Модернизация образования в странах Юго-Восточной Азии (Япония, Китай)

Япония

Средняя школа. В школьном образовании реформа развивается в следующих направлениях:

• создание системы помощи учащемуся в выборе собственного пути в образовании и трудовой карьере;

• совершенствование содержания и методов обучения;

• нравственное воспитание;

• привитие навыков здорового образа жизни;

• подготовка к жизни в условиях интернационализации и информати­зации общества;

• доступность специального образования для детей, нуждающихся в особых образовательных условиях .

Высшая школа. Реформа университетского образования в стране началась в 1990 г., когда Министерством образования, науки и культуры были введены изменения, ограничивавшие степень контроля со стороны государства над деятельностью вузов, чем обеспечивались условия для их подлинного реформирования. В ходе реформы планировалось преоб­разовать национальные университеты в независимые административные единства с тем, чтобы отделить их от национального административного аппарата и предоставить им независимый юридический статус независимых административных агентств .

Стратегия реформирования предусматривала, во-первых, превраще­ние национальных университетов в «независимые корпорации», во-вто­рых, укрупнение вузов. Если до апреля 2004 г. бюджеты национальных университетов на уровне штата контролировались Министерством об­разования, культуры, спорта, науки и технологии (МЕХТ), то сегодня каждый вуз несет ответственность за свой бюджет, за укомплектован­ность персоналом и т. д. В обмен на административную свободу, уни­верситеты обязаны согласовывать планы своих действий с Министер­ством, которое устанавливает объемы финансирования исходя из ре­зультатов работы вуза.

В высшей школе трансформационные процессы затронули содер­жание образования, методы преподавания. Знания и навыки студентов могут быть углублены за счет диалогического подхода, при условии ре­ализации которого университетское сообщество сможет не только раз­виваться, но и вносить свой вклад в разнообразие человеческой культуры, развитие взаимопонимания и уважения в обществе.

Сегодня в Японии число японцев, достигших восемнадцатилетнего возраста, из года в год падает. Сокращение числа поступающих непосредственно затрагивают интересы университетов. В 1991 г. восемнад­цатилетних насчитывалось 2,05 млн чел. Сегодня их - только 1,5 млн, что составляет примерно три четверти от уровня 1991 г., а в 2009 г.: число снизится уже до 1,2 млн, т. е. приблизительно до 60% от того ж уровня [94, с. 14].

На 1 апреля 2002 г. в стране функционировали 686 университетов и колледжей, не считая колледжей с двухлетним сроком обучения, в том числе 99 национальных, 75 общественных и 512 частных. Около 73% студентов в Японии учатся именно в частных университетах, которые в результате снижения рождаемости оказались в ситуации, когда они просто вынуждены вести борьбу за свой контингент [126].

Доля тех, кто поступает в университеты, растет. Если в 1963 г. только 30% выпускников средней школы продолжали учебу в университе­тах, то сегодня эта цифра приблизилась к 50%. Перемены в студенчес­ком контингенте привели к появлению нового элемента конкуренции между вузами: возникла необходимость определения своей целевой груп­пы учащихся. Например, университет может сделать акцент на разви­тии непрерывного образования с тем, чтобы попытаться привлечь но­вую группу потребителей своих услуг. Таким образом, каждому учеб­ному заведению приходится определять свой характер, уяснять целевые установки, чтобы остаться конкурентоспособным.

В Японии нет единых правил приема, если не считать предваритель­ного национального экзамена, проводимого Национальным центром вступительных экзаменов. Сегодня его результаты университеты могут учитывать по своему усмотрению: процесс приема регламентируется каждым учебным заведением самостоятельно. Недавние существенные изменения в учебном плане средней школы сказались и на процедурах приема в университеты. В частности, из-за возросшей конкуренции мно­гие из них разработали свои собственные, в чем-то уникальные, правила приема абитуриентов. В целом же вузы страны оказались перед такой дилеммой: снижение уровня требований к поступающим влечет за собой рост их числа, но может вызвать снижение качества студенческого контингента; следствием же установления более высоких требований станет по количественное сокращение. Актуальным поэтому является поиск «золотой середины» - сбалансированной стратегии приема.

