Влияние родителей на отношение молодежи к семье
В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.
По мнению В.А. Сухомлинского, школа мудрости для каждого человека начинается в семье. «Первый и главный воспитатель ребенка, первый и главный педагог – это мать и отец… Для того, чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребенка этому ещё с колыбели» – утверждал В.А. Сухомлинский.
Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.
Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи.
Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей. От крепости и устойчивости семейно-брачных отношений зависит полноценное физическое и духовное развитие детей, психическое здоровье самих супругов. В современной малодетной семье отношения между супругами являются основным фактором устойчивости семьи и определяют отношение к детям. Культура супружеских отношений поэтому является главным условием нравственно-полового воспитания детей в семье и подготовки их к будущей семейной жизни.
Благодаря механизму идентификации у мальчиков и девочек в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. С детства у ребенка под влиянием образцов отца и матери создается облик будущего супруга. Под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства. Именно в ней закладываются представления об организации хозяйственной деятельности в семье, о «современном мужчине» и «современной женщине».
Формирование репродуктивных ориентаций также происходит в большой степени под влиянием родительской семьи. Проведенные исследования показали наличие прямой связи между потребностью в детях у родителей и потребностью в детях у их взрослых детей. Ориентация современных семей на рождение одного – двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Эта связь проявляется в том, что у выходцев из однодетных семей ориентация на семью слабее, сильнее внесемейные ориентации; у «однодетных» слабее выражены репродуктивные установки и мотивы; фактическое число детей у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Таким образом, воспитание ребенка в малодетной семье приводит к тому, что ребенок перенимает от родителей установки на малодетность и малодетный образ жизни.
Исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома, можно говорить об определенных семейных субкультурах (неудачные и удачные семьи). Разные семейные субкультуры по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидания по отношению к партнеру по браку и браку вообще. Все это вместе составляет базис благополучной семейной жизни. Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимыми для супружеского единения образцами поведения. Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.
Качества родителей, культура их отношений в семье по-разному наследуются детьми. Многие родители не являются образцом семьянина для своих детей. По данным исследований, многие дети из благополучных семей хотели бы быть похожими в будущей семейной жизни на своих родителей. Дети из неблагополучных семей не хотели бы брать пример со своего отца и со своей матери.
Люди, имеющие свои семьи подтверждают, что неблагополучие родительской семьи самым отрицательным образом сказывается на стабильности и прочности брака их детей. Выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью браком мужчин и женщин с благополучием родительских семей, в которых они воспитывались. Подавляющее большинство тех, кто оценивает свой брак как «удачный», так же оценили и брак своих родителей. Те, кто столкнулись с трудностями в семейной жизни, считают брак своих родителей «относительно хорошим». Такая же связь обнаружена и в конфликтных ситуациях. Чем больше было конфликтов в родительских семьях, те чаще они возникали и в семьях детей.
Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается. Однако влияние родительской семьи на ребенка нельзя рассматривать как фатальное, поскольку личность развивается и меняется в процессе всей жизнедеятельности под влиянием различных факторов и обстоятельств.
В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны- излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой – недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, взимозаботы и чуткости, то блокируется развитие гуманистической направленности личности, что отрицательно скажется впоследствии на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве
Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении со взрослыми выражена в старшем школьном возрасте, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников. Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности.
Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми – как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одни из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношении со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека и недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни[37, с.29-33].
Современные родители в большей степени, чем раньше, обладают разносторонними, в том числе и педагогическими знаниями, но далеко не все используют их в воспитании детей. Большинство родителей не готовы к проведению воспитательной работы с детьми по подготовке их к роли семьянина, не умеют вести работу со старшеклассниками по формированию у них правильных представлений о семейно-брачных отношениях. Это связано, в первую очередь с существованием значительного разрыва между необходимым и реальным уровнем теоретической и практической подготовленностью родителей к проведению воспитательной работы по подготовке будущих семьянинов. Особенно большие трудности испытывают матери, воспитывающие детей самостоятельно в неполной семье.
