Компоненты структуры педагогического процесса

1. Целевой компонент определяет цели и задачи.

2. Содержательный включает в себя разработка содержания образования.

3. Операционно-деятельностный определяет процедуры по обучению и воспитанию и взаимодействию участников процесса.

4. Оценочно-результативный включает проверку, оценку и анализ результатов воспитания и обучения, суждение об эффективности процесса.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

1. динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

2. темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

3. эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

4. продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

5. эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

6. педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:

1. принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;

2. принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

3. принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

4. принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

5. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.

Содержание профессионального образования определяют профессиональные образовательные программы. Они направлены на решение задач последовательного повышения образовательного и профессионального уровня специалистов.

Основной целью профессионального образования является профессиональное развитие личности. Адаптация специалиста к условиям конкретного производства достигается в процессе прохождения производственной практики.

Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждениях регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.

Учреждения начального профессионального образования. Основной целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. К учреждениям начального профессионального образования относятся:

• профессиональное училище;

• профессиональный лицей;

• учебно-курсовой комбинат (пункт);

• учебно-производственный центр;

• техническая школа;

• вечерняя (сменная) школа.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования. Основными целями и задачами деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования являются:

• подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

• удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;

• удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Целями и задачами образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:

• подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования;

• удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

• организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

• удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В соответствии с законодательством РФ об образовании устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: институт, университет, академия.

6. Сущность педагогических методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов. Классификации методов обучения.

В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.

Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок.

Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.

7. Сущность педагогических средств. Классификация педагогических средств. Современные педагогические средства, их возможности, достоинства и недостатки, перспективы развития.

Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Классификация средств обучения может быть произведена и по другим признакам:

-по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, препараты, гербарии);

-по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

-по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

-по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

-по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

-по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD,DVD);

-по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока, на уровне предмета, на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

-по отношения к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

В настоящее время ведется поиск современных педагогических методов, приемов и средств стимулирования и развития учебной мотивации.

Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в учреждениях СПО необходимо использовать современные педагогические средства обучения.

К современным средствам обучения относятся:

• традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);

• инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современные педагогические средства – это новообразования XXI века, способные сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использующиеся в учебном процессе в наши дни.

На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью и потребностью в формировании учебных мотивов обучающихся на основе использования современных педагогических средств обучения, с одной стороны, и не использованием в полной мере возможностей современных педагогических средств обучения в образовательных учреждениях, с другой стороны. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях ставит цель в формирование учебных мотивов обучающихся с помощью использования современных педагогических средств.

8. Сущность педагогических форм. Взаимосвязь форм, методов, средств и содержания в педагогическом процессе. Классификация педагогических форм обучения. Современные формы профессионального обучения.

Формы обучения – это виды организации взаимодействия

учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между со-

бой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная,

групповая, индивидуальная, парная).

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения.

Структурапедагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося.

4. Стимулирование.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса

Профессиональная подготовка осуществляется в образовательном учреждении, по перечням профессий и специальностей, устанавливаемых Правительством РФ, и по уровням образования. Таких уровней несколько.

1. Профессиональная подготовка - не предусматривает повышения образовательного уровня обучающегося.

2. Высшее профессиональное образование – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Структура высшего профессионального образования включает три уровня:

Первый уровень – это неполное высшее образование.

Второй уровень – этот уровень высшего профессионального образования дает подготовку по основной профессиональной образовательной программе и обеспечивает подготовку специалиста с квалификацией бакалавр.

Третий уровень – этот уровень осуществляется по основным профессиональным образовательным программам двух типов. Подготовка осуществляется с квалификацией магистр или с традиционно указываемой квалификацией инженер, учитель, экономист. Обобщенное наименование этих квалификаций – специалист. Общий срок обучения по этим программам составляет не менее шести лет. Выпускнику выдается диплом с присвоением квалификации магистр.

