Детство. Защита детей в современных условиях
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова рассматривают детство в двух аспектах: как процесс индивидуального развития ребенка и как его положение в обществе, т. е. заботу общества о детях.
Говоря о возрастных особенностях ребенка, подразумевают особенности его физического созревания, уровень познавательного развития, опыт социальной жизни, уровень морали. От семьи зависит социальное созревание ребенка, в этом ее огромная ответственность перед обществом.
Содержание понятия «детство» подробно рассматривает Ш. А. Амонашвили в книге «В школу – с шести лет». Детство он рассматривает не как период «беспечной и райской жизни», а как период сложных, трудноразрешимых, а порой и неразрешимых проблем. Эти трудности заставляют детей страдать, переживать, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения как между детьми, так и между взрослыми и детьми. Педагог отмечает, что детство – это «непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым… Суть детской жизни, суть детства… стремление поскорее стать взрослым…»
Современная ситуация характеризуется снижением жизненного уровня населения, что в первую очередь сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье подрастающего поколения.
Государство не оказывает реальных мер по защите детей и подростков, что влечет асоциальное поведение, рост преступности, алкоголизм, наркоманию.
Перестройка породила такие негативные тенденции , как:
1) сокращение рождаемости;
2) увеличение числа неполных семей;
3) появление социального сиротства (90 % детей в домах ребенка и детских домах имеют родных родителей);
4) возрастание детской смертности, дошкольной заболеваемости, детской инвалидности;
5) недостаток продуктов детского питания, товаров детского ассортимента;
6) появление детей-беженцев;
7) увеличение на 50 % детской преступности и преступлений девушек;
8) 60 % детей живут в семьях с низким прожиточным уровнем.
В условиях кризиса в стране рождается опыт защиты детей , который уже можно охарактеризовать как положительный. Во многих регионах созданы управления, отделы, функцией которых является защита семьи и детства.
Проблемами детства в России занимаются 400 неправительственных организации. Они оказывают различные виды помощи (материальную, юридическую) семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов, детям-беженцам. Можно выделить такие организации, как Российское общество Красного Креста, Российский детский фонд, фонд «Культура и будущее России», Фонд милосердия и здоровья, Фонд охраны матери и ребенка, Фонд помощи детям военнослужащих, Ассоциация планирования семьи, благотворительный фонд «Нет алкоголизму».
Социальное сиротство
Социальное сиротство– социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения последних родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. В эту категорию попадают и те дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [Василькова Ю. В., Василькова Т. А. , 2001].
Исследователи в ряду причин, порождающих социальное сиротство, называют увеличение числа разводов, числа внебрачных детей, безработицу родителей. Таким образом, социальное сиротство – это результат кризиса семьи, падения нравственных устоев в обществе.
Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ указывает на увеличение за последние годы числа детей-сирот и детей-инвалидов на 70 %.
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают более конкретные причины социального сиротства :
1) рост числа родителей, лишенных родительских прав;
2) выросшие дети, которые идут по стопам своих родителей, и, как они, лишаются родительских прав;
3) обнищание населения (есть случаи, когда семья отказывается от ребенка, так как не в состоянии его прокормить);
4) рост наркомании и алкоголизма;
5) увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые.
Возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания; несовершеннолетние матери бросают детей.
Жертвы социального сиротства в основном попадают в детские дома. В современных условиях это часто дети не только хронических алкоголиков или сироты, а дети, чьи родители здоровы физически и психически, но относятся к социально депривированным личностям . Дети из таких семей имеют более широкий кругозор и опыт потребления материальных благ, однако интеллектуальные потребности отсутствуют.
Основной целью детского дома является социализациявоспитанников. Поэтому жизнь в детском доме построена таким образом, чтобы дети усваивали функции членов семьи, выполняя, мальчики – традиционно мужские дела, девочки – традиционно женские. Моделирование семьи должно стать практикой работы любого детского дома. В трудовой деятельности важно усиливать практические компоненты, ориентируясь на конечный материальный результат. Воспитанники должны получать навыки, готовые для использования в самостоятельной жизни (владение ремеслом, работа на компьютере и т. д.).
Следует помнить, что взаимопомощь в детских домах часто сочетается с конкуренцией, что требуется учитывать при комплектовании групп. Социальные педагоги призваны придать такому соревнованию цивилизованный вид.