Работа с детьми в летнее время
Занятия по развитию речи в первой младшей группе продолжаются и летом. Если позволяют условия, их проводят непосредственно на участке.
В этот период с детьми повторяют программный материал; ежедневно читают малышам художественные произведения, рассказывают (напоминают) народные сказки. Перед тем как рассказать сказку, целесообразно предложить их вниманию присказку, например:
За ступенькою ступенька -
Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько -
Будет песенка.
А колечко на колечко -
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
И закончить сказку лучше присказкой:
Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают.
Нас в гости поджидают.
Или: "Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец".
Напоминая сказку, воспитатель может показать детям фигурки настольного или кукольного театра, использовать фланелеграф. В этом случае занятие целесообразно начать (или, наоборот, закончить) с дидактического упражнения типа "Вот так раз!" ("Что не так?", "Кто лишний?"). Суть его заключается в том, что к персонажам определенной сказки попадает герой из другой сказки. Дети должны заметить ошибку и исправить ее. Например, педагог выставляет на фланелеграф картинки, на которых изображены репка, дед, бабка, внучка,
Жучка, заяц (вместо кошки) и мышка. "Тянут-потянут, а вытянуть почему-то не могут, – рассказывает воспитатель. – Как вы думаете, почему?" (Произошла ошибка. Надо позвать кошку, кошка встанет на место зайца. А зайчика-побегайчика надо отнести туда, где стоит теремок (из набора для настольного театра) или лежит книжка "Теремок".)
Эти маленькие головоломки доставляют детям много радости, а воспитателю позволяют выяснить, как малыши усвоили содержание сказок. Кроме того, такие задания предполагают умение детей использовать развернутые описания.
В летние месяцы воспитателю следует повторить с детьми потешки и стихи, в частности, те, которые легко драматизировать, сопровождать игровыми и имитационными движениями, например, "Три веселых братца" (немецкая песенка), "Кошка" Г. Сапгира, "Сапожник" (польская песенка) и т. п.
С детьми можно поискать приметы лета и поблагодарить его за теплые деньки, цветущие клумбы, бабочек и жучков, яркое кружево листьев на деревьях, ягоды и т. п. В это же время года весьма кстати прочитать сказку "Земляничка" Н. Павловой, погонять по воде (в тазике) кораблик под пушкинские строки: "Ветер по морю гуляет…" (совершенствование плавного длительного выдоха).
Особое удовольствие детям доставляют игры-инсценировки (знакомые и новые, например, "Как непослушный котенок лапу обжег"; "Как у Наташи чуть птичка не улетела" и т. п.).
Игра-инсценировка "Как непослушный котенок лапу обжег"
Жила-была маленькая и веселая девочка, с кудряшками на голове. Была у девочки бабушка. Девочка часто ходила к бабушке в гости. Когда она возвращалась домой, люди спрашивали ее:
– Маленькая девочка,
Скажи, где ты была?
А девочка отвечала:
– Была у старой бабушки
На том конце села.
– Что ты пила у бабушки?
– Пила с вареньем чай.
– Что ты сказала бабушке?
– Спасибо и прощай.
Английская народная песенка, пер. С. Маршака
Однажды, возвращаясь от бабушки, девочка встретила на улице маленького веселого котенка. Котенок спросил:
– Маленькая девочка,
Скажи, где ты была?
(Стихотворение повторяется.)
Котенок понравился маленькой девочке, а девочка понравилась маленькому котенку. Они стали жить вместе. Вместе играли, вместе гуляли, вместе ходили в гости к бабушке. В гостях девочка пила чай с вареньем, а котенок лакал молоко.
Как-то раз, когда бабушка, девочка и котенок собирались вместе пообедать, пришла соседка и увела куда-то бабушку. Время шло, а бабушка не возвращалась.
– Возьму и отопью немножко молока из кастрюли, которая стоит на плите, – решил котенок.
– Нельзя! – сказала девочка. – Бабушка может рассердиться. Потерпи еще немного.
Но маленький котенок не захотел больше ждать. Он прыгнул на плиту. Кастрюля была такая высокая, что котенок едва достал до ее края.
– Опущу в кастрюлю лапу, а потом лапу оближу, – решил он. Сунул лапу в молоко. И заверещал так, будто ему наступили на хвост. А все потому, что молоко в кастрюле было горячее…
Узнав о случившемся, бабушка пожурила девочку и котенка. Но они уже и сами поняли, что надо учиться терпению.
На этот раз, возвращаясь от бабушки, девочка несла котенка с обожженной лапой на руках. Люди спрашивали ее:
– Маленькая девочка,
Скажи, где ты была..?
После слов девочки "спасибо" и "прощай" котенок добавляет:
– А еще мы обещали бабушке никогда не совать лапы в кастрюли.
Игра-инсценировка "Как у Наташи чуть птичка не улетела"
В клетке жила веселая птичка. Она прыгала по жердочке и пела: "Чив-чивы-чиив".
– Это она мне "доброе утро" говорит? – спрашивала Наташа.
– Возможно, – отвечала мама. – Но скорее всего, она просит у нас зернышек и водички.
