Как чистят нос (сморкаются)
Материал
Носовой платок (тканевый или бумажный).
Цели Прямая: научиться самостоятельно вытирать нос, сморкаться. Косвенная: развитие независимости, аккуратности, умения вести себя в обществе.
Презентация
Наставница показывает ребенку, как открывают пачку с бумажными носовыми платками. Она достает два платка: один берет себе, другой дает ребенку. Затем она разворачивает платок, то же самое делает и ребенок. Наставница подносит платок к носу, придерживая его двумя пальцами. Она делает глубокий выдох сначала одной ноздрей, зажимая другую, а затем другой. Затем она промокает нос внизу. Ребе
нок повторяет все эти движения. Наставница сворачивает бумажный платок и выбрасывает его. То же самое делает и ребенок.
Новые слова
Сморкаться, носовой платок, упаковка платков, насморк, нос, ноздри.
Приложение 4
Дидактиченская игра «Рамка с застежками»
На рамку от фотографий натянуты две планочки, на одну пришиты пуговицы, на второй сделаны разного размера петельки. Пришит шнурок и лента. С помощью этой рамки можно научатся расстегивать и застегивать пуговицы, а так же развязывать и завязывать узлы, бантики.
Ежик с пуговичками
Дети должны одеть-пристегнуть яблочки и грибочки на иголочки-пуговички. А вот сам процесс изготовления такого ежика: 1. вырезаем заготовку (у нас она из войлока) 2. оформляем мордочку… У нас она выполнена из клеевого флизелина, но можно сделать и из ткани (приклеить или пришить) 3. рисуем иголки и пришиваем пуговицы
Домик – шнуровка
Приложение 5
Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков
«Водичка, водичка, умой мое личико!»
Цель.Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизниузнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Необходимый материал.Сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.)
Организация.Индивидуально.
Краткий ход ситуации.Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, воспитатель задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зову! мальчика (девочку)? Что он (она) делает? Как ты догадался?»
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
А. Кузнецова
«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня)? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребенка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться).
Возможные усложнения ситуации.Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Дома с ребенком.Приобщение малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания; игры с водичкой, мыльной пеной, мыльными пузырями и пр.
«Мыльные перчатки»
Цель.Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Необходимый материал.Оборудование умывальной комнаты.
Организация.Индивидуально, после прогулки или другого вида деятельности, когда у ребенка особо грязные руки.
Краткий ход ситуации.Воспитатель говорит: «Ой, какие у тебя грязные ручки, как запачкались!» Включает воду и читает стихотворение: Знаем, знаем, да, да, да, Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку... Нет, не понемножку — Посмелей,
Будем умываться веселей! Н. Пикулева
«Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит? В мыльнице. Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так. Не бойся, ничего страшного, если уронишь. Мы его поймаем, не дадим убежать. Хватит, хорошо намылил. Положи мыло на место, в мыльницу. А теперь будем учиться делать „мыльные перчатки". Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много-много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрем. Хорошие перчатки, только манжеток у них еще нет, давай и здесь потрем. Вот какие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь смывай „перчатки". Ой, сколько грязи, какие черные ручейки! Давай помогу вытереть руки, вот твое полотенце».
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Саша (Наташа) научился делать «мыльные перчатки», предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации.Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить игровой персонаж делать «мыльные перчатки».
Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность включаться в процесс умывания, осваивать микропроцесс «мыльные перчатки» — намыливание и смывание мыльной пены с рук; радоваться умелости ребенка, его стремлению включаться в гигиенический процесс.
«Научим Неумейку мыть руки»
Цель.Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.
Необходимый материал.Игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее окунает в черную тушь (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация.Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3—4 человека.
Краткий ход ситуации.Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото)? Его руки черным-черны от грязи:
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату. «Что нужно сначала сделать?» — спрашивает воспитатель, обращая взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа. «Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить», — хором отвечают дети. «Зачем это еще?» — «удивляется» Неумейка. Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.
Затем дети показывают и объясняют Неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в разные стороны и не залили весь пол.
«Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.) А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут черные струи от размываемой водой туши.) Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом».
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
— Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я.Аким
«Покажите Неумейке, как намыливать руки», — предлагает воспитатель. «Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены», — «говорит» игровой персонаж. «Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились „мыльные перчатки". Молодцы, у всех прекрасные „мыльные перчатки". Такие же перчатки сделаем Неумейке. Не забудьте про „манжетки". А теперь смывайте „перчатки"».
«Что дальше делать? — „спрашивает" Неумейка. — Руки мокрые, вода капает». Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце. «Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки».
Возможные усложнения ситуации.Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь игровому персонажу в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить его делать «мыльные перчатки», «замочек»; постепенный переход от контроля и оценки детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребенком деятельности сверстника.
Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность умываться, мыть руки самостоятельно, с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрять детскую умелость, особенно желание вымыть руки, если они испачкались, развивать элементарный самоконтроль.
При обучении раздеванию, одеваниюпосле сна и на прогулку педагог целенаправленно формирует детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть трусики, колготки) до целостного процесса. Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными желаниями ребенка, например желанием пойти гулять. Приведем пример образовательной ситуации, ориентированной на формирование умения надевать колготки.
«Каждая ножка — в свой домик»
Цель.Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку — кусочек ярко окрашенной ткани или пуговку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Необходимый материал.Оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей «перед».
Организация.Индивидуально. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации.Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: «Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку — в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай „гармошку". Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей «гармошку»».
В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.
«А теперь для левой ножки сделай „гармошку". Каждую ножку — в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Аи да Сережа! Аи да молодец, сам колготки надел!»
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Сережа (Наташа) научился сам надевать колготки; предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации.Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку». Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность самостоятельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, карманы и пр.). Игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.
«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»
Цель.Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Необходимый материал.Оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением следующих предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж клоун Бим.
Организация.Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации.В раздевальной комнате детей встречает веселый клоун Бим: «Привет, ребята! Куда это вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Погода сегодня замечательная. А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращает внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что дальше надевать, картинки подскажут».
Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами одеваться на прогулку, а так как игровой персонаж «сомневается и удивляется», предлагает самому «посмотреть и убедиться».
Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Игровой персонаж побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на старание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Возможные усложнения ситуации.Гибкое изменение тактики педагогического руководства самообслуживанием в процессе одевания/раздевания по отношению к конкретному ребенку в зависимости от успехов в развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.
Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконтроль, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку, поощряя умелость и поддерживая интерес к самообслуживанию. Постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.
«Наша раздевалка»
Цель.Обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве; знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; обогащение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.
Необходимый материал.Игровой персонаж веселый клоун Бим — большая набивная игрушка, сшитая из ткани. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречает каждого ребенка, облегчая ему процесс расставания с родителями.
Организация.Небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.
Краткий ход ситуации.Веселый клоун Бим приглашает нескольких детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы — вагончики. Поехали кататься!» — говорит он.
«Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы детей и использует прием хорового проговаривания.) Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Наташа? (На скамеечку.) Кто с Наташей рядом сел? (Андрюша.) И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (Побуждает к проговариванию.)
Посмотрите, а это что? (Шкафчики.) Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Андрюша, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Машинка.) Андрюша сам выбрал эту картинку. Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которой папа привозит Андрюшу в детский сад. Теперь, Наташенька, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?» Аналогично строится диалог с другими детьми. «А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (Дверку.) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится?(Вынимает по очереди предметы и называют хором: шапочка, шарфик.) А что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? (На ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? (Курточка.) Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает:„Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась".)А теперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?» Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев: когда они снова придут в свой детский сад?!»
Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. «Чук, чук, чук!» — стучат колеса, а вот и маленькая остановка. «Станция Зеркальная! — объявляет клоун Бим. — Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке? (Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено?»
Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: «Посмотришься в зеркало — и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!»
Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглашает в путешествие следующую подгруппу детей.
Возможные варианты усложнения образовательной ситуации.Используя игру «Найди свой шкафчик», воспитатель уточняет, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о малыше Неумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как их надо складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «сапожки, носки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.
Используя прием «путешествия», воспитатель организует поездки по все более расширяющемуся маршруту (групповая, умывальная комната, спальня и т.д.). Оживляются детские поездки стихами, которые читает педагог. Так, например, на станции Зеркальная может прозвучать стихотворение А. Кондратьева:
Зеркало Любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
Надо умыться.
—Зеркало охнет:
—Где же гребенка?
—Что же она
Не причешет ребенка?!
Зеркало дажеТемнеет от страха,
ЕслиВ негоПоглядитсяНеряха!
Дома с ребенком.Воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей — наиболее благоприятный (сензитивный) период для формирования культурно-гигиенических навыков. Освоение ребенком процессов одевания/раздевания дает опорную точку для проявления малышом активности и самостоятельности. При овладении этими умениями идет не просто формирование навыков, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения в мир культуры.
Малыши активно осваивают предметную деятельность: их привлекают действия с предметами, они с удовольствием манипулируют ими, многократно повторяя одни и те же действия. Дети интересуются, как обращаться с тем или иным предметом, поэтому необходимо создать и дома благоприятные условия для действий с предметами одежды.
Исходя из условий семьи, важно обсудить с родителями воспитанников, как лучше организовать место для уличной одежды и обуви ребенка. Нужно разъяснить родителям, почему надо многократно показывать и называть действия при одевании/раздевании, обращая внимание малыша на то, как с помощью действий предметы одежды (обуви) приводятся в соответствующее пространственное положение: повесили курточку за петельку на крючок; поставили ботиночки на полку для обуви.