Данные перемены обострили конкуренцию между национальными и частными университетами, результатом чего стало повышение уровня стандартов во всех учебных заведениях. Вместе с тем между японскими университетами существуют заметные различия, об­условленные философией образования, историей, состоянием активов и бюджетов. Они особенно заметны в финансировании, предоставляемом правительством, так как 99 национальных университетов, в которых учат-20% студентов, получают 1 600 млрд. иен, в то время как (приблизительно) 500 частных, где студенческий контингент составляет 73% от числа обучающихся, ~ всего 330 млрд. Проблемы, с которыми сего­дня сталкиваются университеты Японии, связаны, таким образом, с не­обходимостью создания богатой образовательной и исследовательской окружающей среды, ориентированной на самые разные и сложные поли­тические, экономические и социальные потребности международного и местного сообществ. А для этого важно увеличить финансовую стабиль­ность и улучшить содержание обучения частных университетов, расши­рить привлекательность высшего образования в целом.

Период спада в японской экономике, начавшийся в конце 80-х гг. XX в., повлек за собой структурные перемены в промышленности, которые означали для университетов рост предъявляемых к ним требований и более активное их участие в научно-исследовательских работах, прово­димых совместно с промышленностью и правительством.

В Японии объем коммерческих научных исследований стремительно вырос в 60-е гг. прошлого века. Именно тогда многие компании перешли к практике создания центральных научно-исследовательских лаборато­рий. В 80-е гг. поле таких исследований было расширено: в него вошли исследования прикладного и фундаментального характера, на цели кото­рых стали выделяться специальные средства. Однако начавшийся эконо­мический спад вынудил пересмотреть такую стратегию, а многие на­правления работ были просто свернуты или существенно сокращены. Сегодня решение задачи, связанной с заполнением образовавшейся в об­ласти исследований ниши, возлагается на университеты, что само по себе формирует дополнительный элемент конкуренции в университетской сре­де. Как следствие, ряд учебных заведений пытаются придать своим отно­шениям с предпринимательским сектором приоритетный характер.

Выводы

В Японии проводится реформа управления высшей школой. Ее цель:предоставление вузам свободы в сфере управления бюджетом и кадра­ми, усовершенствования менеджмента высшей школы. Реформа направ­лена на укрупнение вузов и предоставление им независимого юридичес­кого статуса (превращение в независимые административные агентства).

Китай

Средняя школа. Реформа школьного образования в современном Китае носит перманентный характер и проводится уже не одно десяти­летие. Основы реформы и развития образования в Китае были офици­ально обнародованы ЦК КПК и Госсоветом 13 февраля 1993 г. в доку­менте «Программа реформы и развития образования Китая».

Цели реформы

1. Повышение образовательного уровня всего населения Китая.

2. Удовлетворение потребности модернизации во всех отраслях эко­номики с помощью квалифицированных кадров.

3. Разработка основной структуры системы образования, отвечающей специфическим условиям Китая и требованиям XXI в.

4. Создание после 20-30 лет напряженной работы современной и на­дежной системы образования.

Конкретные задачи реформы

1. К концу XX столетия ввести по всей стране девятилетнее обязатель­ное образование и ликвидировать неграмотность среди молодежи и населения среднего возраста (девятилетнее образование должна быть введено на территории, на которой проживает 85% населения; 95% молодежи и лиц среднего возраста должны уметь читать и писать). В крупных городах и экономически развитых прибрежных районах ввести всеобщее полное среднее образование.

2. Энергично развивать профессионально-техническое образование и образование взрослых как необходимое условие улучшения качес­тва рабочей силы и укрепления экономики. Особое внимание дол­жно уделяться заочному образованию, обучению посредством теле­видения и других информационных технологий, включая передачу учебных программ через спутниковые системы связи. Создать на­циональную систему аудио-визуального обучения, охватывающую большинство районов страны, особенно отдаленных.

