Специфика развития доп образования в 90 годы 20 века
Образование как целостная система
Система – это множество элементов, находящихся во взаимодействии дуг с другом и образуют единство.
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства. А так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил норм поведения в интересах человека .семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленных процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями а так же приобретение опыта деятельности, развитию способностей, применения знаний в поведенческой жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.
Ступени:
· Дошкольное
· Начальное общее
· Основное общее
· Седнее общее
· Среднее специальное
· Высшее образование бакалавриат
· Высшее специалист, магистратура
· Подготовка кадров высшей квалификации.
+ доп образование сопровождают все
Образование как система, ее элементы:
1. содержательная система
· Обазовательные пограммы
· ФГОС
· Федеральные гос. Образоват требования
· Нормативная часть
2. Функциональная подсистема
· Организации, осуществляющие образоват деятельность
· Образоват учреждения различных типов. Видов
· Пед работники
3. организационно – управленческая
· Фдер гос органы и органы гос власти субъестов РФ
· Организации, осущ обеспечение образоват деятельности
· Юридич лица и их объединения осуществляющих деятельность в сфере образования
· Общественные объединения
Управление системой образования - это специальная деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистемами по достижению результативных целей самой системы и образовательного учреждения.
Образовательная политика в РФ
· это основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования
· это общенациональная система целей, ценностей и приоритетов в образовании и выработка их эффективного претворения в жизнь
Элементы образовательной политики
· нормативно-правовая политика
· культурно-идеологическая политика
· финансовая политика
тенденции образовательной политики:
1. англо-американская модель
2. германо-русская модель
Принципы образовательной политики:
· Научности
· Гумманизации
· Демократизации
· Оптимальности и эффективности
· Прогностичности управления
· Непрерывности
· Обратной связи
· Главного звена
· Компетентности
· Системы управления
История развития дополнительного образования в России
Этапы :
1. синкретизм до 1917 азрабртка теоритических основ и создане первых внешкольных детских учреждений.
2. становление 1917 начало 30 годов 20 века. Формирование государственных внешкольных учреждений, относительно свободное и самостоятельное развитие системы внешкольного образования.
3. зрелость 30 -80 годы 20века. Идеологизация внешкольных учреждений, помощь школе в решении общешкольных задач воспитания, теряется самостоятельность учреждений.
4. трансформация –середина 80 – 90 годы. Демократизация системы образования, переход от внешкольного учреждения к учреждениям дополнительного образования в самостоятельную единицу.
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ
Внешкольная работа культурно-проссветительная деятельность 19 века. Первый детский парк. 1911 трудовая компания «Бодрая жизнь»
1905 год – детский клуб «дневной приют для приходящих детей»
1905 – летняя детская трудовая колония
ВОВ
Кружки: оборонные, авиамоделирования, сесарные мастеркие.
50-е палаточные туристические лагеря.
1940: детский театр теней, театр кукол, городской дом юных натуралистов, клуб юных автомобилистов, военно-нравственные игры.
Программы внешкольной деятельности детей и подростков в 90 годы 20 века:ВОЗРОЖДЕНИЕ, Я САМ, 4+3.
В 1992 году внешкольное образование стало называться дополнительным образованием.
На развитие системы доп образование оказали влияние следующие факторы: смена ценностных ориентиров и отказ от ограничений в сфере образования, сокращение финансирования.
Специфика развития доп образования в 90 годы 20 века
В соответствии с Законом РФ "Об обpазовании" с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения.
В этих достаточно непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа становления системы дополнительного образования детей.
Министерством образования Российской Федерации pазpаботан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические оpиентиpы для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Это решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации:
• "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", № 12/1 от 25.04.94 г
• "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения", № 22/1 от 23.11.94 г.
• "Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", № 12/1 от 05.06.96 г.
• "О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития", № 19/1 от 27.10.93 г.
• "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", № 6/1 от 14.04.93 г.
• Приказ Министерства образования "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" № 140 от 27.03.95 г.
Это базовые документы, оpиентиpующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал временем осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов "второстепенности" дополнительного образования по отношению к базовому; pазpаботки технологии его реализации; закрепления появляющегося в практике опыта планирования и организации дополнительного образования, решения задач повышения его качества.
С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.
Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.
Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Его обновление происходит по нескольким линиям:
- Вводятся актуальные сегодня направления: экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т.д.;
- УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;
- Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДО);
- Ведется поиск новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования. Появляются учебно-воспитательные комплексы: УДО - школа, УДО - детский сад, детский сад-школа - УДО - вуз. Деятельность их содержательна и весьма результативна.
Процесс обновления содержания дополнительного образования этого периода особенно ярко обозначил ряд проблем. Это прежде всего - определение оснований, принципов, требований к отбору содержания дополнительного образования. Исходя из чего отбирать содержание по конкретному профилю? Почему именно это должны осваивать дети, в какой логике и в каком темпе? Зачем именно так выстраивать содержание предмета, можно ли иначе, и что эффективнее? Что это дает ребенку