Компетентность некоторой части родителей во многих вопросах педагогики, в том числе подготовки юношей и девушек к браку нередко находится на уровне обывательских представлений. Многие родители неуверенно ориентируются в вопросах гигиены пола и недостаточно вооружены специальными знаниями и педагогическими навыками. Для большинства родителей наиболее трудными оказываются следующие проблемы полового воспитания: приучение детей к трудовому образу жизни и добросовестному выполнению семейных поручений; учет половозрастных особенностей детей; формирование самостоятельности и ответственности за свое поведение; предупреждение неправильного поведения, вредных привычек, раннего интереса к половым вопросам, научения детей прислушиваться к рекомендациям родителей и добросовестно выполнять все их требования; вопросы отношения к дружбе детей разного пола и управление ею.
Оставаясь важнейшим фактором социализации подрастающих поколений, современная семья не всегда и не во всем может сформировать определенные установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, то есть подготовить своих детей к выполнению семейных обязанностей. Однако снижение воспитательного потенциала семьи может быть компенсировано общественным воспитанием подрастающих поколений, подготовки их к семейной жизни. Так как многие матери и отцы не умеют реализовывать воспитательные возможности семьи, затрудняются в осуществлении целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни, большинство специалистов сходятся во мнении о том, что необходима специальная разъяснительная работа с родителями, организация педагогического руководства семейным воспитанием, совместная работа школы и семьи в данном направлении[35, с.17-23].
Таким образом, семья, являясь первичным институтом социализации подрастающего поколения, оказывает сильнейшее воздействие на подготовку молодежи к самостоятельной семейной жизни. Именно в родительской семье у детей создаются представления о семье и браке, формируются установки детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу. Культура взаимоотношения супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Так же под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства. Ребенок впитывает в себя все, что происходит в семье как «губка» и в дальнейшем, в большинстве случаев, проецирует все на свою собственную семейную жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, она интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Семья выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности.
Семья - это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества. Семье как малой группе присущи своя неповторимая культура, личный контакт между членами группы, сплоченность, определенный эмоциональный климат, интимность отношений, гомогенности и т.д.
Также семья выполняет ряд функций: хозяйственно-экономическая, репродуктивная, регенеративная, образовательно-воспитательная, рекреативная, безопасности. Выделяют также различные типы семей: по количеству брачных партнеров, по юридическому оформлению брачных отношений, по структуре власти в семье, по количеству детей, наличию родителей, по количеству поколений в семье.
Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. Союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью, также, в свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца. Брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться различными типами отношений.
Рассматривая ценностные ориентации молодежи Республики Беларусь в семейной сфере. Делается вывод, что, несмотря на негативные явления, происходящие в брачно-семейных отношениях, повсеместного распространения гражданского брака, семья по-прежнему остается на первом месте среди таких жизненных ценностей молодежи, как работа, друзья, досуг, политика и религия, что свидетельствует о важности для общества института семьи и брака.
Роль родительской семье в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни огромна: у детей создаются представления о семье и браке, формируются установки детей к вопросам пола, их отношение к противоположному полу. Культура взаимоотношения супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью.
В нашем исследовании мы раскрыли сущность понятия «семья», «брак» и «предбрачные отношения», рассмотрели и охарактеризовали феномен гражданского брака; выявили и охарактеризовали доминирующие факторы, влияющие на отношение студенческой молодежи к браку и семье в целом; проанализировали ценностные ориентации молодежи в области брачно-семейных отношениях и охарактеризовали роль семьи во влиянии на молодежь, а также провели два анкетирования: одно – по определению отношения студентов к браку, предбрачным отношениям и гражданскому браку, другое - по определению нравственной готовности молодежи к браку.
Гипотеза исследования подтверждена, цель и задачи выполнены.
В современных условиях, когда резко обострилась проблема сохранения всех ценностей Белоруссии — не только материальных, созидательных, но и нравственных, культурных, исторических, происходит переосмысление вопросов формирования готовности молодежи к семейной жизни, и это требует поиска эффективных путей и технологий их решения. Стабильная благополучная семья, может функционировать, как фундамент и ячейка общества только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, осложнили процессы формирования ценностных ориентации и нравственных идеалов юношества. Во все времена система социальных ценностей, составляющих основу жизненного самоопределения личности, усваивалась молодежью в ходе тесного взаимодействия с людьми старшего поколения, передающими свой опыт молодым через практику личной жизни и в процессе идеологической работы государственных институтов воспитания. Но резкие перемены в общественных отношениях, приходящиеся на последние десятилетия, застали врасплох, прежде всего поколение зрелых людей, ценностные установки которых подверглись сильнейшим испытаниям. В результате социализация современных молодых людей осуществляется в условиях повышенной автономии, в связи, с чем усилилось избирательное отношение молодежи к своему социокультурному наследию, опыту предшествующих поколений. Поэтому выявление приоритетных ценностей, которыми руководствуется современная юность — одно из важнейших направлений работы всех государственных структур, занимающихся воспитательными проблемами.