3. Развивать высшее образование с акцентом на качество обучения и эффективность. Главное внимание сконцентрировать на младших колледжах и профессионально-техническом образовании. Полное высшее и университетское образование должно концентрировать свои усилия на повышении качества обучения и научных исследо­ваний. С учетом требований XXI в. построить более 100 новых ву­зов и ввести ряд новых учебных программ.

Фонды, выделяемые центральным и местными правительствами, а также финансовые ресурсы, поступающие из других источников, должны полностью использоваться в целях развития около 100 ве­дущих университетов и ключевых научных дисциплин и специаль­ностей с тем, чтобы вывести их на уровень университетов наиболее развитых стран мира.

Научные исследования, осуществляемые в вузах, должны строго со­ответствовать государственной научно-технической политике, кон­цепции «наука и техника являются главной производительной си­лой», потребностям экономического развития и необходимости ин­теграции науки, техники и обучения. Следует поощрять развитие передовых технологий, их более широкое применение, создание нау­коемких предприятий, превращение научно-технических достиже­ний в производительную силу. Должны быть усилены фундамен­тальные исследования, разработаны планы создания группы ключе­вых национальных лабораторий и инженерно-исследовательских центров с задачей вывести соответствующие научные дисциплины на мировой уровень. В основу образовательной реформы в КНР положены следующие принципы:

1. Образование как стратегический приоритет развития страны.

2. Руководящая роль партии в сфере образования ( соответствие образования потребностям социально-экономическо­го развития страны.

3. Открытое использование достижений других стран и культур при ре­формировании системы образования, его организационной структу­ры, содержания, методов обучения.

4. Сочетание преимущественно государственного финансирования об­разования с финансовыми ресурсами из других источников.

5. Диверсификация системы образования.

Средняя школа. Вступив в длительную полосу школьного рефор­мирования, образовательная система Китая постепенно модернизуется. В таблице 3.1. представлены этапы реформирования и задачи, которые решались на каждом из них. Если на первом этапе (1978-1985 гг.) ставка была сделана на обновление содер­жания школьного образования, то на втором (1985-1993 гг.) - на структур­ную перестройку, на третьем — на модернизацию системы управления.

Таблица 3.1 – Реформы школьного образования в Китае

Этапы Годы Задачи Результаты
1978-1985 Обновление содержания школь­ного образования  
1985-1993 Упорядочение структуры школы  
1994-1999 Модернизация системы управле­ния школьным образованием  
2000-по наше время Реорганизация базовой школы  

В 2000 г. начался новый этап реформы, который сфокусировался на базовой (основной) школе. Необходимость реформы этого звена систе­мы образования была вызвана недостатками в его работе. В последние годы резкой критике подвергались избыточность теоретических зна­ний, отрыв обучения от жизни, излишняя теоретизация учебного мате­риала, слабый учет интересов школьников. В основу реорганизации ба­зовой школы был положен официальный документ «Программа рефор­мы курса основного образования».

В постановлении «О реформе и развитии базового образования» (2001) были обозначень стратегические приоритеты будущей рефор­мы: переход от старой парадигмы «образование ради подготовки к эк­замену» к новой «образование ради повышения качества развития лич­ности учащегося».

Основные направления современной реформы:

1. Создание оптимальной структуры основного образования.

2. Введение интегрированных курсов.

3. Разработка государственного образовательного стандарта.

4. Совершенствования системы оценивания.

5. Внедрение трехступенчатой системы управления.

Создание оптимальной структуры основного образования предпо­лагает сохранение баланса, во-первых, между государственным, регио­нальным и школьным компонентами среднего образования (государ­ственный компонент сокращается), во-вторых, между различными ти­пами учреждений среднего образования, в-третьих, между различными учебными дисциплинами.

Введение интегрированных курсов практической направленности. Наряду с сохранением предметной системы обучения взят курс на пре­подавание интегрированных курсов. Так, интегрированный курс «Нау­ки» объединяет биологию, химию, физику; курс «Искусство» объединяет музыку и рисование и т. д.

