Психологические аспекты обучения пациентов
В процессе обучения пациента необходимо учитывать целый ряд психологических факторов, которые существенно влияют на результаты обучения. Каждый из этих факторов может оказаться невидимым барьером, тормозящим или вовсе блокирующим наши "послания" к пациенту.
Знание психологических факторов позволяет наметить определенные пути, благодаря которым медсестры смогут лучше обучать пациентов и помогать им в осуществлении сестринских и врачебных планов.
Степень принятия заболевания
Любое серьёзное заболевание сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать серию защитных механизмов для уменьшения тревоги из-за ощущения ухудшения жизни. Процесс этот динамический и, как правило, представляет собой ряд последовательных стадий принятия заболевания или "скорби по здоровью".
Степень принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников.
Давайте рассмотрим пять последовательных стадий принятия заболевания.
1. Отрицание. На этой стадии пациент в результате шока отвергает саму возможность наличия у него заболевания. ("Такого не могло со мной случиться, у меня нет этой болезни…"). Врач может неправильно оценить состояние пациента на этой стадии, считая, что пациент не хочет понимать серьёзности заболевания. Обучение на этой стадии неэффективно.
2. Бунт. Позиция пациента: "За что мне это? Кто-то должен за это ответить!". Обучение на этой стадии также не даст результатов. А поведение пациента может способствовать формированию у сестры ошибочного суждения о "сложности характера" и агрессивности данного пациента. Подобные суждения могут стать препятствием для последующего общения.
3. Торговля. Появляется первое осознание нового состояния - болезни. Пациент соглашается на лечение, однако часто оспаривает назначения: "Хорошо, я согласен на введение инсулина, но…..только один раз в день". Неполное принятие заболевания ведет к неполному согласию с лечением, режимом, диетой. Медицинских сестер и врачей это раздражает и часто приводит к ультиматуму: "Или Вы выполняете все, что назначено, или лечитесь сами!". На этой стадии обучение затруднено, т.к. пациент может неправильно воспринимать, искажать медицинскую информацию.
4. Самоанализ. На этой стадии пациент осознаёт свое заболевание и задается вопросом: "Смогу ли я с ним справиться?". В душе пациента борются уныние и надежда. Пациент становиться более спокойным и способным к сотрудничеству, он испытывает огромный интерес к обучению. Медперсонал же, помня о сложностях предшествующих стадий, недооценивает новые возможности пациента и не предоставляет ему возможностей обучения.
5. Принятие. Завершающая стадия сложного и болезненного психологического процесса. Пациент осознаёт, что с этим заболеванием он сможет вести нормальную жизнь. Он активен, восприимчив к медицинской информации и активно использует полученные знания. Это наилучшая стадия для обучения пациента.
Умение медицинских сестер распознавать стадии принятия заболевания позволит избежать многих ошибок, выбрать правильную позицию в соответствии со стадией процесса, помочь пациенту максимально быстро и безболезненно преодолеть самые тяжёлые стадии, эффективно обучать пациентов.
Восприятие больным рекомендаций зависит от его представлений о здоровье, о своем заболевании и возможностях воздействия на него. Большое значение в формировании представлений больного имеет его собственный предшествующий опыт.
Контроль над многими хроническими заболеваниями достигается не только с помощью четкого выполнения всех медицинских назначений, но и путем значительных изменений в образе жизни пациента. Для этого необходимо осознать, что основную ответственность за состояние своего здоровья должен брать на себя, прежде всего сам человек.
Именно сам человек ежедневно вносит изменения во все аспекты собственной жизни, анализируя возникающие ситуации и принимая самостоятельные, адекватные решения на базе полученных знаний.
Трудности изменения поведения
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование активного изменения поведения пациента, являются:
1. Факторы, связанные с предшествующим опытом и субъективным восприятием своего заболевания. Правильно организованное обучение помогает пациенту ответить на многие вопросы, и этим улучшает понимание своего состояния.
2. Факторы, связанные с взаимоотношениями пациента и медперсонала. Обучение призвано изменить их в сторону большей доверительности и взаимопонимания.
3. Факторы, связанные с лечением. Обучение позволяет лучше понять цели лечения и показывает реальные пути к их достижению.
4. Факторы, связанные с окружающей социальной средой. Обучение помогает пациенту преодолеть психологический барьер своей ущербности, снять состояние "замкнутости", иначе говоря, делает его полноценным членом общества. Поддержка супруга может положительно повлиять на участие человека в обучающих программах.
