Человек как феномен познания в психологии и педагогике

Человек интересует многие науки об обществе: социология, педагогика, психология и др.

Педагогику и психологию человек интересует как саморазвивающаяся личность, как субъект образования. При этом педагогика рассматривает человека как результат воспитательной и образовательной деятельности, как организатора процесса взаимодействия, как личность в ее становлении и как личность, влияющая на других людей. Для педагогики важна целостная картина развития человеческой личности. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида и ее задачей является помощь человеку стать мыслящей личностью, понимающей свое место в обществе и способность к самореализации.

Психология познает индивидуальные, возрастные особенности человека, его духовный мира, взаимодействие с социумом, общие механизмы и закономерности развития личности и ее образования.

Таким образом, и педагогика, и психология при познании человека ориентируются на его становление как личности и индивидуальности.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений.

Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Среди всего многообразия направлений педагогики конца XIX - начала XX в. мы выделим одно, сторонники которого продолжали развивать идею К. Д. Ушинского о необходимости построения системного, синтетического педагогического мировоззрения, основанного на системных представлениях о человеке. Б.М. Бим-Бад называет это направление синтетически-антропологическим и характеризует его так: «Умозрительную дедукцию педагогических норм из аксиоматических систем оно сочетало с новыми процедурами схематизации знания, с опытно-экспериментальными методами. Оно отличалось широтой ориентации. По сравнению со всеми другими ответвлениями педагогики оно было наиболее результативным в конкретно-научном плане». Представители именно этого течения продолжили разработку идей педагогической антропологии в России.

Для мыслителей, разрабатывавших идеи синтетически - антропологического подхода, важными были представления о развивающейся и целостной природе человека. Понятие личности в рамках данного подхода становится одним из основных, так как в нем соединяются идеи целостности и развития. Представление о человеке как развивающейся и целостной личности приводит к идее также целостного, всестороннего изучения человека, которое должно лежать в основе педагогической деятельности и педагогических теорий. Сторонниками такого подхода в изучении человеческой природы и в обосновании педагогических идей были В. А. Вагнер, В. П. Вахтеров, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев.

П. Ф. Каптерев - один из наиболее ярких представителей рассматриваемого течения в российской педагогике. Он внес огромный вклад в теорию и практику воспитания и обучения: поставил важнейшие педагогические проблемы, такие как воспитание личности, влияние биологических и социальных факторов в процессе обучения и воспитания, сущность педагогического процесса, педагогический идеал и т.д. Заслугой П. Ф. Каптерева является создание первой истории российской педагогики.

Педагог ясно осознавал необходимость антропологического основания педагогической теории и практики. Он писал: «Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи, и законы, которые она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании - с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном».

Важным для нашего анализа педагогической антропологии является то, что П. Ф. Каптерев рассматривает человека как саморазвивающийся организм. Использование понятия «организм» говорит о том, что педагог основывался на естественнонаучных представлениях о человеке, в рамках которых человеческая природа мыслилась как одно из проявлений органической природы, возникшее в результате биологической эволюции, как один из организмов в цепи этой эволюции. В системе антропологических представлений П. Ф. Каптерева человек - это развивающийся организм. Общеизвестно, что идея развития становится одной из основополагающих культурных детерминант во второй половине XIX в. П. Ф. Каптерев воспринял эту идею, творчески преломив ее.

