Методы формирования сознания личности

Целью методов формирования сознания личности является формирование знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения[96]. Ранее методы этой группы назывались методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Понятие «убеждение» имеет ряд различных смысловых значений, из которых три являются основными.

Во-первых, есть основание говорить об убеждении как специфическом элементе системы представлений и взглядов человека, неотделимых от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности.

Во-вторых, как о процессе освоения человеком внешнего мира, предполагающем качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне.

И, наконец, в-третьих, как о способе сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне.

В нашем контексте речь пойдет именно о последнем смысловом значении понятия «убеждение». Итак, убеждение – это преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности[97].

Убеждение в качестве метода воспитания используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информацию в систему установок и принципов личности. Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает.

На эффективность убеждения существенное влияние оказывает то, кто именно оказывает убеждающее воздействие. Учитель должен знать те особенности личности коммуникатора, при которых процесс убеждения проходит более результативно. Выделим некоторые из них.

1. Доверие к источнику убеждения, которое складывается из оценки его компетентности и надежности. Компетентность зависит от подготовки, опыта, способностей, интеллекта, профессиональных достижений и собственных нравственных качеств. Надежность – это степень восприятия коммуникатора (учителя) быть способным к обсуждению проблем без предубеждений и пристрастий. Надежный источник представляется объективным, а также не имеющим намерений манипулировать мнением в собственных интересах.

2. Внешняя привлекательность коммуникатора. Психологами было доказано, что «привлекательные» люди более эффективны в процессе убеждения слушателей, нежели «нейтральные» и «непривлекательные». Большинство из нас считает, что судить о других в зависимости от их физических достоинств или внешней красоты следует в последнюю очередь. Но исследования, касающиеся межличностного притяжения, говорят о другом – физическая привлекательность зачастую определяет, как мы оцениваем другого человека, и является значительным фактором в процессе убеждения. Подтверждением этого тезиса является эксперимент, проводимый в 1965 году американскими учеными Миллсом и Аронсоном. В ходе эксперимента исследователи манипулировали физической привлекательностью, представляя одну и ту же женщину в двух совершенно разных состояниях. В привлекательном состоянии она была элегантно одета в идеально подобранное платье, с весьма модной прической и искусно наложенным макияжем. Непривлекательное состояние характеризовалось тем, что та же женщина предстала небрежно одетой в безвкусно и плохо подобранное платье, с беспорядочными волосами, с заметно отсутствующим макияжем, с пробивающимися усиками над верхней губой; вся ее фигура была расплывшейся. Как и ожидалось, в контрольных группах, где женщина представала в своей положительной ипостаси, результат степени убеждения был несравненно выше, чем в противоположном случае.

3) Принадлежность к интгруппе («эффект подобия»). Исследования подтверждают, что сходство субъекта и объекта влияния играет существенную роль в воздействии на установки последнего. В целом нас привлекают люди, похожие на нас самих. Мы находим их более притягательными, и мы больше способны поддаваться их влиянию, нежели влиянию отличающихся от нас источников коммуникации. Эффект убеждения усиливается, если убеждающий имеет общие с убеждаемым демографические, внешние, идеологические и иные характеристики. Вероятно, именно поэтому президент России В.В. Путин при встрече со студентами одевается более демократично, чем обычно, выбирая свободный стиль одежды (джинсы и джемпер).

Характеристика основных методов формирования сознания личности

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов (рассказов и бесед на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, увещевания, внушения, инструктажей, диспутов). Сильнодействующим методом убеждения выступает пример. Каждый из методов, входящих в эту группу, имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Рассказ на этическую тему(чаще используется в начальных и средних классах) – яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. По мнению И.П. Подласого[98], хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа – служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение – эмоционально-словесное воздействие на воспитанников, отличающееся ориентированностью воздействия на личность или группу. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе (нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать). Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).

Внушение – способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы[99]. То есть, особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к ее готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Поэтому внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком понимании смысла сообщаемой информации. Однако сложность и многогранность процесса убеждающего воздействия предполагает, по мнению Б.Д. Парыгина, воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферы личности. Стоит отметить, что порой процессы внушения и убеждения присутствуют одновременно в одной и той же речи, но если в ней преобладает воздействие на рациональную (логическую) сферу, то мы говорим о процессе убеждения, а если преобладает воздействие на эмоциональную сферу – то о процессе внушения.

Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Увещевание. Слово «увещевание» происходит от глагола «увещевать» (уговаривать, убеждать, давать наставления и советы)[100]. По сути, увещевание представляет собой сочетание трех других методов – просьбу, разъяснение и внушение. И.П. Подласый полагает, что «педагогическая эффективность увещевания во многом зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания»[101]. Однако, автор отмечает, что «увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению»[102].

Особо отметим, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотаций, но они никогда не достигают цели, скорее вызывают противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не является формой убеждения.

Этическая беседа – метод последовательного и систематического обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон (воспитателя и воспитанников). Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения своих воспитанников, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия. Предметом этической беседы, как правило, становятся моральные и нравственные проблемы. Ее цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных убеждений и взглядов.

Диспут наряду с дискуссией и полемикой является одним из видов дискуссионного диалога. Каждый их этих видов диалога имеет свою специфику, хотя нередко используются как синонимы. Термин «диспут» пришел к нам из латинского языка (disputar – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не используется. Цель диспута – выяснить точки зрения на соотношение реальной жизни с теорией, нормами права и морали, выявить наиболее правильную из высказанных мыслей. Его применение более уместно в тех случаях, когда люди ведут спор, исходя не из теории, а из собственного житейского опыта по вопросам морали и нравственности, правовых норм и реального поведения людей.

Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например[103]:

– почему поведение не совпадает с требованиями жизни?

– как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?

– как стать кузнецом своего счастья?

– откуда берутся равнодушные?

Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться: разработать вопросы, требующие самостоятельных суждений, и познакомить с ними участников диспута заранее. Цель диспута – не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию. Диспут является сложным методом, требующим высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. А.Г. Шмелев пишет: «Мы нередко склонны трактовать процесс воспитания слишком односторонне – как педагогическое воздействие взрослых на ребенка (мы на него воздействуем, а он изменяется). Но ребенок не просто объект воздействий. Ребенок активен. Он исследует нас порой более интенсивно и заинтересованно, чем мы его. Причем делает это и тогда, когда мы отдыхаем от воспитания и, просто живем[104].

Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Еще римский философ Сенека говорил: «Долог путь наставлений – короток путь примера». Когда говорят о примере, прежде всего, подразумевают пример конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей. Психологической основой примера служит подражание (следование какому-либо примеру, образцу[105]). Условиями для подражания являются:

– наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания;

– меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;

– ясность, выразительность, привлекательность образца;

– доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;

– сознательная направленность желаний и воли на объект подражания (хочется быть таким же).

Благодаря подражанию люди овладевают социальным и нравственным опытом. В процессе подражания выделяются три этапа:

а) непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

б) формирование желания действовать по образцу;

в) синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.

И.П. Подласый убежден, что «воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он свой авторитет использует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся: между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится ровно и доброжелательно»[106].

Наши рекомендации