Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.
Основной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Для успешного достижения этой цели педагогам необходимо знать, что такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и формирование. Педагогические аспекты формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике.
Этот вопрос освещается в трудах Я.А.Коменского, Ф.А. Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого и др.
Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность». Учёные сошлись во мнении о том, что в общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная.
Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет.
Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но при этом нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения проявляется, прежде всего, в возрастных этапах его развития и поведения. Он находит свое отражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.
Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Они не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.
Понятие «личность» включает в себя главным образом социальные свойства и качества человека, к которым, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. Поэтому в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, как таковая, а ее социальные качества.
Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
У одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее.
Психолог С.Я. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.
Философ В.П.Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит:
1) разумность; 2) ответственность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность.
Существенной характеристикой личности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. С этой точки зрения не является личностью младенец, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.
На основе сказанного можно дать определение понятия «личность». Личность – сознательный индивид, продукт общественного развития, занимающий определённое место в обществе и выполняющий определённые социальные функции.
Характеристика понятий «человек» и «личность» дополняется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, и рационализаторским подходом к делу.
Иначе говоря, понятие "индивидуальность" включает в себя то особенное, чем. отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Таким образом, индивидуальность - это уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих социально-психологических особенностей.
Для полноты характеристики человека как общественного существа следует рассмотреть также понятие «индивид».
Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода как единичного природного существа безотносительно к его качествам. То есть индивид – это как человек, так и личность.
Поскольку личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий «развитие» и «формирование».
Развитие означает, прежде всего, процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, увеличиваются его отдельные органы и системы. У него появляется речь, увеличивается словарный запас. Человек овладевает множеством социально-бытовых, моральных и трудовых умений, навыков и привычек.
Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие его логического мышления и памяти.
Количественные и качественные изменения характеризуют процесс развития человека и личности.Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.
Формирование личности означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип» (Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1940. - С. 1103).
Словарь по социальной педагогике толкует формирование личности как «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности» (Словарь по социальной педагогике. Авт.-сост. А.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. - С. 327). Таким образом, целенаправленные объективные влияния являются определяющими в характеристике процесса формирования.