По представлениям педагога, развитие человеческого организма - это саморазвитие, идущее очень сложно, трудно, со всевозможными отклонениями и преодолением различных препятствий. «Человеческий организм, - писал П. Ф. Каптерев, - саморазвиваясь, проявляет присушие ему свойства без всякого различия в отношении их качества, столько же хорошие, как и дурные. Человеческий организм сложен, представляет собой совокупность многих свойств. Коренные его общечеловеческие свойства изменены культурными влияниями; свойства отдаленных предков сохраняются у потомков в силу наследственности, причем ближайшая наследственность у каждого человека бывает своя, особенная. Вследствие этого люди по складу своего физического и душевного организма бывают столь же различны, как по выражению чертами своего лица и всей внешней фигуре... Эти своеобразные черты и проявляются в развитии организма, безотносительно к их качеству, т.е. дурные наравне с хорошими... Поэтому каждый человек, прежде всего и больше всего таков, каков он есть по своей природе». Таким образом, человеческая природа - это саморазвивающийся процесс, имеющий собственные законы и особенности, которые обусловлены как наследственностью, так и социально-культурными факторами.

П. Ф. Каптерев критикует наиболее распространенную в педагогике того времени точку зрения, согласно которой в процессе воспитания определяющую роль играют социальные, внешние факторы, а значит, путем воспитания и обучения из ребенка можно вылепить все, что угодно. Согласно П. Ф. Каптереву, «подобные предположения совершенно ошибочны: дети суть саморазвивающиеся организмы, следующие в процессе саморазвития органическим законам. Прежде всего, и больше всего, человек есть то, что получается от процесса саморазвития». Отсюда и одно из главных требований, предъявляемых педагогике, - необходимость знаний о природе человека, об особенностях развития организма ребенка, об основных закономерностях формирования его тела и души, а, следовательно, необходимость изучения этих закономерностей.

Интересна постановка проблемы биологических и социальных факторов в развитии и воспитании ребенка в системе педагогических воззрений П.Ф. Каптерева. Он, с одной стороны, признает доминирующее значение врожденных особенностей в развитии ребенка, обусловленных природными факторами, особенно наследственностью, а с другой - придает большое значение социокультурным условиям воспитания и обучения. «Влияние общества на строение и деятельность личности громадно. Без языка, без религии, без общественно-государственного быта, без нравственности - что такое личность?». П. Ф. Каптерев признает, что особенно важную роль играет общество, народ, класс в формировании педагогического идеала, того представления о человеке, которым должен руководствоваться педагог в своей деятельности. Педагог в своих размышлениях о соотношении природного и социального в развитии ребенка предвосхитил создание многофакторной модели развития человека, которая в настоящее время является господствующей в психологии и педагогике.

Для П. Ф. Каптерева характерна научная оценка телесной и духовной природы человека. Опираясь на современные ему исследования в медицине и психологии, он делает вывод о несовершенстве, слабости человеческой природы, о тенденции вырождения, которая нарастает в процессе развития человеческого рода, что выражается в физической слабости человека, усиливающихся психических отклонениях, ослаблении нравственного и эстетического чувства. Но это знание о человеке не должно останавливать усилия по совершенствованию человеческой природы.

Наличие условий другого порядка (культурных факторов) позволяет не столь пессимистично оценивать перспективы развития человека. «...Кто же допускает влияние культуры в целом на человеческую природу, тот допустит и влияние педагогического процесса на усовершенствование личности. Точно определить, до какого предела может простираться влияние воспитания и культуры на усовершенствование человеческой личности, в настоящее время невозможно за недостатком знаний даже по некоторым капитальным вопросам». Общество, культура оказывают через процесс воспитания огромное влияние на развитие отдельного человека и человеческого рода в целом. Поэтому П. Ф. Каптерев достаточно оптимистично смотрит на перспективу будущего человека и педагогики. «...Педагогика - естественная союзница тех философских и научных учений, которые дают основания рассматривать человеческий организм как изменчивый, подлежащий усовершенствованию во всех отношениях, причем культура понимается в своей сущности как добро, а не зло; педагогический процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед».

Таким образом, П.Ф. Каптерев трактует человеческую природу как целостный, саморазвивающийся организм, проходящий в своем развитии периоды трудного, противоречивого роста, имеющий как плохие, так и хорошие склонности, обусловленные как его собственной природой, наследственностью, так и культурой, в условиях которой идет его развитие.

