Программно-целевое управление в работе социального педагога
Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором лицо, организующее управление, ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.
При этом под управлением понимается целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующееся и объединяющее совместную деятельность людей. Методы управления-способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.
Программно-целевой подход в управлении подразумевает использование такого метода как проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающее представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
Проектировать- составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему.
Проектирование - специфичный вид плановой деятельности.
Виды проектирования:
Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта - построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития - построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени.
Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант - нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» -определение траектории развитии существующего сегодня объекта.
Социальному педагогу для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.
Основу механизма управления деятельностью социального педагога на программно-целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализа планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативно-правовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.
Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ.
Термин «программа» не случайно является сегодня наиболее популярным среди организаторов социально-воспитательных систем, так как это документ, предельно ясно устанавливающий связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения. Программа содержит своеобразный сценарий развития воспитательной системы, в связи с этим она неотъемлемый атрибут последней, появляющийся на этапе её проектирования. Значимость программ в процессе социального воспитания состоит не только в том, что это дидактический инструмент управления свободным временем подростков, но и в том, что это важнейший элемент в структуре управления социально- педагогической деятельностью.
Разработка и внедрение в практику деятельности социального педагога разнообразных социально-воспитательных и образовательных программ, на основе которых осуществляется социальное воспитание подростков, позволяет:
-четко увязывать их с интересами различных социальных слоев и групп населения (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений), удовлетворять их разнообразию потребности;
-выравнивать социальную справедливость обслуживаемых слоев групп населения;
-повышать социальную эффективность деятельности подростков;
-определять новые направления и виды деятельности;
-совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству различных направлений; вести поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;
-совершенствовать существующие и определять новые формы соц. педагогической деятельности творческих коллективов и творческих объединений, определяя их взаимодействие в сфере свободного времени и места в общей системе социального воспитания;
-совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества в свободное время;
-создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками;
-разрабатывать комплексные социально-значимые образовательные проекты (экологические, исторические, нравственные, культурные и т.д.), применять инновационные «научающие» технологии образования.
В основе разрабатываемых программ находятся такие основополагающие принципы как:
- учета реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психического и физического развития;
- ориентация на потребности общества и личности в образовании и социальном воспитании;
- принцип возможной корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде.
Особенно выделяются при разработке целевых программ в сфере свободного времени такие принципы как:
= мотивация деятельности подростков на основе добровольности включения их по интересам в ту или иную деятельность при наличии у них доступных, понятных и основанных целей;
=индивидуальности, что предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками, фантазией и жизненным опытом;
=системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность систем знаний, т.е. родственных отношений повторения и учения, а так же включение в социально-воспитательный процесс «научающихся» технологий, ориентированных на подготовку детей к жизни.
Целевые образовательные и социально-образовательные программы аккумулируют современный уровень знаний в работе социального педагога, органически включают основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывают мотивационные ориентиры на трудовую деятельность. Программы ориентируют социальные институты воспитания на развитие у детей способностей к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в семейно-бытовой сфере, обучение культуре досуга, подготовку к выбору социально-ценных способов использования свободного времени, сохранению и укреплению здоровья и т.д.
47. Технологии социального планирования в работе социального педагога.
Планированиепринято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.
Основные принципы планирования:
=Целенаправленность(определенная целевая установка деятельности на конфетный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);
=Перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально
осознаваемая);
=Объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий
деятельности объекта управления);
=Комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм и методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);
=Оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих
для конкретных условий);
=Скоординированность, согласованность (соотнесение их координация плана работы
отдельных структур, подразделений объекта управления друг другом);
=Коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);
=Конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных
исполнителей).
Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установка сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
В работе социального педагога различают перспективное, календарное и текущее планирование.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от года до трех лет), исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.
Аналитическая записка отражает состояние жизни воспитанников учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов и учреждения в решении проблем социальной жизни ребенка.
Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника, с другой - процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.
Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности.
В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.
Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, он помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения события, ответственных за результат.
Фрагмент календарного плана
Направления и формы соц-пед работы | Дата и место | Ответственный |
1. Профориентационная работа Тестирование девятиклассников, Сбор, анализ информации о профессиональных перспективах учащихся старших классов, выступление на родительском собрании | 10.10 (центр по труду и занятости населения) 28.10 актовый зал | Классный руководитель, социальный педагог |
2. Совершенствование контактов с многодетными родителями | ||
Выявление наиболее активных родителей, способных самостоятельно решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий | 7.10 (каб.23) | Классные руководители, социальный педагог |
Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации | 14.10 (каб.37) | Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители |
Подготовка письма в районную организацию «Большая семья», совещание с акивом по планированию работы | 21.10 (каб.23) | Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители, представители ОО «Большая семья» |
План-график на день. Существуют дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время.
День | Время | Содержание деятельности и формы работы |
Понедельник | 8.30-9.00 | День, посвящен работе с детьми, состоящими на ВШУ |
9.00-10.00 | Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику) | |
10.00-13.00 | Контроль за посещением уроков школьниками, стоящими на ВШУ | |
14.00-15.00 | Встречи с завучем, учителями, кл.руководителями по поводу детей, уклоняющихся от обучения, посещения уроков | |
15.00-16.00 | Собеседование с детьми, имеющими отклонение в поведении Оформление документации |
Кроме того, социальный педагог составляет планы конкретных мероприятий. Необходимо указать цель и задачи, место и время, ответственных за проведение всего мероприятия или отдельных его частей.
Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависят от четких представлений о том уровне, на котором находится предмет деятельности к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода, от выбора эффективных путей и средств достижения цели.