Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию

План:

1.Методические условия формирования навыков грамотного письма учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

2.Этапы работы по формированию навыков грамотного письма.

3.Типы уроков грамматики и правописания.

Вопросы для самопроверки:

1. Задачи изучения грамматики и правописания в системе начального обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.

2. Этапы формирования грамматических понятий.

3. Особенности усвоения грамматических понятий детьми с тяжелыми нарушениями речи.

4. Причины трудностей овладения грамматическими понятиями детьми с нарушениями речи.

5. Условия эффективного усвоения грамматических понятий.

6. Порядок изучения грамматических понятий

7. Методические условия формирования навыков грамотного письма учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

8. Этапы работы по формированию навыков грамотного письма.

9. Виды орфографических упражнений.

10. Типы уроков грамматики и правописания.

Правописание (орфография) – система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где, казалось бы, возможны разные написания
Введение термина
Осознание формулировки определенного понятия
«Грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетаниях и предложениях
Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru

Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru

Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru

Цель: содействовать формированию навыка грамотного письма и его закреплению
Виды орфографических упражнений
Списывание, различные виды диктантов (предупредительный: зрительный и слуховой, выборочный, самодиктант, свободный, творческий, графический, контрольный), изложение
II – путем наблюдения за языковыми фактами выводят и формулируют правило
III – учатся сознательно применять правило в письменной речи
I – учащиеся усваивают те грамматические понятия, на которых основываются орфографические правила
Этапы работы по формированию навыков грамотного письма
Проговаривание послоговое, поморфемное
Использование таблиц с выделенными орфограммами
Специальные упражнения по развитию моторики рук и координации движений
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти
Совершенствование речевой и мыслительной деятельности
Совершенствование моторики пальцев рук
Знание грамматической теории
Развитие и коррекция чувственной базы
Совершенствование речевой и мыслительной деятельности
Методические условия формирования навыков грамотного письма у учащихся с ТНР
Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru

Урок русского языка. Требования к уроку русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида

Тема 2. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи правописанию - student2.ru

Русский язык. 4 класс

Тема: Понятие о местоимении.

Цели: Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением. Познакомить с признаками местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.

Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас.

Оборудование: Сигнальные карточки, иллюстрации птиц, опорные таблицы падежных окончаний имен прилагательных.

Ход урока:

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Организационный момент и сообщение темы урока. Задание: Внимательно прослушайте стихотворение и ответьте, какая тема урока. Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные, Это без сомнения, Все местоимения.   Слушают и делают вывод.
Проверка домашнего задания. Определите падеж прилагательных в первом предложении. История России начинается с Киевской Руси – первого русского государства.   Показывают сигнальные карточки и обосновывают совой выбор.
Чистописание.     На доске записаны 3 слова с пропущенными буквами. Ш _ фер, в_гон, в_кзал. Найдите в данных словах общее? Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. Прописываем буквы Аа. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Объяснение нового материала. Прочитайте текст, проанализируйте, , найдите ошибки и исправьте. Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Прочитайте описание дятла и покажите на картинке: туловище, голова, лапы, хвост. а) Найдите в тексте ошибку. Замените другими словами.     б) Выявление сходства и различия между существительным и местоимением. На доске запись: Дятел – он, у дятла – у него. - Поставьте вопрос к каждому слову в паре. - Что обозначает имя существительное? - Что обозначают слова он, у него? Как можно назвать такие слова? Прочитайте вывод в учебнике.   Показывают птицу на картинке.   Анализируют, заменяют слово дятел, читают текст. Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает.   Дети читают вывод в учебнике.
Физкультминутка. На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два! Раз – два! Раз – два1 Хватит – хватит, прибежали, потянулись, подышали!  
Закрепление. Выборочный диктант. Саша нашел птенца дятла и принес его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Дятел не мог выбрать место для ночлега. Мама дала ему старый валенок. Дятел принял его за дупло, забрался в валенок и уснул. Вывод.   Выписывают местоимения.
Домашнее задание. Упражнение № Прочитайте задание. Как будете выполнять задание?    
Итог урока. Что такое местоимение? Обобщающие ответы детей.

Модуль 4.

Наши рекомендации