Тема 2. Сущность образования
Сущность процесса обучения.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Сущность обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно - познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Основные понятия, характеризующие сущность обучения: «информация», «знание», «умения», «навыки», «учебные достижения».
Информация - сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации.
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков
Навыки - деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Учебные достижения - это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.
Сущность процесса воспитания.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает воспитание. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов.
Основные понятия, характеризующие сущность воспитания: «личность», «индивидуальность», «духовность», «телесность».
Личность- это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нём
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Духовность - это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей.
Телесность - одухотворенное тело
Сущность образования в гармонии воспитания и обучения.
Образование представляет собой сложный процесс, который характеризуется единством обучения, воспитания и развития.
В мировой системе образования выделяют следующие тенденции: переход от элитного к доступному всем категориям населения образованию, рост самостоятельности учебных заведений, рост рынка образовательных услуг, увеличение количества студентов, повышение интереса к одаренным ученикам, расширение возможностей для получения образования детьми с отклонениями в развитии, расширение межгосударственного сотрудничества в области образования, непрерывность образования, приоритетное финансирование учреждений образования и науки, переход к инновационным образовательным технологиям.
Основные направления образовательной политики государства.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Тема 3. Воспитание
Воспитание и социализация - сходство и различия.
Воспитание - связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта).
Социализация - отношения в контексте «человек – общество» (участвует один субъект).
Воспитание - прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования.
Социализация - процесс непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности.
Социализация многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения.
Факторы развития личности, индивидуальности, духовности и телесности человека.
Наследственность - это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
Среда - те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Воспитание - планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора.
Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.
Противоречия и движущие силы воспитания.
- противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию.
- противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей крайне важностью применять преимущественно обобщенные знания и умения.
- противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче.
- противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и преимущественно словесным характером воспитания.
Поведение и деятельность в воспитании.
Деятельность в воспитании - это такая деятельность, которую направляют на конкретного ребенка. Она способствует решению его индивидуальных проблем при помощи познания личности и социума, поиска адекватных приемов общения, обнаружения средств, помогающих свою проблему решить самостоятельно. Это реализуется как комплекс реабилитационных и профилактических мероприятий. А также с помощью организации разнообразных аспектов жизни.
Воспитательные системы: гуманистическая, личностно-ориентированная, «Педагогика успеха», школа диалога культур.
Гуманистическая воспитательная система:
Ведущей идей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, необходимости коллективного творчества, комплексности воспитания. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов.
Личностно – ориентированная воспитательная система:
Развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Педагогика успеха:
Вся совокупность деятельности педагога и студентов, построенная на наиболее полном использовании возможностей их личностей, дающая устойчивый эффект, способная к воспроизводству в других условиях и другими педагогами.
Школа диалога культур:
Концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры; это проекция философии на идею школы..
Категории цели и идеала в теории воспитания.
С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И действительно, оказывалось, что он способен к таким высшим достижениям, только одному удавалось одно, а другому - другое.
Эволюционно идеальная цель воспитания достаточно хорошо просматривается в национальном фольклоре: сказках, поговорках, былинах, песнях и т.д., где воспевался образ разностороннего, умного, трудолюбивого, красивого, сильного, веселого и доброго человека.
В воспитании детей дошкольного возраста необходимо создавать условия, в которых бы ребенок мог пробовать себя в разных на правлениях. Задача педагога - внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростка того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.
Педагогическое руководство воспитанием.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребёнку в школе и семье, способствуют выработке определённого динамического стереотипа поведения.
Учитель выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве воспитанием.
Рассматривая руководство воспитанием как сложный педагогический процесс, имеется в виду не только внешние связи семьи и школы, направленные на воспитание ребёнка, но и внутренние, заключающиеся в подлинно диалектическом разрешении противоречий между поведением и установками школьника, что активизирует всестороннее и гармоничное развитие его личности.
Принципы воспитания: нравственности, общественной направленности воспитания, связи воспитания и развития; воспитания с жизнью и трудом; в коллективе, опоры на положительное в воспитании; единства требовательности и уважения к личности в воспитании; гуманизации воспитания.
Принцип в воспитании требует, чтобы воспитатель: постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств; максимально опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Принципы воспитания: в труде, учета возрастных особенностей и индивидуальных различий в воспитания.
Начиная с первых лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в общественно - политической и культурно - массовой работе, в труде нашего народа. Участвуя в общем труде по строительству нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке воспитательной работы молодежь включается в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности учащихся.
Тема 4. Обучение
Сходство и различия между научным познанием и учебной деятельностью.
Самая первая особенность, которой обладает научное познание - это его объективность. Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать. Научное познание и учебная деятельность всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений.
Противоречия и движущие силы процесса обучения.
