Основы дидактики высшей школы

1. Понятия дидактики;

2. Принципы обучения в высшей школе.

3. Методы обучения в высшей школе.

Литература:

1. Бассова «Педагогика и практическая психология».

2. Леонтьев «Педагогическое общение».

3. Петровский «Основы педагогики и психологии в высшей школе».

Дидактика – (didaktikos- поучающий) введен в 17 веке немецким педагогом В. Ратке.

Дидактика – это наука об обучении и образовании. Как прикладная наука использует понятия, как учение, содержание образования, преподавания.

Дидактика высшей школы решает следующие проблемы:

1. Обоснование специфических целей высшего образования.

2. Обоснование социальных функций высшей школы.

3. Обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе.

4. Обоснование путей, методов, технологий, форм обучения в высшей школе.

Признана помочь педагогу ответить на вопросы: как учить, чему учить?...

Выполняет три основных вида деятельности:

1. Обучающая деятельность – направлена на обеспечение усвоения студентами системы знаний. Методов науки. Педагог выполняет несколько подготовительных этапов. Для начала необходимо обратиться в учебный отдел и получить образовательный стандарт. После этого необходимо в деканате взять учебный план. Кроме этого существует программа курса. После этого ознакомления с литературой в библиотеке. Далее планирование занятия (учебно-методический корпус на кафедре). Далее календарный план.

2. Научно-методическая деятельность. Необходимо решить три задачи: поиск и переработка методической литературы; знакомство с инновациями в области методики преподавания; знакомства с опыт коллег.

3. Исследовательская деятельность. Преподаватель должен вести научные исследования по избранной теме.

Дидактика высшей школы отвечает, что овладение знаниями может происходить в двух вариантах:

1. Репродуктивный: восприятие фактов, явлений - >осмысление - >понимание - > удержание в памяти - > усвоение материала.

2. Продуктивный – три этапа: 1 этап: ориентировочный – восприятие задач, проблем, анализ этих проблем, составление плана; 2 этап: исполнительский - реконструкцию плана; 3 этап – контрольно-систематизирующий

Принципы обучения:

Все принципы обучения носят рекомендательный характер. Специфика высшей школы выражается в трех особенностях:

1. В высшей школе изучают НЕ основы наук, а сами науки в развитии.

2. В высшей школе происходит сближение самостоятельной работы студента и научно-исследовательской работы преподавателя.

3. В высшей школе осуществляется единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя.

Принципы:

1. Научность

2. Связь теории с практикой

3. Систематичность и последовательность

4. Сознательность и активность

Методы обучения в высшей школе

1. Метод обучения – это способ обучающий работы педагога.

2. (Вабанский) Метод обучения – способ упорядоченной деятельности преподавателя и студента направленный на решение задач образования.

3. (Ильина) Метод обучения – способ организации познавательной деятельности студентов.

Первая классификация (критерий – источник знаний):

Наглядный

Словесный

Практический

Вторая классификация (этап обучения):

Методы подготовки к изучению нового

Методы конкретизации и углубления

Метод контроля и оценки знаний

Третья система (логика обучения):

Индуктивные и дедуктивный

Аналитический и синтетический метод

Вабанский предложил 5 основных методов обучения в высшей школе:

1. Объяснительно-иллюстративный. Учащиеся получают знания в готовом виде. Хорош только когда необходимо передать большой массив материала (установочная лекция).

2. Репродуктивный метод. Предусматривает использования в преподавании конкретного примера, образца. (например на математике).

3. Метод проблемного изложения. Необходимо показать разные взгляды на проблему, студент выступает как соучастник, содеятель, он приходит к решению совместно с преподавателем.

4. Частично поисковый (эльвистический метод). Заключается в активном поиске решения. Например коллоквиум.

5. Исследовательский метод. Когда преподаватель формулирует задачу, называет источники, литературу, дает возможность вести наблюдения, исследования. Курсовая работа.

Путь к выбору метода

1. Предстоит решить, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.

2. Определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. И если есть возможность, то отдать предпочтение продуктивным методам.

3. Определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, синтетического и аналитического пути познания. Если есть возможность отдать предпочтение синтетическому и дедуктивному.

4. Научиться сочетать меры и способы словесного, наглядного и практического методов.

5. Принять решение о необходимости ведения методов стимулирования деятельности (досрочный экзамен, автомат) или наказать кого-то.

6. Необходимо определить интервалы, методы, «точки» контроля и самоконтроля студентов. Это могут быть тесты, миниконтрольные работы.

7. Продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса от запланированного.

Наши рекомендации