3. Послевузовское профессиональное образование - получают в аспирантуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования научных учреждениях. По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ об образовании.

4. Дополнительное образование- программы реализуются в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего ,служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

Классификация:

. Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

· Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

· Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

9. Характеристика классно-урочной системы обучения: ее признаки и история развития. Урок как основная форма классно-урочной системы обучения.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы и т.д.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебной программой.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

10. Проектирование в структуре педагогической деятельности. Особенности педагогического проектирования.

Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Особенности педагогического проектирования в педагогике определялись не методологией проектирования как таковой, а методологией целевых установок образования.

11. Государственные стандарты профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания обучения. Структурирование содержания

обучения на макроуровне и микроуровне. Типовая и локальная документация учебного заведения.

С введением стандартов появился узаконенный эталон, относительно которого возможно сравнение качества обученности. Поскольку Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО) – узаконенный государственный документ, в соответствии с которым составляются типовые и рабочие учебные планы, образовательные предметные программы и ведется весь образовательный процесс в любом учебном заведении независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

На основе данного постановления на конкурсной основе был выработан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Постановлением правительства РФ за № 440 от 12 августа 1994 года утвержден в части общих требований к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему. И положения данного стандарта, согласно п. 1.2, подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными в качестве высших учебных заведений.

Данным постановлением установлена трехуровневая структура высшего профессионального образования – неполное высшее образование (не менее двух лет обучения в вузе); бакалавриат по основной профессиональной образовательной программе с квалификацией бакалавра; и третий уровень высшего профессионального образования, которое осуществляется вузом по основным образовательным программам двух типов, – с квалификацией «магистр» или, традиционно, «специалист с высшим образованием».

Соответственно установлены единые нормативные сроки обучения, единые формы документов о высшем профессиональном образовании, в том числе единые формы диплома о неполном высшем образовании и академической справки. Указанные документы государственного образца выдаются лицам, обучавшимся и завершившим полный курс обучения аккредитованного вуза согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, но только по аккредитованным специальностям.

В современной дидактике сформулированы принципы отбора содержания образования: соответствие его уровню современной науки, учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, структурное единство содержания в соответствии с развитием и становлением личности школьника (В .И. Загвязинский). На основе этих принципов М.Ю.Олешковым выделены следующие подходы к отбору содержания образования: научно-фундаментальный, методологический, концептуальный и деятельностно-прагматический. Согласно первому дидактической целью является построение целостной, научно обоснованной картины мира. Поэтому содержание выстраивается в соответствии с логикой науки на ее фундаментальных понятиях.

На макроуровне построение содержания обучения осуществляет­ся с помощью последовательного набора блоков и модулей в соответ­ствии с заданной конечной целью обучения. В ходе такого построения собственно содержание блоков и модулей описывается с помощью так называемых модульных единиц.

После построения содержания обучения на макроуровне (стандарт, блочно-модульная учебная программа для профессио­нального обучения в образовательном учреждении или блочно-модульная учебная программа для обучения в сфере занятости) раскрывается содержание соответствующих модульных единиц (предметов, предметных областей, видов практического обучения, работ).

В основу структурирования содержания обучения на микроуров­не, так же как и на макроуровне, заложен принцип вложения более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. В соответствии с этим принципом, учебные элементы распределены по четырем уровням иерархии по степени их детализации. Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержа­ние модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирование теоретического знания.

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) (далее - средние специальные учебные заведения).

12. Сущность воспитания и его место в целостной структуре профессионального образования.

Понятие «воспитание» рассматривается в нескольких аспектах: В педагогическом смысле – специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организационных средств влияния на воспитуемого В социальном смысле - это передача накопленного опыта старших поколений младшим

Воспитание сегодня является неотъемлемой частью системы профессионального образования в целом. Воспитание в системе профессионального образования это формирование личности, саморазвитие и самореализации личности в процессе обучения, при получении дополнительного образования, а также при самовоспитании, а с другой стороны это соответствие саморазвития личности интересам общества.