Особенностью антропологических воззрений П. Ф. Каптерева является то, что он придает большое значение не только телесной природе человека, но и видит в нем, прежде всего, личность. Для педагога личность - это совокупность духовных сил человека. Понятие личности ребенка становится одним из основных понятий педагогики П. Ф. Каптерева. «Человек есть человек, т.е. физически - духовный организм, и как таковой и должен быть воспитываем..., телу телесное, духу духовное, сообразно с их естественными требованиями и запросами. Угнетать одну сторону человека другой не подобает: та и другая сторона равноценны, своеобразны и в то же время неразрывно связаны между собой, сильно влияют одна на другую, и их благополучие и совершенство деятельности взаимно обусловлены: одна без другой правильно развиваться и процветать не может. Следовательно, подчинения одной стороны другой не должно быть, а должна быть гармония».

Понятие гармоничного развития как цели воспитания является также важным в системе педагогических взглядов П. Ф. Каптерева. По его мнению, не верно понимать гармоничное развитие как равное развитие всех сторон организма, ведь равенство «сил и энергии органов чуждо нашей природе: мы по самой натуре - существа неравные, и уравнять наши свойства, слабые вытянуть, а сильные подрезать решительно невозможно... Очевидно, гармония развития может быть понимаема лишь в смысле не равного развития сил, а объединенного, связного развития, представляющее нечто целое при неравенстве сил, в котором одно - главное, а другое - второстепенное и подчиненное, одно - сильное, другое - слабое, но соединенное, связанное, прилаженное одно к другому...». Гармония развития, так понимаемая, - это развитие иерархически организованного целого, в котором отдельные сферы обусловливают существование и функционирование этого целого, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким предстает для П. Ф. Каптерева идеальный процесс развития ребенка.

Для того чтобы в процессе воспитания шло гармоничное развитие тела и духа, необходимо знание о различных сферах человеческого существа, его телесной и психической природе. «Нужно определить, в каком соотношении должны быть развиты телесные и духовные силы человека, и в какой пропорций - отдельные физические органы и духовные процессы». По мнению П.Ф. Каптерева, это очень трудная и сложная психолого-педагогическая проблема. И эта проблема - соотношения и соответствия физического, душевного и духовного развития ребенка - не решена до сих пор, по-прежнему она является одной из самых острых проблем как психологии, так и педагогики. При попытках решения данной проблемы П. Ф. Каптерев приходит к выводу, что «желаемая гармония устанавливается с помощью нравственного элемента: он делает музыку, т.е. дает тон всему развитию, все объединяет. Высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, все же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели». П. Ф. Каптерев не сомневается в важности физического и интеллектуального воспитания, но нравственное он ставит во главу угла как способное придать гармоничность всему процессу формирования ребенка.

Взгляд на человека как на целостный, саморазвивающийся организм, стремящийся в своем развитии к состоянию гармоничного соотношения всех его частей, влечет за собой и представление о целях и задачах воспитания. П. Ф. Каптерев полагает, что воспитание - это процесс, сопровождающий естественный ход развития ребенка. Развивающаяся природа человека требует, чтобы воспитание и обучение также носили процессуальный, развивающийся характер. Поэтому он вводит понятие «педагогический процесс» и делает его основным в своей педагогической системе. Рассматривая педагогическую деятельность как нечто развивающееся и изменяющееся, он размышляет над целями, задачами, методами, средствами педагогического процесса. П. Ф. Каптерев следующим образом определяет сущность педагогического процесса: это «...есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере ее сил и сообразно социальному идеалу... Короче сущность воспитания и образования может быть определена так: педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу». При таком понимании сущности воспитания и обучения учитываются три важных фактора: естественные, природные особенности ребенка, социальный идеал (представление данного общества об идеальном состоянии человека) и самовоспитание как необходимое условие усовершенствования такого идеального состояния.