Разработка государственного образовательного стандарта. Школь­ная реформа вместо учебного плана во главу угла ставит стандарт курса­ содержания образования для всех школьников, представлен­ный в виде планируемых результатов учебной деятельности. В государ­ственном образовательном стандарте отражаются основные требования государства к уровню знаний, умений и навыков учащихся, к организа­ции учебного процесса, выбору методов обучения и оценки знаний.

Совершенствование системы оценивания прежде всего ориентацию на повышение качества работы учителя и включает оценку его деятельности как в виде самооценки, так и внешней оценки его работы путем выявления мнений его коллег и администрации учебного заведе­ния. Полученные отзывы призваны помочь учителю лучше осмыслить свои недоработки и успехи в работе. Систематическая оценка позволя­ет совершенствовать курс обучения и качество управления им в каждом in дельном учреждении образования

Внедрение трехступенчатой системы управления. Вместо жестко централизованной системы управления образованием в Китае вводится трехзвенная модель управления, в которой полномочия делятся между гремя уровнями. Государственный уровень управления представлен Ми­нистерством образования, региональный уровень олицетворяется мест­ными органами управления образованием, школьный уровень представ­лен конкретным учебным заведением .

Высшая школа. В 1993 г. были определены основные направления реформирования системы высшего образования:

1. Управление. Реформированная система высшего образования будет менее жесткой. Центральное правительство будет продолжать осу­ществление прямого руководства некоторыми ключевыми универ­ситетами, а также небольшим числом специальных университетов, управлять которыми местным органам власти трудно или неудоб­но. Управление местными университетами будет полностью деле­гировано правительствам провинций, автономных районов и муни­ципальным органам власти.

Создание новых высших учебных заведений будет утверждаться Государственной комиссией по образованию после экспертизы нацио­нального комитета по оценке вузов.

Будет осуществляться активное реформирование внутреннего управ­ления вузами с акцентом на реформу системы найма персонала и его распределения. Вводится система ответственности по занимаемой долж­ности и контрактная система найма для преподавателей и иного персо­нала с разной оплатой в зависимости от результатов работы.

Цель такой реформы - устранение эгалитаризма, стимулирование преподавателей и другого персонала, изменение внутренних механизмов руководства вузами, улучшение условий их функционирования повышение эффективности деятельности.

2. Прием студентов. Общегосударственное планирование прием студентов заменяется новой системой, включающей государствен­ный обязательный план и ориентировочные планы. Государственный обязательный план будет гарантировать подготовку специалистов для ключевых проектов в строительстве, национальной обороне, культуре и образовании, фундаментальных науках, в отдельных ре­гионах с суровыми условиями работы. Число студентов, принимаемых по ориентировочным планам, может определяться руковод­ством вузов и компетентными департаментами, осуществляющим управление ими. Число студентов, поступающих с помощью спонсоров или за свой счет, будет постепенно увеличиваться.

3. Трудоустройство выпускников. Старая система, которая гаранти­ровала работу каждому выпускнику, заменяется новой, в соответствии с которой лишь небольшая часть выпускников будет направ­ляться на работу правительственными органами, а подавляющее большинство окончивших обучение в вузах будет трудоустраиваться самостоятельно. Постепенно будет вводиться метод «взаимного выбора» - выпускники ищут работодателей, а работодатели ищут выпускников. Только выпускники, обучавшиеся по педагогическим специальностям и по специальностям, связанным с тяжелыми условиями труда, а также выпускники из отдаленных регионов будут! распределяться по секторам экономики и регионам.

4. Другие нововведения. Обеспечение учебных заведений учебным материалами и другими принадлежностями переводится на коммерческую основу. Углубляется реформа системы трудовых отно­шений, она приводится в соответствие с реформой системы образо­вания. Совершенствуется система оценки выпускников вузов целью определения их пригодности к практической работе.

