Методы стимулирования поведения и деятельности
Целью данной группы методов является создание мотивации деятельности и правильного поведения. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются поощрение, наказание, соревнование, познавательная игра и др.
Прямое предназначение стимулов – ускорять или притормаживать определенные действия. Это наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении стимулирующих «методов-антиподов»: поощрения и наказания, известных еще с древних времен. «Поощрение и наказание, применяемые с учетом педагогического баланса, дают очень сильный эффект. Всем известна поговорка о “кнуте и прянике”. Преимущественное использование либо “кнута”, либо “пряника” может принести не пользу, а непоправимый вред. В современном обществе прочно утвердилось мнение о том, что превалировать должно, все-таки, поощрение, как более гуманное и эффективное. Доказано, что вера в свои силы, стремление к успеху, достижениям более плодотворны, чем страх перед наказанием»[115].
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников[116]. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой и повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны:
– одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.
– похвала – развернутое, аргументированное и проецируемое в будущее одобрение, осуществляемое вербально. Присутствие в похвале аргументов влияет на глубину осмысления поступка: «Спасибо, что ты...».
– благодарность, награждение – поощрения более высокого уровня, вызывающие и поддерживающие сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают упорный и длительный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях – это значительно усиливает сторону стимулирования и связанные с ним переживания.
– материальная форма поощрения – опредмеченные похвала и одобрение – имеет огромную силу стимулирующего воздействия (грамоты, разнообразные подарки). Материальная форма поощрения обязательно подкрепляется речевым обращением, которое может снизить или усилить эмоциональное переживание человека в этот момент.
И.П. Подласый указывает, что «несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и известной осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить <…> вред воспитанию. <…> Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами»[117].
Существует «золотое» педагогическое правило: ругать наедине, а хвалить – при всех. То есть, поощрения будут производить больший воспитательный эффект, если они сделаны при коллективе. С другой стороны немаловажным нюансом применения поощрения является то, что поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.
В.А. Сластенин акцентирует внимание на том, что учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись захваленные ученики и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива[118].
Наказание – а) метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми; наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние[119]; б) метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника[120].
Стоит отметить, что отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В современной педагогике нет пока единой точки зрения на метод наказания. Диапазон требований – от полной отмены школьных наказаний до максимального их ужесточения. Некоторые педагоги предлагают считать интенсивность наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их»[121].
В школьной практике практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм содержится большое число конкретных форм наказаний, которые можно, в свою очередь, подразделить на:
– традиционные наказания – замечание, порицание, выговор и т.д.
– наказания-экспромты – острое, неожиданное решение, применяется один раз и строго индивидуально.
– наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий». Эти наказания применять следует очень осторожно исходя из гуманного отношения к воспитаннику
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, И.П. Подласый, выделяет следующие[122]:
1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива, поддерживается им (ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и товарищи, друзья);
2) не рекомендуется применять групповые наказания. За проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации;
3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;
4) наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения;
5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости (формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно);
6) при решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества;
7) основа для наказания – конфликтная ситуация, но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к конфликтам и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям;
8) наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому воспитатель не должен применять наказание до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;
9) воспитатель-гуманист никогда не допустит превращения наказания в орудие мести;
10) индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит только проступок, но не человека, его совершившего;
11) наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь.
Соревнование в педагогическом процессе основывается на знании несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению[123]. И.П. Подласый считает, что соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества[124].
В последнее время появилось немало противников разного рода соревнований, которые, по их мнению, противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Сторонники гуманистической педагогики утверждают, что сравнивать нужно только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако В.А. Сластенин убежден в том, что при продуманности организации соревнования оно не противоречит идее уважения личности.
На наш взгляд, проблема эффективности соревнования как метода стимулирования деятельности, заключается в его неоднозначных последствиях для личности:
– с одной стороны соревнование актуализирует у учащихся стремление к победе, к желанию быть лучше, достичь большего;
– с другой – соревнование, неизбежно приводящее к победе одних и поражению других, дифференцирует субъектов по критерию «лучше – хуже», тем самым подавляя у последних потребность в признании, в позитивном самоосуществлении и вызывая зависть к более успешным Другим[125].
Так Д.М. Рытвина и И.С. Четверухина[126], для наблюдения за возникновением зависти у детей от пяти до семи лет, использовали специально подстроенную игровую ситуацию, в которой дети набирали очки, вращая рулетку. Они были уверены, что победа зависит только от их удачливости, на самом же деле она была предопределена экспериментаторами. Против ребенка, которому регулярно «везло» достаточно быстро объединялись двое других «аутсайдеров». Как только проходила смена «везунчика», то сразу в ситуацию эмоционального отвержения попадал новоявленный победитель. В целях предупреждения нежеланного успеха Другого дети часто использовали «колдовские» способы: «Не попадешь, не попадешь!», «Мимо! Мимо!».
