Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников осуществляется с помощью методов и приёмов педагогической деятельности, а также организационных форм в соответствии с определёнными целью и принципами. (Методы – способы организации педагогической деятельности; приёмы – детали методов; формы – способы внешнего выражения педагогического процесса; цель присутствует в явном или неявном виде в деятельности как педагогов, так и воспитанников; принципы – исходные положения, предопределяющие эффективную деятельность как педагогов, так и воспитанников)
Данное взаимодействие имеет своей конечной целью присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии и заключённого в содержании воспитания и образования. А успешное освоение опыта осуществляется в специально организованных условиях при наличии разнообразных педагогических средств.
Таким образом, педагоги, воспитанники, цель, принципы, содержание, средства, методы, приёмы и организационные формы и условия воспитания и обучения – системообразующие компоненты педагогического процесса.
Существенными характеристиками педагогического процесса являются: педагогическая задача и педагогическое взаимодействие. В педагогическом процессе как динамической системе важно определить его основную единицу. В качестве такой единицы выступает образовательно-воспитательная (педагогическая) задача.
Развивающаяся во времени основная единица процесса, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками данного процесса; являться средством выражения и реализации целей в рамках данного процесса; выделяться путем абстрагирования в реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.
Педагогические задачи решаются в соответствии с определённой схемой, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
- анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
- проектирование вариантов решения задачи и выбор оптимального для данных условий решения;
- осуществление решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корректирование течения педагогического процесса;
- анализ результатов решения.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. В теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как о сугубо субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.
Однако специфика педагогических задач заключается в том, что они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности (деятельности) учащихся. Таким образом, воспитанники выступают в педагогическом процессе не только как объект, но и как субъект воспитания и обучения.
С опорой на категорию «взаимодействие» педагогический процесс может быть представлен как взаимодействие педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; как взаимодействие учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п.
При этом следует иметь в виду, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что разнообразная духовная жизнь воспитанников организуется и направляется педагогами, родителями и другими воспитателями.
Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Эта реакция может быть различной: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
3. Педагогический процесс как целостное явление.
Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил.
В любом педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно, как бы разрывая формирующуюся личность на части.
В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные им задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводится к простому сочетанию процессов обучения, развития и воспитания, функционирующих объективно. Он является выражением интегрированных взаимосвязанных процессов обучения, развития и воспитания. В этом процессе постоянно разрешается противоречие между целостностью личности и специально организуемыми влияниями на неё.
Для наиболее полной характеристики целостного педагогического процесса необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в целях и содержании образования и воспитания опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его шести основных элементов: знаний, умений, навыков, идеалов, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания целостного педагогического процесса - не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций его цели.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
- освоения и конструирования (педагогом и воспитанниками) содержания образования и воспитания;
- делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования и воспитания;
- взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования и воспитания (неформальное общение);
- освоения воспитанниками содержания образования и воспитания без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней структуры названных выше относительно самостоятельных процессов (их алгоритмов, технологий).
4. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс конструируется на основе признания исходным отношения «педагог-воспитанник».
Педагоги и воспитанники, понимаются как две группы субъектов педагогического процесса. В ходе взаимодействия они решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в которой диалектически слиты преподавание и воспитательная работа. Смысл преподавания заключается в организации учебно-познавательной деятельности группы учащихся и каждого из них в отдельности. Смысл воспитательной работы - в организации других видов деятельности (трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и др.).
Таким образом, единство преподавания и воспитательной работы представляет собой целостную педагогическую деятельность.
Целостная деятельность школьника, организуемая педагогом или им самим, - это единство учения и других видов деятельности.
Реализация в единстве всех компонентов содержания образования и воспитания при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.
Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой проявляются организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. При этом недооценка роли коммуникативного компонента приводит к обеднению эмоционального фона всего учебно-воспитательного процесса.
Целостность относительно самостоятельного процесса самовоспитания будет обеспечена, если воспитанник осуществляет целостную деятельность, направленную на освоение содержания образования и преобразование себя как личности. Такая деятельность осуществляется всегда - как во время обязательных учебных и внеклассных занятий в школе, так и за ее пределами.
Целостность процесса конструирования педагогом педагогического процесса обеспечивается при условии комплексного планирования процесса решения образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации и прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников. При этом предусматривается возможность внесения необходимых корректив в первоначальные планы в ходе их реализации.
Общим условием становления целостного педагогического процесса является направленность деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей и развивающейся жизнедеятельности воспитанников.
Её принципами должны быть: коллективизм; создание ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельности личностного смысла и его соотнесение с общественными интересами.
Таким образом, формированию «гармонической целостности» личности способствует обеспечение гармонического соотношения учения, общественно-полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как коллективная творческая деятельность и направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития.
Теория обучения.