В человеке изначально заложена возможность совершенствования, стремления к некоторому гармоничному состоянию, а это является залогом необходимости и успешности воспитания. «В широком смысле усовершаемость и воспитание сопряжены. Где невозможно усовершенствование, там педагогу нечего и делать... Усовершенствование же имеет три направления:

- устранение препятствий с пути естественного развития сия (отрицательная сторона);

- прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей (положительная сторона);

- искоренение недостатков и насаждение ценных свойств (усовершенствование в тесном смысле)».

Таким образом, перед педагогом стоят три задачи, решение которых может привести к достижению основной цели воспитания: создание условий для нормального физического и психического саморазвития ребенка путем устранения неблагоприятных факторов; содействие развитию положительных сторон и качеств личности ребенка; исправление отрицательных ее сторон и привитие положительных свойств. Две последние задачи служат для совершенствования главного в ребенке - его личности. «...Оставаясь в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу - усовершенствование личности, должен стремиться сделать ее краше, лучше, гармоничнее».

П. Ф. Каптерев анализирует воспитание с точки зрения развития личности. Он полагает, что совершенствование личности должно основываться на «самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу, присущей ему самобытности», т.е. при учете особенностей ребенка и при его деятельном участии, имеет «индивидуально-общественный характер», т.е. сочетает в себе индивидуальные особенности и социально- культурные факторы. Таким образом, развитие личности ребенка, как одна из основных педагогических задач, должно осуществляться самим ребенком в теснейшем взаимодействии с педагогом, который должен быть в состоянии создать все необходимые условия для этого развития. Здесь вновь звучит тема саморазвития человека как основы всякого воспитания и обучения. Саморазвивающаяся личность, находящаяся в процессе постоянного рос-та, - вот «предмет» приложения усилий педагога. Такой взгляд на сущность развития человека и его воспитание удивительно созвучен идеям современной гуманистической психологии и педагогики.

Для педагогической антропологии интересны размышления П. Ф. Каптерева о педагогическом идеале. Он считает, что педагогический процесс как усовершенствование личности всегда осуществляется в соответствии с некоторым педагогическим идеалом. Педагог подробно анализирует природу и формирование педагогического идеала: с одной стороны, несомненно, педагог должен быть идеалом для своих воспитанников или, по крайней мере, передать им свои представления об идеале человека, но, с другой стороны, этот личный идеал не может быть идеалом обязательным и общепринятым в данном обществе, а значит, не может выступать в качестве педагогического идеала. Решение этого противоречия П. Ф. Каптерев видит в следующем: «...мы можем утверждать, что каждый личный идеал в известной мере есть непременно общественный идеал и именно народный, составленный в духе той национальности, к которой принадлежит автор идеала». Действительно, идеалы - всегда продукт общекультурный, они создаются конкретным социумом, а затем в процессе воспитания привносятся в сознание отдельного человека. В то же время есть общечеловеческие идеалы. П. Ф. Каптерев отчетливо понимает эту двойственность любого педагогического идеала: сочетание национальных особенностей и общечеловеческих представлений. Он пишет: «Личные педагогические идеалы, развиваясь на почве народных, могут принимать в своем развитии два главных направления: более узкое и более широкое. В первом направлении национально-личный педагогический идеал будет иметь склонность превратиться в сословный, а второй - в общечеловеческий».

Содержание идеала постоянно меняется, дополняется, зависит от культуры народа, сочетания общечеловеческих и национальных элементов. Педагогический идеал того или иного народа всегда зависит от национального идеала, т.е. представлений об идеальном человеке, присущих данному народу. Развитие педагогического идеала, согласно П. Ф. Каптереву, определяется национальными идеалами и всегда идет от идеала сословного к идеалу общечеловеческому. П. Ф. Каптерев вступает в полемику с К. Д. Ушинским, считавшим народность основным качеством педагогики, определяющим все ее содержание, а, следовательно, отдававшим приоритет национальным идеалам.

