Основы дидактики высшей школы
1. Понятия дидактики;
2. Принципы обучения в высшей школе.
3. Методы обучения в высшей школе.
Литература:
1. Бассова «Педагогика и практическая психология».
2. Леонтьев «Педагогическое общение».
3. Петровский «Основы педагогики и психологии в высшей школе».
Дидактика – (didaktikos- поучающий) введен в 17 веке немецким педагогом В. Ратке.
Дидактика – это наука об обучении и образовании. Как прикладная наука использует понятия, как учение, содержание образования, преподавания.
Дидактика высшей школы решает следующие проблемы:
1. Обоснование специфических целей высшего образования.
2. Обоснование социальных функций высшей школы.
3. Обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе.
4. Обоснование путей, методов, технологий, форм обучения в высшей школе.
Признана помочь педагогу ответить на вопросы: как учить, чему учить?...
Выполняет три основных вида деятельности:
1. Обучающая деятельность – направлена на обеспечение усвоения студентами системы знаний. Методов науки. Педагог выполняет несколько подготовительных этапов. Для начала необходимо обратиться в учебный отдел и получить образовательный стандарт. После этого необходимо в деканате взять учебный план. Кроме этого существует программа курса. После этого ознакомления с литературой в библиотеке. Далее планирование занятия (учебно-методический корпус на кафедре). Далее календарный план.
2. Научно-методическая деятельность. Необходимо решить три задачи: поиск и переработка методической литературы; знакомство с инновациями в области методики преподавания; знакомства с опыт коллег.
3. Исследовательская деятельность. Преподаватель должен вести научные исследования по избранной теме.
Дидактика высшей школы отвечает, что овладение знаниями может происходить в двух вариантах:
1. Репродуктивный: восприятие фактов, явлений - >осмысление - >понимание - > удержание в памяти - > усвоение материала.
2. Продуктивный – три этапа: 1 этап: ориентировочный – восприятие задач, проблем, анализ этих проблем, составление плана; 2 этап: исполнительский - реконструкцию плана; 3 этап – контрольно-систематизирующий
Принципы обучения:
Все принципы обучения носят рекомендательный характер. Специфика высшей школы выражается в трех особенностях:
1. В высшей школе изучают НЕ основы наук, а сами науки в развитии.
2. В высшей школе происходит сближение самостоятельной работы студента и научно-исследовательской работы преподавателя.
3. В высшей школе осуществляется единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя.
Принципы:
1. Научность
2. Связь теории с практикой
3. Систематичность и последовательность
4. Сознательность и активность
Методы обучения в высшей школе
1. Метод обучения – это способ обучающий работы педагога.
2. (Вабанский) Метод обучения – способ упорядоченной деятельности преподавателя и студента направленный на решение задач образования.
3. (Ильина) Метод обучения – способ организации познавательной деятельности студентов.
Первая классификация (критерий – источник знаний):
Наглядный
Словесный
Практический
Вторая классификация (этап обучения):
Методы подготовки к изучению нового
Методы конкретизации и углубления
Метод контроля и оценки знаний
Третья система (логика обучения):
Индуктивные и дедуктивный
Аналитический и синтетический метод
Вабанский предложил 5 основных методов обучения в высшей школе:
1. Объяснительно-иллюстративный. Учащиеся получают знания в готовом виде. Хорош только когда необходимо передать большой массив материала (установочная лекция).
2. Репродуктивный метод. Предусматривает использования в преподавании конкретного примера, образца. (например на математике).
3. Метод проблемного изложения. Необходимо показать разные взгляды на проблему, студент выступает как соучастник, содеятель, он приходит к решению совместно с преподавателем.
4. Частично поисковый (эльвистический метод). Заключается в активном поиске решения. Например коллоквиум.
5. Исследовательский метод. Когда преподаватель формулирует задачу, называет источники, литературу, дает возможность вести наблюдения, исследования. Курсовая работа.
Путь к выбору метода
1. Предстоит решить, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.
2. Определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. И если есть возможность, то отдать предпочтение продуктивным методам.
3. Определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, синтетического и аналитического пути познания. Если есть возможность отдать предпочтение синтетическому и дедуктивному.
4. Научиться сочетать меры и способы словесного, наглядного и практического методов.
5. Принять решение о необходимости ведения методов стимулирования деятельности (досрочный экзамен, автомат) или наказать кого-то.
6. Необходимо определить интервалы, методы, «точки» контроля и самоконтроля студентов. Это могут быть тесты, миниконтрольные работы.
7. Продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса от запланированного.