Возрастные характеристики социально-эмоционального развития ребёнка предшкольного возраста

Раздел 2. Основные направления и пути оптимизации предшкольной подготовки на базе дошкольного образовательного учреждения

ЛЕКЦИЯ №7

Тема 2.4. Социально-нравственный аспект «предшкольного багажа»

Ребёнка 5, 5 – 7 лет.

ПЛАН:

  1. Социально-личностное развитие детей предшкольного возраста.
  2. Социально-эмоциональное развитие детей предшкольного возраста.
  3. Моральное и нравственное воспитание детей.
  4. Психолого-педагогические принципы программы воспитания гуманных отношений
  5. Метод игрового моделирования как средство нравственного развития дошкольников.

Дистанционно:

O «Проблема межличностных отношений» (см. приложение 3 к лекции 7),

O «Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников» (см. приложение 4 к лекции 7),

o «Застенчивость и демонстративность как проблемные формы межличностных отношений дошкольников» (см. приложение 5 к лекции №7),

Практическая часть.

1. Тестовые задания

2. Творческое задание: разработайте конспект занятия по развитию речи с использованием метода игрового моделирования.

  1. Социально-личностное развитие детей предшкольного возраста

Проблема социального – личностного развития ребёнка настолько актуальна, что возникла необходимость разработки специальных образовательных программ.

Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагоги­ческой работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых це­лей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и раз­вития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни де­лает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное мес­то. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения зна­ний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естествен­ным процессам формирования психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологиче­ским и социальным началами в человеке обусловливают возникновение дви­жущих сил для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учиты­вать это в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен стро­ить воспитательный процесс не вопреки возрастным особенностям (приобретениям) детей, а с учетом их.Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребенка представления о себе, своем сущностном «Я».

Ребенок не оказывается перед окружающим миромодин на один.

1) Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям;

2) Его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок разви­вается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а глав­ным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлени­ями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влия­ет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

Социально-личностное развитие детей предшкольного возраста – результат процесса взаимодействия с внешним миром, в котором ребёнок, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Основные задачи социально-личностного развития:

- формирование целостного представления о себе: педагог побуждает его «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольник учится понимать, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я-концепции», решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Дошкольник учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

- формирование у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора.

В контексте данной темы остановимся на уже разработанных программах социального направления.

В рамках общеобразовательной программы «Школа – 2100» под ред А.А. Леонтьева выделяют курс «Познаю себя» (М.В. КОРЕПАНОВА, Е.В. ХАРЛАМПОВА) см. приложение №1 к лекции №7),который состоит из поэтапного социально-лично­стного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопозна­ния в следующихразделах:

· «Я среди других»,

· «Что я могу?»,

· «Я и другие».

Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира - через познание себя».

Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприя­тие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе со­циальных отношений, окружающем мире.

Целью занятий по программе «Познаю себя» является развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержка в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

В первом разделе программы: «Я среди других»решается задача по­знания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявля­ется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, до­школьник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти разли­чия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру.

Надежным союзником в этом непростом деле - постижении себя - дол­жен стать для ребенка взрослый.

Целостное представление о себеможет сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощу­щениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чув­ства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

В совместной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы.

Темы занятий:

· «Кто Я»,

· «Какой Я?»,

· «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?»,

· «Мы все разные»,

· «Мое настроение»,

· Я умею…»,

· «Я не боюсь научиться» или «Если надо – я научусь»,

· «Я и мои друзья»,

· «Я и моя семья»,

· «Мои мечты»,

· «Мои сказочные сны»,

· «Веселые сказки»,

· «Рассказ о себе».

Во втором разделе: «Что я могу?»представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В этом разделе представлены занятия, посвященные формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу»; используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Темы занятий:

· Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

· «Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши».

· «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх».

· «Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык».

· «Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки».

· «Страна «Что я могу» (заключительное).

· Мир чувств, мир эмоций: радость, грусть, страх, злость.

В третьем разделе: «Я и другие»совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я-концепции».

В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются следующие темы занятий:

· «Кто ты такой»,

· «Кто они такие?»,

· «Описание человека»,

· «Что я могу делать хорошо»,

· «Переезд»

· «Смелость»,

· «Дорогая Лена»,

· «В гости к интересному человеку»,

· «Трудные ситуации»,

· «Положить этому конец»,

· «Дразнить и докучать»,

· «Чью сторону ты примешь?».

К концу обучения дети должны знать:

· что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

· что родители есть не только у людей, но и у животных и растений; название эмоциональных состояний человека;

· собственные возможности и характерные особенности;

· способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

· что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды,

· какие существуют возможные решения конфликтов.

К концу обучения дети должны уметь:

· понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

· проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

· видеть друг в друге сходные черты и различия;

· проявлять эмпатию и толерантность;

· описывать свое настроение, понимать настроение других;

· осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

· выражать свои чувства и понимать чувства другого;

· пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;

· делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;

· анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;

· находить конструктивное решение конфликта.

  1. Социально-эмоциональное развитие детей предшкольного возраста

Вопрос о социальном развитии нельзя рассматривать без эмоционального акцента, т.к. личностные переживания – это не что иное, как эмоции.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Ли­сина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я- 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрел­кова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Возрастные характеристики социально-эмоционального развития ребёнка предшкольного возраста.

К концу дошкольного возраста ребенок:

· обладает чувством собственного достоинства;

· осознает на доступном ему уровне свои права;

· может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий;

· проявляет инициативу в разных видах деятельности: рисует по собственному замыслу; самостоятельно выбирает тему, композицию, сюжет, а также роль и выразительные средства в художественно-эстетической, конструктивной, игровой и других видах деятельности;

· владеет навыками самообслуживания (самостоятельно убирает игрушки, кладет на место одежду, содержит в порядке свое «рабочее место» и т. д.);

· самостоятельно использует личное время;

· при благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению.

Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогают ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.

Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий других.

Ребенок вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе; задает тему беседы; пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных рисунков, панно, аппликаций, конструкций и поделок и т. д.); обсуждает и согласовывает с другими замысел, сюжет и распределение ролей; вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления. Он способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к чужим промахам и ошибкам, воспринимает доброжелательную критику со стороны.

Ребенок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; сочувствует старикам, слабым, больным; с уважением и терпимостью относится к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, пола, возраста, личностных и поведенческих особенностей; способен оказать помощь и принять ее от другого.

При этом ребенок уже владеет разными формами и средствами общения, в том числе для осуществления совместной продуктивной и познавательной деятельности, а это является необходимым условием становления учебной деятельности.

Одна из важнейших целей воспитания — развитие личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека. При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе.

Особенности решения проблемы социально-эмоционального развития раскрыты в программе социально-эмоционального развития детей от 3до 6 лет «Я-Ты-Мы» (О.Л. КНЯЗЕВА Р.Б.СТЕРКИНА)(см. приложение 2 к лекции №7)

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Данная программа состоит из следующих разделов:

Наши рекомендации