Существует целый ряд психологических приемов, помогающих пациенту изменить свое поведение и управлять заболеванием.
Прежде всего, в процессе обучения необходимо поставить перед больным только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Такая цель вряд ли будет достигнута в большинстве случаев, это вызовет разочарование, недоверие и затруднит дальнейшую работу с пациентом. Похудание на 3-7 кг - более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия.
Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения. Очевидно, что люди, воспринимающие положительные результаты различных медицинских рекомендаций, более склонны к проведению этих мероприятий. Кроме того, многократное повторение само по себе укрепляет и усиливает убежденность человека в пользе этих мероприятий.
Полезным является заключение с больным "контракта". Например, пациенту предлагается проводить частые определения уровня гликемии "всего лишь в течение двух недель". За это время пациент понимает, что многократный самоконтроль не так обременителен, как ему казалось, зато очень полезен, и продолжает его по собственной инициативе. При неудаче можно изменить тактику в соответствии с возможностями данного больного.
Все трудности по изменению поведения необходимо воспринимать положительно. Любые затруднения и ошибки могут представлять собой положительный опыт, и их следует обязательно обсуждать с пациентом. Они могут быть реальными или выдуманными и включают в себя осознание недоступности, неудобства или сложности в реализации конкретных действий. Познавательная деятельность врача и пациента подразумевает использование различных ситуаций в качестве побудительных мотивов. Такая форма взаимодействия медсестры и пациента предполагает поиск и экспериментирование для достижения общей цели.
Процесс обучения - это путь, позволяющий медсестре и пациенту реализовать желаемую цель.
Множество факторов влияет на поведение пациента в течение его жизни. Меняющиеся обстоятельства требуют изменения тактики обучения больного.
Традиционно, процесс изменения поведения в области здоровья/болезни рассматривался как переход от одной стабильной стадии к другой: от постоянного "нездорового" поведения к постоянному "здоровому". Новый, альтернативный подход расценивает изменения в человеческом поведении в виде серии различных стадий. Prochaska предложил "спиральную" модель, характеризующую человеческое поведение, действия в условиях заболевания и лечения.
Выделяют следующие стадии изменение поведения:
- Стадия безразличия - человек не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.
- На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в поведении. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому поведению.
- Стадия подготовки - это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.
- Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения рецидива, т.е. возврата к неправильному поведению.
- Поддержание - финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.
Процесс перемены поведения подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять рецидиву.
Исследования показали, что человек не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Например, из стадии безразличия нельзя попасть в стадию действия. Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению. Большинство традиционных программ автоматически предполагают, что все участники готовы действовать в отношении своего нездорового поведения. Однако процент готовых к действию лиц в действительности очень невелик в сравнении с находящимися на стадиях размышления и безразличия. Эти пациенты лучше ответят на вмешательства, рассчитанные именно на их актуальное состояние.
Рецидив является типичным событием, но в то же время не означает окончания процесса. Большинство пациентов, прошедших через рецидив, вновь включаются в спираль, начиная, например, со стадии размышления и подготавливаясь к будущему действию. На опыте рецидива большинство людей учится, меньшинство - остаётся в прежнем статусе без дальнейшего прогресса.
Необходимо объяснять пациентам, что рецидив возможен в процессе изменения поведения и, опираясь на его опыт, можно продвигаться вперёд.
На стадии безразличия дискутируется использование фактора страха. Когда человек знает о гибельных последствиях неправильного поведения, он может быть слишком подавлен и для поддержания эмоционального равновесия находит убежище в оборонительных механизмах, например, таких, как отрицание самого факта заболевания. С другой стороны, страх - это побуждение к тому чтобы избежать опасности, вызываемой неправильным поведением. Обучающий должен очень умело и осторожно использовать фактор страха.
На стадии размышления необходимо помочь больному оценить все "за" и "против" и принять решение действовать, т.е. сформировать мотивацию на перемены, а на стадии подготовки - начать эти перемены. На стадии действия - предложить наиболее эффективную стратегию этих действий и поддерживать больного, т.к. уверенность в правильности выбранного пути сильно влияет на мотивацию. Наконец, на стадии поддержания пациенты нуждаются в преподавании стратегии профилактики рецидива.
Медицинские работники в процессе обучения фокусируют внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, т.к. большинство пациентов находятся именно в этой части "спирали".