Психология личности. Особенности формирования личности

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Такими характеристиками являются характер, темперамент, способности, потребности, интересы, мировоззрение.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Различают следующие темпераменты: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.

Сангвиник быстро сходится с людьми, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Поэтому для людей этого темперамента характерны выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность холерика проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Меланхолики с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо каждому. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.

Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способности реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Содержание характера составляет жизненную направленность лич­ности, т. е. её материальные и духовные потребности, инте­ресы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности оп­ределяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает нали­чие чего-то значимого для него в мире, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий. Обладание целями жизни – главное условие образования характера.

Мировоззрение – развёрнутая система взглядов человека на окружающую действительность, на общество, на людей. Формирование мировоззрения осуществляется в результате накопленных знаний, опыта.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

Потребность – это состояние нужды организма в чём-то, что не обязательно осознано. Среди потребностей человека прежде всего выделяются биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, воде, кислороде и др. Социальные потребности разделяются на материальные и духовные. Материальные потребности – это нужды человека в некоторых предметах, без которых он не может считать своё существование благополучным. Духовные потребности – это потребности в общении, во власти, в физическом и духовном самосовершенствовании.

Деятельность – форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. Деятельность человека благодаря автоматизации её отдельных компонентов может направляться на решение более сложных задач.

Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние стороны деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спорт), построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – привычка. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта, то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Формирование личности есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, средств массовой информации. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, их воспитательное значение различно. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

Наши рекомендации