Из перечисленных утверждений выберите те, которые отражают особенности воспитательного процесса

Задание на самостоятельную работу студентов

1. Составьте опорную схему, используя тексты учебных пособий по педагогике по разделу «Закономерности процесса воспитания».

2. Составьте педагогический словарь из понятий «воспитание как педагогический процесс», «движущие силы процесса воспитания», «цели воспитания», «закономерности воспитания».

3. Прочитав приведенные высказывания, подумайте, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение.

Ш.А. Амонашвили

Профессиональный воспитатель никогда не должен терять надежду, что добьется успеха в перевоспитании ребенка, подростка, сможет помочь ему вернуться к своей истинной природе. При квалифицированном изучении причин отклонения в воспитании, проявления подростком грубости можно будет создать условия, которые повлияют на него положительно; однако чувство самообладания и уважения личности подростка не должно покидать взрослого, пытающегося помочь подростку. (Размышления о гуманной педагогике.)

А.С. Макаренко

Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания и что такое цели воспитания?

Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежден­ности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педа­гоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться.

Подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом: что - эта программа личности должна быть одинакова для всех? Что же, я должен вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И яне мог этого вопроса так просто, отвлеченно разрешить, но он у меня был разрешен практически в течение десяти лет.

Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса? Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать чрезвычайные сомнения. Перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать - имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело - иметь право, а другое дело - уметь это сделать. (Методы воспитания.)

В.А.Сухомлинский

Два источника воспитанияв детстве и отрочестве.

Это событие заставило задуматься над двумя источниками морального воспитания. Прежде всего, заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые, творческие, гражданско-политические взаимоотношения в коллективе, специально созданные для того, чтобы воспитывать; слово воспитателя; передача молодому поколению ценностей, созданных, добытых, завоеванных старшими поколениями. Это все то, что планируется, предусматривается воспитателем.

Но есть и другой, не менее важный источник воспитания. В детстве он играет исключительно важную роль. Это сложные отношения, которые окружают ребенка. Они являются для него средой, которая дает наглядные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий. Эти отношения никем не мыслятся как специальный способ воспитания; но чем меньше думают о них взрослые как о силе, воздействующей на духовный мир ребенка, тем больше она, эта сила, воспитывает. Тут еще раз нужно подчеркнуть слово «отношения», потому что во всем, что окружает ребенка (не только люди, но и вещи, явления), он видит материализованные человеческие взгляды, суждения, привычки, намерения.

Гармония первого и второго источников воспитания требует, чтобы активная деятельность воспитанников направлялась на создание обстоятельств, создание среды, которые усиливали бы действие рассчитанных, предусмотренных способов воспитания. (Рождение гражданина.)

4. Дайте определение, используя материалы Модуля 5

Формирование личности - процесс…

С точки зрения социальной, воспитание - это…

Воспитывающая среда, в отличие от среды формирующей - это…

Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности - это…

5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «воспитание», данных в модуле 5 по схеме:

а) определение понятия «воспитание»;

б) на чем сделан акцент;

в) что общего;

г) в чем различия;

6. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией. Выберите необходимые закономерности воспитания для этой ситуации

«Меня никто не понимает!» (письмо в редакцию). Пионерская правда. - 1988 г. - № 10.

Я учусь в 7-м классе школы № 30 г. Новороссийска. Я очень прилежна, учусь легко, отличница. Но есть у меня одно нехорошее качество: я плохо схожусь с людьми, у меня мало друзей. Нет никого, с кем я могла бы поговорить, кому я могла бы доверить мои настоящие чувства.

Однажды учительница Алла Петровна Курина (наш классный руководитель) пришла и сказала: «Дети, через месяц мы будем отмечать неделю английского языка. Наш класс должен подготовить сказку «Золушка» на английском языке для праздника Хеллоуин - «День всех святых». Все ребята согласились. Но когда начали выбирать тех, кто будет исполнять роли в сказке, многие просто отказались, ссылаясь на занятость. Наконец роли были утверждены общим голосованием.

Мы начали репетировать сказку. Но через неделю учительница нам сказала: «Я должна уехать на конференцию в Москву. И я вернусь только к началу праздников. Вы должны будете прорепетировать сами, а ответственной за проведение репетиций предлагаю назначить Ларису (это я)». Она сказала еще, что у меня все получится, ведь я ответственная, добросовестная, а главное - хорошо учусь: И она уехала, а мы остались. Скажу сразу, у меня ничего не получилось. Не вышло из меня руководителя. Не могу я организовывать других. В общем, сказку мы не подготовили, и праздник был сорван, а во всем обвинили меня. Потом со мной перестали разговаривать одноклассники. И вот сейчас я думаю о том, чтобы перейти в другую школу. Ведь здесь меня никто не любит...

7. Ниже приведена конкретная педагогическая ситуация. Внимательно прочитайте и дайте ответы на вопросы, приведённые в конце текста.

Задача

Везде пишут, что если родители что-нибудь пообещают детям, то должны обязательно сделать. А моя мама поступает по-другому. Она дала мне четыре рубля на портфель. Я у неё спросила: "Можно мне ещё взять на колготки?" Она согласилась, а на следующий день говорит: "Тамара, дай мне пять рублей. Колготки тебе сейчас необязательно покупать". Я ей отдала, но до того расстроилась, что прямо ревела. Она разозлилась и сказала: "А я думала, у тебя есть совесть! Нет её у тебя", - положила деньги на стол и ушла. Но я к этим деньгам даже не притронулась. Моя подруга меня предупредила: "Она их у тебя заберет". Но я была уверена, что мама на это не способна. А оказывается она способна на всё. Если ты не в состоянии выполнить свое обещание, тогда нечего и обещать.

Скажите, кто из нас прав?"

Вопросы

1. Дайте оценку позиции Тамары и её мамы в данной ситуации.

2. Как вы ответили бы автору письма?

Практическое занятие

1. Теория.

Проверьте под руководством преподавателей, как вы выполнили задание из раздела «Подготовка к практическому занятию»

2. Практика.

· Выберите задания для самостоятельного выполнения по теме «Направления воспитания»

а) Нравственное воспитание.

б) Гражданское воспитание.

в) Эстетическое воспитание.

г) Профессиональная ориентация.

д) Трудовое воспитание.

е) Физическое воспитание.

· Сравните и проанализируйте направления воспитания.

Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих направлений воспитания.

Попробуйте составить соответствующую схему и занесите её в компьютер.

Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одному из направлений.

· Подготовьте реферат на тему «Основные пути воспитания».

Проверь себя

Тест

Из перечисленных утверждений выберите те, которые отражают особенности воспитательного процесса.

а) Целенаправленность

б) Многофакторность

в) Уважение к личности

г) Длительность

д) Воспитание чувств

е) Комплексность

ж) Двусторонний характер

з) Массовость

и) Экономичность

к) Опора на положительное

л) Сложность

м) Отдалённость результатов

н) Непрерывность

о) Вариативность

п) Неопределённость результатов

р) Содружество с семьёй

Наши рекомендации