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, имеющим смысл для учащихся, а разрешение противоречия явно осознаваемой ими необходимостью.
Непременным условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при полном напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут выполнить ее в ближайшей перспективе, то такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, а может оказаться тормозом умственной деятельности учащихся.
Логика и закономерности процесса обучения.
Логика учебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.
Категория цели в теории обучения.
Цели в теории обучения организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально - групповые, индивидуально - личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.
Роль принципов в теории обучения.
Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса.
Психологические основы принципов обучения.
В процессе познавательной деятельности у учащихся возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут стимулировать успешное усвоение знаний или мешать процессу познавательной деятельности. Главная задача педагога в реализации этого принципа - управлять формированием эмоций, активизирующие учебно - познавательную деятельность, и предотвращать появление тех, которые отрицательно сказываются на ней. Учитель должен воспитывать в учащихся умение владеть своим настроением, эмоциями, переживаниями.
Принцип сознательности и активности обучения.
Сознательному усвоению знаний способствуют: разъяснение целей и задач учебного предмета, значение его для решения жизненных проблем, для перспектив ученика, использование в процессе обучения мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции) положительные эмоции; мотивы учения; рациональные приемы работы на уроке критический подход в процессе преподавания материала и его усвоения; надлежащий контроль и самоконтроль.
Принцип наглядности обучения.
Использование наглядности в обучении способствует умственному развитию учащихся, помогает выявить связь между научными знаниями и жизнью, между теорией и практикой, облегчает процесс усвоения и способствует развитию др. интересы к знаниям, помогает воспринимать объект в многообразии его сторон и связей, стимулирует развитие мотивационной сферы учащихся.
Принципы систематичности и последовательности обучения.
Обусловлен логике науки и особенностями познавательной деятельности, которые зависят от возрастных закономерностей развития детей. Предусматривает системность в работе учителя, а также системность в работе учащихся.
Принцип прочности обучения.
Главным признаком прочности является сознательное и основательное усвоение существенных фактов, понятий, идей, законов, правил, глубокое понимание существенных признаков и сторон предметов и явлений, связей и отношений между ним мы и внутри них реализация этого принципа предполагает: повторение учебного материала по разделам и структурными смысловыми частями; запоминания нового учебного материала, опираясь на пройденный.
Принципы доступности и научности.
Сущность доступности заключается в том, что дети должны воспринимать и понимать объясним материал. Доступно организовать обучение означает обращаться к наивысшего предела возможностей учащихся с целью постоянного повышения их возможностей.
Принцип связи теории с практикой.
Основывается он на объективных связях между наукой и производством, теорией и практикой Теоретические знания (общеобразовательные, политехнические, специальные) является основой современной производительного труда, которая конкретно изучает их, способствует крепкому, сознательному усвоению Реализацию этого принципа обеспечивают использование на уроках жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности).
Современные дидактические концепции и категория «незнание» в теории обучения.
Дидактическая концепция - система взглядов на процесс обучения. Это совокупность компонентов, образующих единую целостную структуру, направленную на достижение цели обучения. В систему входят: цель, содержание образования, дидактические процессы, организационные формы и методы.
Проблема педагогического руководства обучением: организация и управление.
Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно - воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Тема 5. Профессиональная педагогика как отрасль научно-педагогических знаний
Специфика объекта, предмета и функций профессиональной педагогики.
Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.
Предмет профессиональной педагогики - педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные компоненты.
Основные функции:
- теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования; выявление состояния профессионального образования; проведение экспериментальных исследований.
- технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию; внедрение достижений науки в педагогическую практику; анализ результатов научных исследований.
Задачи и структура профессиональной педагогики.
Задачи:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
- Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
- Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
- Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
- Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Структура:
История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний.
Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная и др.
Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности.
Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов.
Коррекционная педагогика – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии.
Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах.
Основные понятия профессиональной педагогики: профессиональная ориентация; профессиональное становление; профессиональное обучение; профессиональное воспитание; профессиональное развитие, профессиональные компетенции.
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональное становление - это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.
Профессиональное обучение - это обучение, целью которого является подготовка учащихся к профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание - это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно - практической деятельности.
Профессиональное развитие - это приобретение работником новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые он использует ли использовать в своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Тема 6. История и современная система отечественной профессиональной подготовки
История и этапы становления профессионального образования в России.
Два больших временных периода:
- становление профессионального образования на Руси и в России (VI — конец XIX в.);
- развитие системы профессионального образования в России (с 1888 г. до революции 1917 г.).
В первом периоде можно выделить начальный этап (VI - X вв.). Он связан с зарождением среди групп людей, занимающихся производством вещей, первоначальной формы обучения - ремесленного ученичества. Сначала в круг обучаемых входили только дети самих ремесленников, но затем гончарному, кузнечному и иному делу мастера стали обучать и других детей. Далее формы обучения были более эффективны. Оставаясь еще в значительной степени индивидуальным, обучение каменному строительству, ювелирной технике, стеклоделию, иконописи и другим видам работ уже проходило на базе небольших мастерских. При этом для обучения выбирались уже подготовленные, в смысле общей грамотности, ученики.
Последующие столетия (XII — XVI вв.) характеризуются становлением, закреплением и расширением форм ремесленного обучения. От индивидуальной формы обучение все шире переходит к групповой, когда мастер имел нескольких подмастерьев, помощников, учеников. Стал делаться упор на приобретение специальных знаний. Это позволяло выходить за рамки индивидуального опыта, вырабатывались подходы начальной методики в обучении профессии.
Этапным для профессионального начального обучения стало время становления Российской империи. Во времена Петра I стали появляться школы математических и навигационных наук, геодезические школы, горные училища и другие заведения подобного рода.
Второй период - характеризуется развитием в России системы профессионального обучения. Вклад русских ученых и педагогов, чей опыт использовали и на Западе, здесь очень значителен. Впервые в России законодательно установили единую систему профессионально - технических учебных заведений:
- средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела;
- низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства;
- ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей.
В послевоенные годы продолжалось совершенствование системы различных форм подготовки (школы, училища и др.) создается единый тип учебных заведений - городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально - технические училища на базе 8 - летней школы.
Следующим этапом развития системы явилось преобразование профтехучилищ в учебные заведения со сроком обучения 3 - 4 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы.
Ремесленное ученичество как форма обучения у восточных славян в VI–IXвв.
В период матриархата все дети до 6 лет находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию.
Форма воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.
Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.
Реформы просвещения Петра I.
Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.
Ряд историков, указывали, что реформы Петра I не являлись чем - то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в.
Историки, проводившие анализ Петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю).
В.Н.Татищев и начало профессионального образования в России.
В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ.
Он считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения - собственно профессионального.
Науки Татищев разделяет на полезные и вредные:
Полезные - письмо, грамматика, красноречие, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия и др.
Вредные - гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых просвещение) и др.
Развитие профессионального образования в XIX – XXвв.
Традиции профессионального образования России формировались в течении более чем двух столетий. Уже в конце XVIII - начале XIX столетий подготовка специалистов в технических училищах и вузах России строилась на сочетании высокого теоретического уровня преподавания и значительного практического обучения, в то же время высшее техническое образование в Германии, США носило ремесленно - практический характер.
Развитие отечественной профессиональной школы шло в тесной связи с естественными факультетами университетов, что позволяло повысить теоретический уровень обучения и избежать узкопрактического подхода к подготовке специалистов, выпускать энциклопедически образованных профессионалов.
Важнейшей традицией профессиональной школы России является органичное включение в учебный процесс системы производственной практики, основанной на развитии сети учебных мастерских, лабораторно - экспериментальной базы, а также на оригинальных педагогических идеях.
Становление теории и методики профессионального образования во второй половине XIX – начале XX вв.
Вместо гражданской истории предложено изучать историю труда и социологию, историю заменили курсом обществоведения.
Учебные занятия круглый год, перерывы в зависимости от климатических условий. Занятия 7 дней, но 2 дня могут быть отданы на экскурсии. Классное преподавание заменяется трудовым, программы иметь рекомендательный характер. Учителя не пользуются учебниками, нужно иметь справочники, вести с учениками беседы.
Отменены экзамены, бальные оценки знаний, домашние задания. Перевод и выпуск из школы по отзывам педсовета. Вместо классов - мелкие группы, вместо уроков - лабораторные студийные занятия.
Исторические сведения связаны с происхождением капитализма, рабочего движения. Развитию учащихся должны были способствовать трудовой, лабораторно - бригадный, исследовательский методы.
Исследовательский метод - выполнение заказов, в них входили рисование схем, карт, моделирование, изготовление костюмов и вооружений. 2 - 3 рисовальщика работали дни и ночи, готовясь к годовому отчету. Весной готовилась выставка.
Профессиональное образование в Советской России (1917-1940).
Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно - государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.
С первых дней существования одним из направлений новой деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники, архитекторы. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.
Профессионально-техническое образование в РСФСР (1940-1958).
В 1940 году вышло постановление «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.
В 1950 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети рожденные в годы войны, когда рождаемость в условиях военного времени (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.
В 1956 году – Вышло постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7 - летнего образования было введено всеобщее обязательное 8 - летнее образование.
Профессионально-техническое образование в РСФСР в 1958-1990 гг.
Было закрепленно Конституцией право на бесплатное образование всех уровней.
Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.
В области трудового воспитания молодежи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи.»
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6 - летнего возраста.
Современная многоуровневая система профессиональной подготовки в России.