Программно-целевое управление в работе социального педагога

Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором лицо, организующее управление, ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

При этом под управлением понимается целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующееся и объединяющее совместную деятельность людей. Методы управления-способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.

Программно-целевой подход в управлении подразумевает использование такого метода как проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающее представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать- составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему.

Проектирование - специфичный вид плановой деятельности.

Виды проектирования:

Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта - построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития - построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени.

Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант - нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» -определение траектории развитии существующего сегодня объекта.

Социальному педагогу для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.

Основу механизма управления деятельностью социального педагога на программно-целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализа планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативно-правовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.

Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ.

Термин «программа» не случайно является сегодня наиболее популярным среди организаторов социально-воспитательных систем, так как это документ, предельно ясно устанавливающий связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения. Программа содержит своеобразный сценарий развития воспитательной системы, в связи с этим она неотъемлемый атрибут последней, появляющийся на этапе её проектирования. Значимость программ в процессе социального воспитания состоит не только в том, что это дидактический инструмент управления свободным временем подростков, но и в том, что это важнейший элемент в структуре управления социально- педагогической деятельностью.

Разработка и внедрение в практику деятельности социального педагога разнообразных социально-воспитательных и образовательных программ, на основе которых осуществляется социальное воспитание подростков, позволяет:

-четко увязывать их с интересами различных социальных слоев и групп населения (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений), удовлетворять их разнообразию потребности;

-выравнивать социальную справедливость обслуживаемых слоев групп населения;

-повышать социальную эффективность деятельности подростков;

-определять новые направления и виды деятельности;

-совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству различных направлений; вести поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;

-совершенствовать существующие и определять новые формы соц. педагогической деятельности творческих коллективов и творческих объединений, определяя их взаимодействие в сфере свободного времени и места в общей системе социального воспитания;

-совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества в свободное время;

-создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками;

-разрабатывать комплексные социально-значимые образовательные проекты (экологические, исторические, нравственные, культурные и т.д.), применять инновационные «научающие» технологии образования.

В основе разрабатываемых программ находятся такие основополагающие принципы как:

- учета реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психического и физического развития;

- ориентация на потребности общества и личности в образовании и социальном воспитании;

- принцип возможной корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде.

Особенно выделяются при разработке целевых программ в сфере свободного времени такие принципы как:

= мотивация деятельности подростков на основе добровольности включения их по интересам в ту или иную деятельность при наличии у них доступных, понятных и основанных целей;

=индивидуальности, что предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками, фантазией и жизненным опытом;

=системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность систем знаний, т.е. родственных отношений повторения и учения, а так же включение в социально-воспитательный процесс «научающихся» технологий, ориентированных на подготовку детей к жизни.

Целевые образовательные и социально-образовательные программы аккумулируют современный уровень знаний в работе социального педагога, органически включают основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывают мотивационные ориентиры на трудовую деятельность. Программы ориентируют социальные институты воспитания на развитие у детей способностей к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в семейно-бытовой сфере, обучение культуре досуга, подготовку к выбору социально-ценных способов использования свободного времени, сохранению и укреплению здоровья и т.д.

47. Технологии социального планирования в работе социального педагога.

Планированиепринято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

Основные принципы планирования:

=Целенаправленность(определенная целевая установка деятельности на конфетный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);

=Перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально

осознаваемая);

=Объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий

деятельности объекта управления);

=Комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм и методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);

=Оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих

для конкретных условий);

=Скоординированность, согласованность (соотнесение их координация плана работы

отдельных структур, подразделений объекта управления друг другом);

=Коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

=Конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных

исполнителей).

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установка сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

В работе социального педагога различают перспективное, календарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от года до трех лет), исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Аналитическая записка отражает состояние жизни воспитанников учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов и учреждения в решении проблем социальной жизни ребенка.

Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника, с другой - процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности.

В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.

Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, он помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения события, ответственных за результат.

Фрагмент календарного плана

Направления и формы соц-пед работы Дата и место Ответственный
1. Профориентационная работа Тестирование девятиклассников, Сбор, анализ информации о профессиональных перспективах учащихся старших классов, выступление на родительском собрании 10.10 (центр по труду и занятости населения) 28.10 актовый зал Классный руководитель, социальный педагог
2. Совершенствование контактов с многодетными родителями    
Выявление наиболее активных родителей, способных самостоятельно решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий 7.10 (каб.23) Классные руководители, социальный педагог
Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации 14.10 (каб.37) Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители
Подготовка письма в районную организацию «Большая семья», совещание с акивом по планированию работы 21.10 (каб.23) Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители, представители ОО «Большая семья»

План-график на день. Существуют дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время.

День Время Содержание деятельности и формы работы
Понедельник 8.30-9.00 День, посвящен работе с детьми, состоящими на ВШУ  
  9.00-10.00 Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику)  
  10.00-13.00 Контроль за посещением уроков школьниками, стоящими на ВШУ  
  14.00-15.00 Встречи с завучем, учителями, кл.руководителями по поводу детей, уклоняющихся от обучения, посещения уроков  
  15.00-16.00 Собеседование с детьми, имеющими отклонение в поведении   Оформление документации

Кроме того, социальный педагог составляет планы конкретных мероприятий. Необходимо указать цель и задачи, место и время, ответственных за проведение всего мероприятия или отдельных его частей.

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависят от четких представлений о том уровне, на котором находится предмет деятельности к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода, от выбора эффективных путей и средств достижения цели.

Наши рекомендации