Сестринский процесс при язвенной болезни
Сестринский процесс при остром и хроническом гастритах
1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).
2 этап: определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.
При остром и хроническом гастритах возможны следующие физиологические проблемы:
Проблема | Сестринский диагноз |
· Снижение аппетита · Отрыжка воздухом или кислым · Вздутие живота · Тошнота, изжога, рвота | · Снижение аппетита из-за воспалительного процесса слизистой оболочки желудка · Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и воспаления слизистой желудка |
· Нарушение сна | · Нарушение сна из-за наличия болевого синдрома в связи с воспалением слизистой желудка |
· Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость | · Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации вследствие воспаления слизистой оболочки желудка |
· Боль в животе | · Боль в животе из-за воспаления слизистой желудка |
· Боль в полости рта и за грудиной | · Боль в полости рта и за грудиной из-за ожога слизистой полости рта и пищевода уксусной кислотой |
· Ограничение самоухода | · Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома при коррозивном (или флегмонозном гастрите) |
· Желудочное кровотечение | · Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов вследствие ожога слизистой |
· Понос | · Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции |
· Запор | · Запор из-за повышения секреторной функции желудочной секреции |
· Лихорадка 1 (2,3) период | · Лихорадка 1 (2,3) период из-за воспаления слизистой желудка |
· Неотложные состояния: обморок, коллапс, шок
· Психологические проблемы:
· Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
· Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и по уходу
· Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни
Удовлетворить проблемы пациента по ликвидации дефицита знаний медицинская сестра может, применяя рекомендации, изложенные в разделах «Основы общения и педагогики в сестринском деле»
Проблемы безопасности:
- Риск падения и травматизации (обморок; нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
- Риск ожогов
- Риск внесения инфекции
- Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)
3 этап: это определение:
- Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев)
- Задач с определением:
А) тактики в отношении врача,
Б) оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,
В) наблюдения за функциональным состоянием,
Г) мероприятий по профилактике возможных осложнений
- Плана сестринских вмешательств
А) определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)
Б) обсудить с пациентом план ухода
В) ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода
Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.
Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.
4 этап: реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.
5 этап: оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях
- Пациента (степень удовлетворения его потребностей)
- Медсестры (выполнение поставленных задач, целей, соответствие вмешательств стандартам)
- Старшей медсестрой
Сестринский процесс при язвенной болезни
1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).
Медицинской сестре необходимо соблюдать этико-деонтологические аспекты и следует:
- Проявлять милосердие, такт, деликатность, сердечность
- Начиная сестринское обследование, медицинская сестра должна удобно расположить пациента, проявлять готовность смотреть и слушать
- Выявление ощущений пациента относительно здоровья и объективный осмотр необходимо проводить тактично, выясняя причины беспокойства и тревоги, умело устраняя их
- Деликатная медсестра спрашивает не всё и не у каждого пациента, так как много ей и так будет ясно
- Увидев признаки эмоциональной неустойчивости, слёзы пациента, медицинская сестра не будет назойливой в выяснении их причин. Пациент сам скажет о них, если сочтёт нужным
- Если пациент хмур и недоволен (что характерно для заболеваний органов пищеварения), медицинская сестра сделает так, что он поделится с ней переживаниями
- Во время сестринского обследования не следует отвлекаться на потусторонние разговоры, выходить без надобности из палаты (кабинета), постараться создать доверительную атмосферу, конфиденциальность
- Неуместно намекать на необоснованность страхов пациента, упрощать его представления о внутренней картине болезни
- Во время осмотра следует сознательно вырабатывать в себе привычку подавлять неприятные ощущения, брезгливость, страх
- Медицинская сестра обязана уловить характер реакции пациента на своё заболевание, чтобы воспользоваться ею в интересах пациента
- Подчёркивать появляющиеся признаки улучшения состояния пациента и вести с ним доверительную беседу
- Патология органов пищеварения нередко сопровождается нервозностью, болью, требует многочисленных лабораторных и инструментальных исследований, поэтому важны чуткость и сострадание медсестры
- У пациентов с канцерофобией целессобразно проникнуть в мир их переживаний и постараться вывести их из состояния безнадёжности, приводя примеры благоприятных исходов при аналогичных заболеваниях
2 этап: определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.
При язвенной болезни возможны следующие физиологические проблемы:
Проблема | Сестринский диагноз |
· Снижение аппетита · Отрыжка воздухом или кислым · Вздутие живота · Тошнота, изжога, рвота | · Снижение аппетита из-за язвенной болезни · Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и язвенной болезни |
· Нарушение сна | · Нарушение сна из-за наличия болевого синдрома в связи с обострением язвенной болезни |
· Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость | · Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации вследствие обострения язвенной болезни |
· Боль в животе | · Хроническая боль в животе из-за обострения язвенной болезни · Острая боль в животе из-за перфорации язвы |
· Ограничение самоухода | · Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома при обострении язвенной болезни |
· Желудочное кровотечение | · Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов язвенного дефекта |
· Понос | · Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции |
· Запор | · Запор из-за повышения секреторной функции желудочной секреции |
· Лихорадка 1 (2,3) период | · Лихорадка 1 (2,3) период из-за присоединения осложнений язвенной болезни (малигнизация, перфорация, пенетрации) |
· Неотложные состояния: обморок, коллапс, шок
· Психологические проблемы:
· Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
· Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и по уходу
· Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни
Удовлетворить проблемы пациента по ликвидации дефицита знаний медицинская сестра может, применяя рекомендации, изложенные в разделах «Основы общения и педагогики в сестринском деле»
Проблемы безопасности:
- Риск падения и травматизации (обморок; нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
- Риск ожогов
- Риск внесения инфекции
- Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)
3 этап: это определение:
- Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев)
- Задач с определением:
А) тактики в отношении врача,
Б) оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,
В) наблюдения за функциональным состоянием,
Г) мероприятий по профилактике возможных осложнений
- Плана сестринских вмешательств
А) определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)
Б) обсудить с пациентом план ухода
В) ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода
Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.
Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.
4 этап: реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.
5 этап: оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях