодействии с другими объедине­ниями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью лю-

дей, в определенной мере функционирует независимо от окру­жающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя: первый - индивидуальные нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями; второй — нормы и ценности, специ­фические для общества, социальных, профессиональных, возрас­тных групп, не совпадающие с первыми; третий - индивидуальные нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А. Т. Ку­ракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один -ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, кото­рые регламентируют коллективно значимое поведение личности. Другой - те нормы и ценности, которые, в принципе не противоре­ча первым, предоставляют отдельным микрогруппом и членам кол­лектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений -формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Форма­лизованная структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами ор­ганов самоуправления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отноше­ний приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интеллек­туально-морального напряжения и в чистом виде может быть гума­нистическим, просоциальным, асоциальным, антисоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллекти­ве, существенно влияют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и пси­хологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и пред­писания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несо­блюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект ~ это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с соци­альными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится ос­новой проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т. е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития человека.

Известный отечественный педагог Е.А.Аркин писал: «... когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозмож­ных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не раство­ряется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различ­ных возрастных этапах.

2. Охарактеризуйте семейное воспитание.

3. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

4. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

5. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

6. В чем состоят особенности религиозного воспитания?

7. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

8. Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем ла­гере.

9. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите прак­тику.

10. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей в этом микросоциуме.

11. Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое яв­ление и различные варианты его создания.

12. Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания?

Наши рекомендации