Предметный мир для малыша — это многообразие в первую очередь предметов одежды и обуви — шапочки, кепки, береты, шляпки, платья, юбки, халаты, брюки, шорты, куртки, свитера и кофточки, кроссовки, ботинки, сандалии, сапожки... Как разнообразен этот мир Как много названий, которые надо научиться правильно произносить. Помочь малышам ориентироваться в предметном мире одежды и обуви помогают образовательные ситуации,которые педагог многократно конструирует на протяжении всего учебного года. Основной принцип, который при этом необходимо соблюдать: по мере того как новый предмет появляется в поле зрения детей, входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей — называет, выделяет его назначение, самые главные части, их особенности, качества и свойства. Накопив таким образом у детей первоначальный запас чувственного опыта, педагог организует образовательную ситуацию для расширения, уточнения и обобщения детских представлений о данном предмете.
«Шапочка-колпачок клоуна Бима»
Цель.Уточнение назначения шапочки как одного из предметов одежды, обучение рассматриванию предмета, выделению ярко выраженных частей (колпачок, резиночка, кисточка), их назначения, материала и таких качеств ткани, как цвет, мягкость, гладкость, яркость, используя обследовательские действия (погладь, сожми в кулачок).Обогащение детского словаря за счет слов: шапочка-колпачок, надеть, снять, резиночка, кисточка, ткань, мягкая, гладкая, яркая.Пробудить эмоциональные чувства и показать способ решения простейшей жизненной ситуации: потерялась любимая шапочка.
Необходимый материал.Игровой персонаж клоун Бим в яркой красной шапочке-колпачке с белой кисточкой; колпачок хорошо держится на голове куклы благодаря пришитой к нему резиночке. Магнитофонная запись с веселой плясовой музыкой.
Организация.Небольшими подгруппами, по 4—5 человек.
Краткий ход ситуации.Воспитатель вносит игровой персонаж. Клоун Бим здоровается с детьми, но его голос непривычно печален. Педагог обращает на это внимание детей: «Бим, что-то ты сегодня совсем невеселый. Что случилось?» Бим молча кладет обе руки на голову и печально качает головой. «Ой, я, кажется, поняла, что случилось, — говорит педагог. — А вы, дети, догадались? Что всегда носил наш веселый клоун Бим на голове? (Добивается хорового ответа.) Да, на его голове всегда была шапочка-колпачок. А где же она? Потерялась?! Что же делать?! Давайте ее поищем!» Воспитатель вместе с детьми и игровым персонажем ищут и «находят» шапочку, которая оставлена на самом видном месте в раздевалке. Все радуются, что шапочка нашлась, а педагог предлагает еерассмотреть.
«Что это? (Шапочка.) Для чего она нужна? Шапочка у нашего Бима колпачком. Внизу она какая? (Воспитатель обводит пальцем по краю шапочки.) Правильно, Сережа, круглая. Покажите пальчиками, какая шапочка снизу». (Дети делают вместе с игрушкой круговые движения рукой, педагог побуждает к проговариванию — «круглая».)
«А почему шапочка круглая? — задает педагог следующий вопрос. — На что Бим надевает шапочку?» (На голову.) Обводя голову игрового персонажа, воспитатель уточняет ее форму и помогает детям установить связь между формами обоих предметов — шапочки и головы: «И шапочка круглая, и голова Бима круглая. Круглую шапочку — на круглую головку».
Надевая вместе с детьми колпачок на голову кукле, воспитатель спрашивает: «Посмотрите, как колпачок держится на головке? Хорошо? Клоун Бим веселый, любит головой в разные стороны вертеть! (Слова педагога сопровождаются действием куклы.) Ай-я-яй! Колпачок свалился. А что есть у шапочки, чтобы шапочка не сваливалась? Посмотрите, что это? (Резиночка.) Зачем, для чего резиночка нужна? Правильно, чтобы колпачок с головки не падал».
А из чего сшита шапочка Бима? (Из ткани) Какого она цвета? Да, красная, красивая. Погладьте ткань. Какая она? (Гладкая.) Теперь сожмите в кулачок. Какая она? (Мягкая.) Приложите к щечке. Какая она? (Мягкая.) Давайте полюбуемся, какой красивый красный колпачок. А ткань-то какая — мягкая, гладкая...
А это что? (Воспитатель обращает внимание детей на кисточку на конце колпачка.) Какого она цвета? Правильно, кисточка белая. Ах, как красиво: красный колпачок, белая кисточка. Как нарядно!» Веселый клоун снова в своей любимой шапочке-колпачке. Он благодарит детей за помощь в ее поисках. Все вместе танцуют с клоуном Бимом под веселую музыку.