П. Ф. Каптерев полагает, что есть довольно много общечеловеческого содержания в любой национальной педагогике, а значит, и возможен общечеловеческий педагогический идеал. «Основное заключение, к которому мы приходим, то, что превознесение народности превыше всего, ошибочно... Свобода, наука, просвещение выше народности: они вечны и всеобщи. В народности все меняется: и язык, и вера, и общественно-политический строй, и быт. В человечестве также все меняется, но основные его культурно-научные приобретения и идеи остаются теми же, если не вечно, то на весьма продолжительное время... Что такое человеческая личность? Это есть общие свойства человеческие, облеченные в одежду народности и обнаруживающиеся несколько особенным, индивидуальным образом...».

Педагог считает, что самое важное в личности является по своему характеру общечеловеческим, так как в людях гораздо больше общего, чем различного, поэтому педагогический идеал, при всем его национальном своеобразии, должен быть в своей основе общечеловеческим. И таким идеалом, согласно представлениям П. Ф. Каптерева, должен быть «добрый общественник». Педагог дает следующее определение педагогического идеала: «Идеал есть хотя и духовное, но живое и образное целое, воплощающее в себе желаемое и ожидаемое известным народом от своих сограждан, есть совокупность привлекательных ценных черт, есть совершенно определенная путеводная для жизни звезда».

У идеала есть несколько черт. Первая из них - «добрый общественник». Это общечеловеческое свойство. Оно прямо противоположно эгоизму и проявляется в способности жить и работать совместно с другими людьми. «Совместная с другими работа не обозначает отказа своего личного «Я» и отдельных личных интересов, а требует согласия, гармонии стремлений отдельных личностей». Для воспитания этого качества необходимо воспитывать у ребенка чувство товарищества в совместной деятельности, играх. Другое качество педагогического идеала - «сознание общественной культурной обязанности». Это ощущение своей ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, чувство своей причастности к созиданию и охране своей культуры. Следующая черта - уважение своей собственной личности и личности другого. Осознание ценности личности лежит в основе этого качества. С этим связано право каждого человека на свободу и свободную деятельность. С последним правом тесно связано еще одно свойство доброго общественника - инициативность, способность к самодеятельности. «Общественник, входя в союз с другими общественниками, не теряет своей личности. Его «Я» гармонически сочетается с другими «Я», его личные интересы становятся в известной мере общественными, а общественные - его личными. Но его «Я», личная своеобразность и известная обособленность не пропадают».

Но в педагогический идеал входят, помимо общечеловеческих представлений об идеале человека, черты, обусловленные национальными особенностями данной культуры. У русского народа есть свой, национальный идеал. П. Ф. Каптерев полагает, что для русских «жизнь по совести, по Божьи, по душе вот истинно высокая жизнь, вот идеал, к осуществлению которого нужно стремиться». Совестливость, порядочность, человеческое достоинство являются свойствами, особенно ценимыми русскими. Соединение общечеловеческих представлений об идеальном состоянии человека с национальными особенностями русского менталитета дает тот педагогический идеал, который может служить ориентиром в педагогической деятельности.

Обращает на себя внимание то, что для П. Ф. Каптерева наиболее ценными качествами человека при его трактовке педагогического идеала являются нравственные свойства личности, что вообще характерно для российской педагогики и культуры в целом. С этой особенностью взглядов педагога на содержание педагогического идеала связана его идея первостепенной важности нравственного воспитания: «Общественно-нравственное развитие есть одна из существенных сторон развития человека, составляет одну из насущнейших его потребностей». Нравственное воспитание, по мнению П. Ф. Каптерева, начинается с семьи, с воспитания уважения к личности ребенка, что приводит к выработке самоуважения и уважения личности других. Чувство собственного достоинства, знание прав и обязанностей свободной личности - вот основа нравственного воспитания детей.

