Закономерности, принципы и направления воспитания
Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Определяются социальными условиями, природой человека, сущностью воспитательного процесса.Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы.
Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей, результат действия педагога выражается в качественных сдвигах, в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию характеризует понятие, взаимодействие, сотрудничество, воспитание отношения, педагогические ситуации, социальная ситуация развития.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные характеристики, СМИ, искусство и др.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носит отсроченный и неодинаковый характер для всех характер. На разных учащихся воспитание оказывает различные влияния, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого. Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выявлен цикл педагогической дидактики – система действий по реализации процесса воспитания.
Она включает в себя этапы:
- диагностика воспитанников и определение задач воспитания;
- проектирование, планирование воспитательной деятельности;
- организация педагогического взаимодействия;
- проверка, оценка результатов.
1. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности.
2. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.
3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания.
4. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
5. Процесс общего, социально- нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учитель выступает субъектом воспитания.
6. Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации к творческой направленности воспитательного процесса.
7. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманизм.
В реальной педагогической практике важно учитывать принципы организации воспитательной работы.
Принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательных работ. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формируются на основе закономерностей педагогического процесса.
Современная педагогика позволяет выделить следующие принципы воспитания:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.
Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность.
2. Принцип комплектности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания. Средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов дидактики, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя руководящие принципы.
4. Принцип гуманизма, уважения личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимоуважении, авторитете учителя, сотрудничества, любви, доброжелательности.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление, применяя различные методы и средства воспитания.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – классический принцип педагогики, которые предлагает организацию воспитания воздействует на личность через коллективистские отношения и деятельность. Это требует от учителя знаний социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
7.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы.
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых – семья, школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должен обеспечить единство и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают условные представления о том, каким должно быть воспитание и как его можно организовать. В этом заключается научные значения принципов и их роль в практике.