Формы и системы обучения в педагогике
Формы организации обучения –это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: кол-ву учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и т.д. По первому критерию выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы.
Наибольшее распространение как в нашей стране так и за рубежом, получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 в. Ее контуры очертил немецкий педагог Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Коменский. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки; каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей ( уроков); каждый отдельный урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя; применяются различные виды и формы обучения.
Преимущества: она отличается более строгой организационной структурой; экономична, поскольку один учитель одновременно работает с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.
Недостатки: опора «ориентация» на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок. Урок– это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит качество общей школьной подготовки. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяют следующие:
1) Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
2) Реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил
3) Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей. Потребностей
4) Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей
5) Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
6) Мотивация и активизация развития всех сфер личности
7) Эффективность использования педагогических средств
8) Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока
Каждый урок направляется на достижение триедино цели: обучить, воспитать, развить.
Система– совокупность форм.
20. Мотивация и ее влияние на учебно-познавательную и профессиональную деятельность человека
Мотивация– общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация как процесс изменения состояния и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения)
2) узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получит достойное вознаграждение за свой труд)
3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе)
4) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов.
5) учебно-познавательные мотивы ( ориентация на способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов)
6) мотивы самообразования ( ориентация на приобретение дополнительных знаний)
Установлено, что в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников. Группы мотивов находятся в динамической связи друг с другом, сочетаясь самым причудливым образом, в зависимости от обстоятельств. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов. Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Мотивы учения иногда подразделяются на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом. Но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Необходимо чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находиться в нем самом.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том. Какие причины побуждают его к действию. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, которые тем не менее могут быть очень сильными. Наконец, выделяются мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, и мотивы мнимые, которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человека является интерес. Интерес – реальная причина, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.
21. Стимулирование учебно-познавательной и профессиональной деятельности человека
«Стимулировать» в современном понимании значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Мало найдется факторов, сравнимых со стимулированием по эффективности своего влияния на продуктивность педагогического процесса. Стимулы опираются на потребности и мотивы и неотделимы от них. Важно подчеркнуть, что человек обычно испытывает одновременное действие различных потребностей и мотивов и поступает в соответствии с наиболее сильными побуждениями. Но может случиться так, что одновременно действуют с одинаковой силой разнонаправленные потребности и мотивы, вступающие между собой в конфликт. В таком случае человек оказывается перед необходимостью выбирать из нескольких возможных направлений то, по которому он будет действовать. Не последнюю, а может даже и главную роль, при этом выполняют стимулы, им отводиться роль спускового крючка в осуществлении намерения. Еще важнее их значение в конфликтной ситуации, когда с одной стороны стоят мотивы имеющие для человека нравственный смысл (чувство долга, ответственности), а с другой стороны – противоположные потребности, рационально менее ценные, но эмоционально более привлекательные. Произвести выбор, определиться, принять правильное решение и действовать в нужном направлении помогают стимулы.
Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые в свою очередь связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Это очень трудный процесс, с которым не всегда справляется и взрослый человек, а тем более учащийся. Одного лишь понимания того, как нужно поступить далеко не достаточно. Нередко оказывается, что интеллект идет на поводу у эмоциональных переживаний. Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, то человек удовлетворяет свои физические потребности на 85%, а потребность в самовыражении и творчестве лишь на 10%. Из этого можно сделать вывод, что стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей. Бесполезно взывать человека к высоким целям, если он не готов еще ни понять, ни принять того, к чему его взывают. Понятно и то, что стимулирование по мере накопления опыта развития эмоциональной и интеллектуальной сфер должно развиваться по восходящей. Известно, что при наличии побуждающего мотива наши действия становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого от него на первый взгляд трудно ожидать. Что касается мотивации детей в школьном возрасте: 1) У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом; 2) Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, вопросы; 3) Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества; 4) дети любят творить, создавать что то необычное; 5) Огромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
22. Процесс воспитания. Цели, принципы и структура.
В педагогической литературе встречается множество определений понятия «воспитание». Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. В теории воспитания в подходах к определению этого понятия можно выделить два направления. В основе первого лежит взгляд на человека как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Они определяют воспитание как управление, влияние, воздействие, формирующие личность. При таком подходе , цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормами. В этом случае учебно-воспитательный процесс недостаточно учитывает саморазвитие личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современных ученых на воспитание и связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания.
Цель воспитания – формирования социально, духовно, морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического развития, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
· Принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозростные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и др. наук о человеке;
· Принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человек;
· Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм природной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
· Принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм насилия;
· Принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и др. условий жизнедеятельности воспитанников;
· Принцип открытости воспитательных систем, который предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью;
· Принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствия содержания этой деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
· Принцип эстетизации детской 9 молодежной) жизнедеятельности.
Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период временя является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, уровнем культуры в целом.