Нужно, чтобы каждый молодой человек мог найти себе дело по душе и достойно мог реализовать созидательные идеи на благо своего Отечества. Ведь Беларусь, как сказал Президент страны, - наш родной дом, и каждому в нем должно быть тепло и уютно. Всех нас объединяет благородная цель – создание сильной и процветающей Беларуси!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 5.
2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур
и процессов. М., 1998. С. 67.
3. Антокольская, М.В. Семейное право: Учебник. / М.: Юрист, 2002. С.116-121.
4. Александров, И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права//
Актуальные проблемы поведения. №3, 2003. С. 43-44.
5. Бестужев-Лада, И.Д. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 1985. С.
244.
6. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы). СПб,
1999. С. 217.
7. Груко, ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //
Социол. исслед. 1997. № 1. С. 34-39.
8. Голод, С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. СПб, 1998. С. 72
9. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические
аспекты. М.: Наука, 1984. С. 178-184.
10. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – С. 275.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – М.
1978. –т.3- С. 24
12. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] –
режим доступа: http://azps.ru
13. Данилова, Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи Р.Б // Весник БДУ.
2007. №3. С. 66-69.
14. Ермакова, Н. Семья – кристалл общества // Юстиция Беларуси. 2004. № 7 С. 6.
15. Жиров, Ю.С. Семья в системе ценностей учащийся молодежи // Сацыяльна-
педагагiчная работа – 2004. №6. С. 12-16
16. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы
индивидуализации и социально — культурной интеграции. М, - 1996. С. 260.
17. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой
Представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст
Кодекса по Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. –
С. 108.
18. Лукашенко, А.Г. Дорогие соотечественники: обращение к Международному
дню семьи // Советская Белоруссия. 2007. 15 мая. С. 3.
19. Ломсадзе, Л.Н. Гражданский брак // Беларуская думка – 2005. №9. С. 31- 36.
20. Лобко, А.Н. Создать благополучную семью – задача нелегкая и достойная //
Юстиция Беларуси. 2007. №4. С. 89-93.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.-М., 1978. С. 143.
22. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт
практической Психологии . 1997. С. 364.
23. Ожегов, С.И, Шведов, Н.Ю. Толковый словарь русского языка // - М. – 1995
24. Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики
Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 21 января 1998 г., №
46 // Собрание декретов, указов Президента Респ. Беларусь и постановлений
Правительства Респ. Беларусь. 1998. № 3. С. 57.
25. Панкова, Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры
брачно-семейных отношений. Автореферат докт. дис. – СПб, 2003. С. 271-280.
26. Погодина, Е.К. Основы семейной жизни. – Витебск, 2003. С. 44-47.
27. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.
2002.
28. Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993. С. 144-150.
29. Рясенцев, В.А. Семейное право / М.: Юрид. лит., 1996. С. 311-319.
30. Рябова, Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский
центр дистанционного образования, 2004. С. 171.
31. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн., 1989.
Социология семьи: учебник / под ред. проф. А. И. Антонова. – 2 изд. – М:
ИНФРА-М, 2005. С. 634.
32. Статистический ежегодник 2006 / Министерство статистики и анализа
Республики Беларусь. Минск, 2006.
33. Стеркин, Ф.И. Что выгоднее – законный брак, или сожительство? //
Социальное обеспечение. 2005. № 4. С. 16-21.
34. Харчев, А.Г. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987. С.
93- 98.
35. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей. – М., 2007, С. 253-260.
36. Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003. С. 167.
37. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. — В кн.: Теория и практика
социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992, С. 88.
38. Щукина А.С., Богданова Л.П. Гражданский брак в современной
демографической ситуации // Социологические исследования, №7, 2003. С 92.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Уважаемые участники опроса!
Вашему вниманию предлагается анкета, целью которой является определение вашего отношения к браку, предбрачным отношениям и гражданскому браку. Прочитайте, пожалуйста, предложенные вопросы и выберите один из предложенных вариантов ответа.