Развитие теоретических основ физического воспитания
Эпоха развития капиталистических отношений с 17 века до начала 20 века называется Новым временем. В борьбе нового и передового со старым развивались экономика и культура нового капиталистического строя. В это время развиваются гуманитарные науки: педагогика, медицина, физиология и психология человека.
Для развития физической культуры этого периода характерны: формирование и развитие теоретических основ физического воспитания, создание и модернизация национальных систем физического воспитания и становление, и первоначальное развитие спорта.
Наибольшее влияние на развитие теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Джона Локка, Жана–Жака Руссо, Иоганна Песталоцци. В более поздний период взгляды и идеи Мирослава Тырша, Жоржа Демени, Жоржа Эбера, Нильса Бука.
Джон Локк ( 1632-1704 )- видный английский педагог и философ.
Свои педагогические взгляды изложил в книге « Мысли о воспитании». Он доказывал необходимость воспитания молодых людей энергичными, сильными духом и телом, стремящихся достичь личного благополучия. Для этого следовало с раннего возраста закаливать себя, заниматься различными физическими упражнениями, научиться хорошо, владеть оружием, ездить верхом, плавать, грести, боксировать, управлять парусом. Вместе с тем он рекомендовал изучать изящные манеры, бальные танцы, что могло помочь карьере молодого человека из буржуазной или дворянской семьи. Буржуазные цели он сочетал с дворянскими средствами физического воспитания. Локк считал, что, развивая себя физически, человек одновременно укрепляет силу воли, характер, обретает уверенность в себе. Эта мысль об укреплении силы воли путем закаливания и физического развития была прогрессивной и новой для того времени.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ – просветитель. Свои основные педагогические взгляды Руссо изложил в сочинении «Эмиль или о воспитании». Он выдвинул идею сообразного с природой индивидуального воспитания человека и обосновал мысль о важной роли физического воспитания в развитии умственных способностей человека. « Тело рождается раньше души », - писал он – поэтому последовательность ступеней физического воспитания от рождения ребенка до совершеннолетия: первая - закаливание тела; вторая – закаливание тела и развитие органов чувств; третья - закаливание, совершенствование органов чувств и развитие, двигательные способности человека, там легче ему познавать окружающий мир и жить в нем. Из средств физического воспитания он отдавал предпочтение естественным физическим упражнениям и играм на свежем воздухе, был сторонником соревновательного метода, повышающего, по его мнению, заинтересованность воспитанников в совершенствовании своих физических способностях. Что касается физического воспитания женщин, то Жан–Жак Руссо считал, что оно должно сводиться к развитию легкости, изящества и грациозности, т.к. мужчины и женщины, имея разное предназначение в жизни, должны получать и разное воспитание, в том числе и физическое.
Иоганн Г. Песталоцци ( 1746-1828) – выдающийся швейцарский педагог- демократ, сторонник широкого народного образования. Основу воспитания он видел в развитии природных, в том числе и физических способностей человека. Взгляды на физическое воспитание им изложены в работе «Элементарная гимнастика». Нельзя ребенка обучать всему, писал Песталоцци, но можно развить в нем способность быстро овладеть любыми нужными движениями, для этого необходимо овладеть
«азбукой движений» - элементарными движениями, из которых состоят все более сложные. Такими элементарными движениями он считал движение в суставах и назвал свою систему «суставной гимнастикой». Он считал, что, освоив её, человек сможет постепенно совершенствовать свои действия, перехода от них к сложным комплексным упражнениям. В число сложных упражнений Песталоцци включал детские и народные игры, забавы, танцы, бег, прыжки, лазанья, метания, плавание трудовые и военные упражнения.
Под влиянием педагогических идей Локка, Руссо, Песталоцци во второй половине 18 века во многих странах стали возникать общества содействия физическому воспитанию, кружки гимнастики, появились школы нового направления. В 60-80 годах 18 века такие школы появились в германских государствах. Они назывались « филантропинами» - школами человеколюбия. В них физическое воспитание учащихся осуществлялось не только в часы официальных занятий, но и во внеурочное время. Гимнастика преподавалась в виде бега, прыжков, лазания, метаний, борьбы, подвижных игр, упражнений с палкой, на перекладине и канате и др..
Наиболее известными преподавателями гимнастики в таких филантропинах были Г. Фит (1763-1836) и И.Х.Гутс- Мутс (1759-1839). Свою работу Фит обобщил в книге «Опыт энциклопедии физического воспитания», где подверг теоретическому анализу все физические упражнения. Гутс-Мутс написал широко популярную в германских государствах «Гимнастику для юношества», где описал технику выполнения гимнастических упражнений. Ни Фит, ни Гутс-Мутс еще не создали законченных систем физического воспитания, а подготовили почву для их появления.