Наташа любила разговаривать с птичкой.
– Видишь, мама поставила тебе свежей водички, – говорила она Чиву.
– Чив-чив, – отвечал он.
– Это слон, а это заяц, – рассказывала Наташа Чиву.
– Чи-ив-чив, – соглашался он.
– А в бабушкиной комнате висит новый ковер. На нем нарисованы птицы. Они похожи на тебя. Хочешь на них посмотреть?
Чив согласился.
Наташа хотела отнести Чива прямо в клетке, но не смогла поднять ее. Тогда Наташа открыла клетку и взяла Чива. Но он испугался, забил крыльями и вырвался у нее из рук. Вначале Чив летал по комнате, потом сел на форточку и вдруг быстро юркнул в клетку.
Наташа закрыла дверцу. В это время в форточку прыгнул Наташин кот Васька. Это его увидел на балконе Чив и поспешил домой, в клетку.
– Спасибо тебе, Васенька, – поклонилась коту Наташа. – Если бы не ты, улетел бы наш Чив.
– Чив-чи-ив, – подтвердил Чив, прыгая по жердочке.
Специалисты считают, что с детьми этого возраста уже можно работать над произношением трудных звуков с, з, ц. Эту работу целесообразно проводить именно летом, с небольшими группами детей (2–4 человека) и индивидуально. Дети повторяют, как поет-свистит струя воды: с-с-с; дразнят комаров, которых весной и летом множество: з-з-з; цокают, изображая бельчат: цок-цок-цок; проговаривают чистоговорки [16] , например:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Усь-усь-усь – к нам подходит гусь.
За-за-за – надвигается гроза.
Зи-зи-зи – кубики вези.
Цо-цо-цо – знакомое лицо.
Ец-ец-ец – Вова (Саша, Коля) молодец.
С детьми проводят игры, в которых используются программные поэтические произведения, в частности "Бежала лесочком лиса с кузовочком…", "Приказ" Э. Мошковской (в сокращении); "Лисий хвостик" Н. Пикулевой; "Ой, ты, заюшка-пострел…" (пер. с молдавского И. Токмаковой) и т. п. Приведем пример игры-диалога с использованием польской народной песенки "Сапожник" (пер. с польского, обраб. Б. Заходера)
– Был сапожник?
– Был!
– Шил сапожник?
– Шил!
– Для кого сапожки?
– Для соседской кошки.
В летние месяцы в группе или на участке целесообразно рассматривать с детьми сюжетные картины – знакомые и новые. Среди новых могут быть картины из наглядно-дидактического пособия В. В. Гербовой [17] . Приведем пример занятия.
У аквариума
Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, спрашивает, что на ней изображено. Выслушивает ответы детей, не корректируя их.
"Вы все правильно поняли, – подводит итог воспитатель. – Котенок прокрался в комнату, где стоит аквариум с рыбками , а мальчик пытается его отвлечь.
Вам нравится аквариум ? Какой он? (Большой, круглый, на ножках. В нем чистая вода, камешки, травка (водоросли), красивые рыбки.)
Дети пришли, чтобы… (покормить рыбок). А следом за ним прибежал… (котенок). Подбежал к аквариуму и обхватил его лапами, стараясь поймать рыбку. Поймал котенок рыбку? Почему это ему не удалось? (Рыбки за стеклом.)
Мальчик решил увести котика подальше от рыбок. Он сделал из бумаги бантик и привязал к нему веревочку. Бантик по полу ползет, котенок на бантик глядит. Интересно, побежит он за бантиком?
Девочка в красном платьице рыбок кормит, на глупого котенка любуется: "Ишь, шустрый какой! И рыбок поймать хочет, и бантик схватить готов"".
Рекомендуемая литература
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Золотая птица. Поэзия разных стран и народов для детей дошкольного возраста/ Сост. И.П. Токмакова, Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1996.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 2–4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.
Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Серия наглядных пособий "Мир в картинках": "Домашние животные", "Животные жарких стран", "Животные средней полосы", "Овощи", "Фрукты", "Посуда", и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Иллюстрации
...
В песочнице
...
Дедка за репку
...
Чудо-паровозик
...
Спала кошка на крыше
...
Делаем машину
...
У аквариума
...
Дед Мороз
...
Кто где спрятался?
Примечания
Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2004. – С. 168.
См. цветную вкладку или рабочую тетрадь "Развитие речи у малышей: Младшая группа". – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
В планах занятий указаны художники, рисунки которых признаны лучшими.
Здесь и далее: слова, выделенные в тексте, дети должны услышать, понять их смысл (хотя бы на интуитивном уровне), и если потребуется (появится желание), то и проговорить.
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В.В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2–4 лет. – М.: Владос (любое издание).
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В.В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2–4 лет. – М.: Владос (любое издание).
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В. В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2–4 лет. – М.: Владос (любое издание).
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
См. цветную вкладку или пособие: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
В регионах, где еще холодно, это занятие следует провести позже.
Чистоговорки из книги Максакова А. И. Развитие правильной речи в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
См. пособие Гербовой В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
www.profilib.com