Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии , вводят дополнительные роли , меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за Зайчиком – Побегайчиком на пороге дома появляется Белочка – Пушистый хвостик , затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своими представлениями о необходимости жить дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем – то не похож на тебя.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому перед театром всегда стояли задачи развлекать, воспитывать, проповедовать.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и разностороннего развития детей.
Театрализованные игры позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий, а также происходит развитие интегративных качеств дошкольников.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Во многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.
Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли. По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.
Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.
Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают "артисту", как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях разностороннего воспитания личности.
Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театрализованных играх дошкольников. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:
• Становление и совершенствование театрализованной деятельности влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;
• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.
Понимание сущности и механизмов развития отзывчивости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.
Приобщение детей к театрализованным играм начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.
Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяют поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.
Для формирования отзывчивости дошкольников разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.
Вне занятий следует активно использовать в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольникам интересны игры в уголке ряженья, игры-драматизации, различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, плоскостной театр. Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.
Развитие отзывчивости у дошкольников в театрализованных играх происходит поэтапно. В младшем и среднем возрасте детям интересны выступления театра взрослых. После каждого просмотра проводится беседа, где обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей, мимические и интонационные особенности передачи образа. Предлагаются игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Так в группе впервые появляется куб настроений. Проигрывания детьми упражнений в «чистом» виде неэффективно. Поэтому используются спектакли-миниатюры, развивающие умение передавать в движениях тот или иной образ. С целью развития творческих способностей предлагается детям не просто инсценировать хорошо знакомую сказку, но сделать ее интересней, для чего добавлялись смешные эпизоды и слова героев, новые персонажи. На помощь приходят сюжеты из современных мультфильмов и художественных произведений. В старшей группе необходимо ориентировать работу на совершенствование исполнительских навыков у дошкольников, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Театрализация в старшем дошкольном возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя. Поэтому спектакли, поставленные детьми, включались в содержание праздничных утренников: на новогодних утренниках были представлены инсценировки «Пряничный домик» и «Золушка», на утреннике, посвященном празднику 8 марта, - «В гости к бабушке».
Развитие ребёнка идёт от движения к слову. Поэтому детям легче выразить свои чувства, эмоции через пластику тела. Следовательно, используются специальные упражнения для расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела (упражнения «Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», игра «На полянке»).
С помощью стихотворений развивается голосовой аппарат, активизируется весь организм ребёнка. Говоря от имени определённого мультипликационного персонажа, ребёнок раскрепощается, старается передать его индивидуальные интонации.
В режимных моментах необходимо использовать психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также настольный и пальчиковый театр.
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания отзывчивости должно осуществляться через консультации, рекомендации, родительские собрания, где будут обсуждаться проблемы и причины преобладания негативных или позитивных эмоций в жизни ребенка, значение игровой деятельности в нравственном развитии ребенка.
Таким образом, театрализованные игры не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, ставят перед ребенком немало важных задач.
Дошкольный возраст является сензитивным для воспитания отзывчивости как качества личности дошкольников. Театрализованные игры дошкольников способствуют воспитанию отзывчивости, так как позволяют не только изучить особенности восприятия и понимания дошкольником эмоционального состояния другого человека, но и способствуют проявлению сопереживания, сочувствия в ситуациях прогнозирования собственного поведения, а также проявлению эмоциональной отзывчивости в реальных ситуациях взаимодействия дошкольников.
Конец формы