Возможные усложнения ситуации.В течение учебного года воспитатель неоднократно рассматривает с детьми шапочки разных фасонов, при этом выделяются их характерные части (козырек, ушки, завязки и пр.), материал (ткань, шерсть, мех). Задача педагога — установить связь между тем, как погодные условия влияют на то, какие шапочки и из каких материалов носят дети и взрослые.
Дома с ребенком.Педагог советует родителям во время сборов с ребенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одежды: какую шапочку лучше надеть, чтобы не замерзла (не вспотела) голова, чтобы шапочка не промокла под дождем, чтобы яркое солнце не слепило глаза и пр.
«Теплая шапочка куклы Кати»
Цель.Расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая). Введение в словарь новых слов: пушистая, завязочки, завязывать, активизация словаря за счет слов шапочка, теплая, ткань, надеть, тепло, синяя, с ушками.Развитие умения включаться в диалог, относить к себе речь взрослого и игрового персонажа, обращенную к группе детей.
Необходимый материал.Игровой персонаж кукла Катя; синяя пушистая шапочка с ушками из плотной шерстяной мягкой ткани; шкаф с кукольной одеждой, среди вещей красный теплый комбинезон, летняя шапочка-панамка.
Организация.Образовательная ситуация конструируется в игровом уголке, желательно перед прогулкой, чтобы можно было взять куклу Катю с собой; небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.
Краткий ход ситуации.Педагог подключается к игре детей с куклами в игровом уголке, ненавязчиво предлагает новый поворот игрового сюжета: куклы собираются погулять. «На улице холодно, ветер дует, — говорит воспитатель, вместе с куклой глядя в окно. — Что лучше надеть, чтобы не замерзнуть на прогулке?» Открывают шкаф с кукольной одеждой, пересматривают вещи; кукла Катя «выбирает» свой любимый красный комбинезон. «А что же надеть на голову Кате?» Катя «примеряет» летнюю шапочку-панамку. «Красиво, но будет ли тепло в такой шапочке?»
«А у меня для Кати подарок», — говорит воспитатель и вынимает яркий бумажный пакет с нарядным бантом. Дети вместе с Катей развязывают его. — «Что это? (Шапочка.) Давайте наденем эту шапочку на Катю». Кукла «смотрится» в зеркало, «радуется» обновке.
«Какая красивая шапочка, как Кате идет! — продолжает воспитатель.— А какого цвета шапочка? (Синего.Снимает шапочку, прикладывает к комбинезону.) Шапочка синяя, а комбинезон какой? Правильно, красный. Красное и синее. Ах, как красиво!»
Снова надевает шапочку на голову кукле. «Хорошо ли на голове держится? А это что у шапочки? (Показывает.) Это ушки. Где Катины ушки? Покажи, Танюша. А это ушки у шапочки. Что это? (Ушки.) Давайте хором скажем: у-ушки. Для чего нужны ушки на шапочке, кто догадался? Что они закрывают? Правильно, они уши закрывают, чтобы уши не замерзли. А что на конце ушек? Что это? (Показывает.) Это завязки, завязочки. (Хоровое проговаривание.) Давайте завяжем шапочку Кате. Вот как хорошо, ушки закрыты, никакой ветер не страшен! (Кукла качает головой, вертит ею во все стороны, но шапочка крепко держится на голове.) А теперь давайте развяжем завязки. (Шапочка сваливается с головы куклы.) Для чего нужны завязки? Правильно, завязки держат шапочку на голове, чтобы не поддувало и было тепло.
Из чего сшита шапочка? Какая ткань — толстая или тоненькая? (Дети вместе с педагогом сравнивают ткань панамки и новой шапочки, выполняют по показу воспитателя обследовательские действия: сжимают — мягкая, прикладывают к щеке — теплая, дуют на ворсинки — пушистая). На улице холодно, какая нужна шапочка? Теплая, чтобы ткань была толстая, мягкая, пушистая».
Дети вместе с педагогом одевают Катю на прогулку.
Возможные усложнения ситуации.Воспитатель предлагает поиграть «в магазин» — купить куклам новые теплые шапочки. В набор дидактического материала входят 3—4 куклы в пальто и (или) теплых куртках красного, зеленого, синего, желтого цвета; шапочки этих же цветов в двух вариантах (летние панамки и теплые шапочки с длинными ушками и завязочками). Игровая задача — «купить» красивую теплую шапочку, чтобы она красиво сочеталась по цвету с одеждой куклы или точно подходила по цвету.
Дома с ребенком.Педагог советует родителям во время сборов с ребенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одежды в зависимости от погоды; упражнять ребенка в различении и назывании основных цветов, выделении качеств ткани (теплая, пушистая, гладкая, тонкая, толстая и пр.).
Приложение 6
Развлечение