5. Образовательная политика. Конечной целью реформы и развития образования является улучшение качества всей нации путем подготовки по возможности большего числа квалифицированных кадров. Образование должно служить модернизации экономики; быть ин­тегрировано с производительным трудом и обеспечивать подготов­ку строителей страны и преемников дела социализма. С учетом ре­альных условий в учебных заведениях различных категорий и различ­ных уровней будут определены задачи и требования нравственного воспитания на каждом уровне обучения. Особое внимание уделяется расширению рядов преподавателей этики, которые обязаны обучать учащихся этике в течение всего периода учебы, показывать личный пример и оказывать им помощь во всестороннем развитии [105]. Реформируется философия образования. Предусматривается обнов­ление содержания обучения, пересмотр учебных планов и программ в соответствии с последними достижениями современной науки, техники, Культуры и реальными потребностями модернизации экономики, осу­ществляются меры по улучшению физического и гигиенического образования в учебных заведениях всех типов и уровней.

Большое внимание в процессе обучения уделяется вопросам национальной обороны, пониманию учащимися ее важности. Студенты, учащиеся средних специальных и полных средних школ будут продолжать получать разнообразную военную подготовку.

Реформа предусматривает постепенное увеличение государствен­ного финансирования образования и доведение его до 4,0% ВНП. При этом темпы роста ассигнований на образование из государственного и местных бюджетов должны превышать темпы роста расходов на обра­зование в расчете на одного обучающегося. Предусматривается увеличение платы за необязательное образование, установление норм различных сборов на обязательное образование и введение различных мест­ных налогов.

Сегодня образовательные учреждения отнесены законами КНР к категории некоммерческих организаций с юридическим лицом, приравненных к бюджетным организациям, что позволило включить рычи их саморазвития.

Параллельно расширению квоты студентов, обучающихся за свой счет, вузы Китая совершили переход от бесплатного государственного поучения студентов, принятых по государственному заказу, фактически полностью платному. В 1996 г. в Китае введено платное высшее образование. Размер оплаты варьируется от 500 до 700 дол. США. Еще столько же составляет плата за проживание в общежитии. Многие, для того чтобы получить высшее образование, берут студенческий кредит. Срок возврата кредита — 4 года. Кредит списывается с выпускников, которые отработают определенный срок в отдаленных районах .

К 2001 г. на новую систему перешли все вузы страны. Доля платы за обучение от его себестоимости составляет 20—25%, а для принятых сверх государственного заказа - 50-80%. С целью поддержать принцип равных шансов на образование одновременно с переходом к платному обучению в вузах вводится гибкая система сочетания целевых грантов (студентами педвузов), поощрительных стипендий (наиболее одаренным студента) и беспроцентных займов наиболее нуждающимися.

В целом реформа содействовала вхождению образования в рыноч­ную экономику. Повысилась конкурентоспособность учебных заведе­ний, укрепились рыночные отношения между поставщиками образова­тельных услуг и формирующимся рынком рабочей силы. Доля государственных вложений в образование сократилась с 84,5% в 1991 г. до 52% в 2003 году.

В КНР на протяжении последних 20 лет придается огромное значе­ние задаче обучения молодежи в зарубежных вузах с целью укоренения! процесса переноса наиболее современных знаний в развитии самых про­двинутых технологий. Только в США ежегодно учится до 75 тыс. студен­тов. С учетом других стран эта цифра превышает 120 тыс. чел. [72, с. 62].

Выводы

1. Китайская реформа образования является всеобъемлющей, она охватывает все уровни и типы образования и распространяется на всю территорию страны с учетом существующих различий между ее отдельными регионами. Речь идет не о косметическом преобра­зовании действующей ныне системы, а о создании совершенно но­вой системы образования, отвечающей требованиям XXI в., целям создания рыночной экономики и строительства сильного китайско­го государства.

2. Реформа проводится под явным влиянием американского опыта. Многие направления и идеи образовательной реформы в КНР бы­ли заимствованы из образовательной стратегии президента США Дж. Буша-старшего, изложенной в докладе Комитета по образова­нию и людским ресурсам Федерального координационного совета по науке, технике и технологиям «К 2000 году: первыми в мире» (февраль 1991 г.).

Наши рекомендации