неотъемлемой частью системы профессионального образования Воспитание в системе профессионального образования определяется, прежде всего, интересами обучающихся, общества, страны и особенностями образовательного профессионального учреждения.

Воспитание в системе профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:

формирование личности на основе общечеловеческих ценностей;

развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков;

развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения;

развитие творческих способностей обучающихся;

профессиональное и социальное развитие специалистов.

Условиями для воспитания в системе профессионального образования являются следующие:

взаимодействие преподавателей, родителей и обучающихся;

методическое обеспечение системы воспитания;

выбор методов, средств, форм воспитания в системе профессионального образования.

Воспитание в системе профессионального образования осуществляется благодаря следующим принципам:

принцип целенаправленного управления формированием личности обучающегося;

принцип личностного подхода, который удовлетворяет интересам личности;

принцип непрерывного образования;

принцип патриотизма, который соотносит интересы личности и государства;

компетентное использование различных подходов, методов, приемов в процессе обучения.

Воспитание в системе профессионального образования позволит:

повысить качество процесса обучения специалистов;

повысить уровень воспитанности обучающихся;

улучшить психологический, социальный климат в коллективе между обучающимися и преподавателями;

повысить образовательный уровень преподавательского состава учебных заведений;

развитие научно-исследовательской деятельности, а также инновационной деятельности в системе профессионального образования;

повысить роль семьи в процессе воспитания обучающихся.

13. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Деятельность как источник и фактор воспитания личности студента. Характеристика профессионально-педагогической деятельности.

В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала личности» [4, с. 9]. Личностно-деятельностный подход означает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, т. е. только как организацию усвоения учебного материала; субъектно-объектной схемы общения, взаимодействия преподавателя и студентов объекта обучения только как совокупности усваиваемых знаний.

Период обучения в вузе является для студента значимым жизненным этапом, когда

предоставляются широкие возможности для раскрытия, самосовершенствования склонностей и

способностей, раскрытия индивидуальности, расширения опыта разнообразной деятельности,

профессионального и личностного становления. Сегодня, с введением Федеральных государ-

ственных образовательных стандартов, законодательно закреплена обязанность вуза способ-

ствовать становлению студента не только как профессионала, но и как личности

Образовательная среда вуза отвечает за становление таких качеств личности студента, как

интеллектуальная мобильность, готовность усваивать новую информацию, учиться и переучи-

ваться, а также за степень образованности, за развитие рациональной сферы познания и эмоци-

онального восприятия мира, уровень культуры и чувств. У личности, обладающей указанными

качествами, как правило, образовательная деятельность более активно взаимодействует со все-

ми другими видами деятельности, как бы «накладываясь» на них.

Педагогическая деятельность — это область профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального, среднего и высшего профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения.

Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса.

Основными компонентами педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения являются:

конструктивный, связанный с отбором и композицией содержания, проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса. Он включает проектирование (планирование) содержания предстоящей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий), а также технологии реализации педагогического воздействия на учащихся;

организаторский, включающий собственную деятельность по передаче содержания образования, а также руководство учебной деятельностью учащихся;

коммуникативный, охватывающий область взаимоотношений педагога и учащихся;

гностический, включающий изучение педагогом: интеллектуальных, психомоторных и эмоциональных возможностей учащихся; содержания, форм, методов, средств осуществления учебного процесса; достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

Характерными чертами педагогической деятельности опытного преподавателя являются также специфические для него педагогический стиль, педагогическая техника, творческий подход к своей педагогической деятельности.

Компетентность педагога оценивается по трем основным показателям:

а) уровень знания и понимания того, чему он намерен обучить других;

б) мера владения технологией преподавания;

в) умение добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Успешность педагогической деятельности в решающей степени определяется наличием у преподавателя педагогических способностей:

Дидактические

Академические

Перцептивные
Экспрессивные
Суггестивные

Организаторские
Коммуникативные
Конструктивные
Личностные

Наши рекомендации