С областью нравственного воспитания в соответствии с педагогическим идеалом теснейшим образом связана сфера религиозного воспитания. П. Ф. Каптерев полагает, что религия - одна из основ жизни народа. Именно в этой сфере вырабатываются идеалы и нравственные нормы. «Вторая основа народной жизни есть народная религия. В ней выражаются идеальные стремления народа; в ней народ отвлекается от своих будничных дел, ежедневных занятий и возносится в идеальный мир... Самое существенное в религии - отношение ее к нравственности, разуму и общий тон». Чаще всего национальный идеал формируется в лоне религиозных представлений народа, характер религии накладывает неизгладимый отпечаток на культуру народа и его идеалы. Педагогический идеал тоже в значительной мере зависит от господствующей религии.

В России большой период исторического развития педагогики (до эпохи Петра 1), по определению П. Ф. Каптерева, был церковным. Педагогика носила исключительно религиозный характер. Затем постепенно усиливаются элементы светского воспитания и образования, наступает иной период в развитии отечественной педагогики. Религиозное воспитание хотя и ослабевает, но продолжает играть важную роль в педагогической деятельности. У П. Ф. Каптерева есть интересные рассуждения о религиозном творчестве детей. Он полагает, что дети, как в области языка, так и в религиозной сфере способны на самостоятельную, оригинальную, творческую деятельность. У них возникают своеобразные религиозные представления, которые, к сожалению, довольно скоро исчезают под влиянием официальной «взрослой» религиозности, ее религиозных идей и представлений, принятых в данном обществе.

«Детское религиозное творчество замирает еще скорее, чем творчество детей в области языка, и в области религии, дети быстро приводятся к обычаям взрослых, так же погружаются в религиозные обряды и церемонии, так же начинают бояться всего этого в большинстве, как и взрослые». И в то же время педагог признает необходимость приобщения детей к общепринятой религии, благодаря чему происходит приобщение ребенка к национальной культуре, этическим нормам и идеалам, воспитывается свобода ума, радость и любовь для сердца, «глубокие внутренние возбуждения и идеальные призывы…».

Таким образом, П. Ф. Каптерев признает необходимость религиозного воспитания для создания и достижения педагогического идеала, как важнейшей составляющей педагогического процесса.

Сказанное выше позволяет утверждать, что П. Ф. Каптерев, несомненно, один из наиболее ярких представителей синтетическо-антропологического направления в российской педагогике конца XIX - начала XX в. Его представления о педагогической деятельности как творческом процессе, концентрация внимания на личности ребенка, признание ценности этой личности, постановка проблем физического и психического развития ребенка, педагогического, нравственного и религиозного воспитания были не просто новаторскими для того времени, а непреходящей ценностью. Эти идеи оказали большое влияние на российскую педагогическую традицию. Пришло время для их возрождения и использования в педагогической практике нашего времени.

12​ Гуманистическая педагогика как парадигма современного образования.

Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.[18.c119]

В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. [1. c.25]

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей [19, С.54].

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. Не по приказу министерства а по инициативе учителей на местах.

Формирование педагогической парадигмы происходило и происходит по мере освоения человеческими сообществами различных способов взаимодействия с миром. Ни одна из существующих парадигм образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса.

Если считать что образование должно быть вне политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя подходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования.

Подходы к культуре:

· Ценностный (аксиологический)

· Деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;

· Личностный: культура воплощается в определённом типе личности, её свойствах.

·

Соответствующие им парадигмы образования:

o Традиционалистско-консервативная.

o Рационалистическая.

o Феноменологическая(гуманистическая), относящаяся к человеку, как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Её ядро – гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.

Одна из основных её установок—ценностно-смысловое равенство ребёнка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений.

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребёнку – атрибут профессионализма…

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека -- это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования , педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования , связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания [16. с. 21]. При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и адаптированной к потребностям детей.

Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект[17с. 19.]

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

Наши рекомендации