По нашему мнению, для однозначного признания метода соревнования в качестве метода стимулирования личности, еще требуются многочисленные психолого-педагогические исследования эффектов (последствий) соревновательной деятельности в воспитательном процессе.
***
Любой метод воспитания не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс. Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых можно выделить следующие[127]:
– цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);
– содержание воспитания;
– возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);
– индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);
– уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);
– взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);
– используемые средства воспитания (например, прекрасное владение ролью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);
– уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);
– время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» воздействием на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).
Вопросы для самопроверки
1. По каким основаниям наиболее часто классифицируются виды воспитания?
2. Каковы содержание и задачи умственного воспитания школьника?
3. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его объективные и субъективные компоненты и охарактеризуйте их.
4. Каковы основные задачи трудового воспитания? Назовите основные условия трудового воспитания школьников.
5. Опишите структуру трудового воспитания школьников.
6. Каковы цели физического воспитания школьников?
7. Назовите объективные и субъективные показатели качества физического воспитания школьников.
8. Что такое ГТО? Почему вновь нормы ГТО становятся значимыми в современных условиях?
9. В чем заключаются различия между понятиями «этика», «мораль» и «»нравственность»?
10. Каковы особенности нравственного воспитания? С какими трудностями оно сталкивается?
11. Назовите основные стадии нравственного развития личности по Л. Кольбергу. Охарактеризуйте каждую из них.
12. Нравственное отношение включает в себя отношения к … __________
________________________________
13. Дайте определение патриотизму. Каковы его основные цели и функции?
14. Опишите критерии, показатели и параметры результативности патриотического воспитания школьников
15. Какие существуют направления патриотического воспитания школьников в современной школе?
16. Какова роль эстетического воспитания школьников?
17. Дайте определение понятий «эстетическая культура», «эстетическое сознание», «эстетическое чувство».
18. Каковы основные критерии сформированности эстетической культуры?
19. В чем состоит сущность экономического воспитания школьников? Дайте определение следующих понятий: «экономическое сознание», «экономическое мышление» и «экономическое поведение».
20. Каковы основные цели и задачи экономического воспитания?
21. Какие задачи должно решать правовое воспитание?
22. Назовите основные цели и принципы воспитания экологической культуры школьников.
23. По каким основаниям классифицируются формы воспитания?
24. Какова педагогическая сущность понятий «методы», «средства» и «приемы» воспитания?
25. Назовите существующие в педагогике основания для классификации методов воспитания.
26. Охарактеризуйте в целом сущность и выделите особенности таких методов воспитания как формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности.
27. Назовите различные смыслы понятия «убеждение». Что влияет на эффективность убеждения?
28. В чем состоит содержание и воспитывающая роль следующих методов воспитания: рассказ на этическую тему; разъяснение; внушение; увещевание; этическая беседа; диспут; пример; приучение; упражнение; педагогическое требование; поручение; воспитывающая ситуация; поощрение; наказание; соревнование?
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
2. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml.
3. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, переработанное и дополненное. М., 2007.
Дополнительная:
1. Бердышев Е. Педагогическое стимулирование в воспитании [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-247.
2. Бескова Т.В. Социально-психологическая структура и детерминанты зависти. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013.
3. Васильев, Ю.К., Левчук З.К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008.
4. Дейнека О.С. Человек в экономике // Крылов А.А. Психология: учебник (2-е издание): М.: Издательство «Проспект», 2005.
5. Диспут как метод воспитания [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-244.
6. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 32-43.
7. Качалова Л.П. Педагогические технологии. Шадринск, 2001.
8. Кваша А.А. Правовые установки граждан: автореф. дис… канд. юрид. наук. Волгоград. 2002.
9. Кольцова В.А. Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89-97.
10. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 399.
11. Максимовских Е.Н. Воспитывающая ситуация [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-156.
12. Мироненко И.А. Проблема нравственности в современной российской психологии // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 15-28.
13. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений / Сост. В.А. Журавель; вступ. ст. и ред. А.А. Бодалева. 4-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
16. Наказание как метод воспитания [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-243.
17. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: автореф. дис. … к.пед.н., М., 2003.
18. Об экономическом воспитании школьников. Материалы 4-й сессии научного семинара «Экономическое воспитание школьников: проблемы и пути решения». 2011 [электронный ресурс] // URL: http://expert.fingramota.org/?ELEMENT_ID=2107.
19. Панферов В.Н. Формы проявления психологии человека / Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2009. С. 118-179.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
21. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
22. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.
23. Словарь философских терминов / Науч. ред. профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2010.
24. Современный толковый словарь русского языка / Под редакцией Т.Ф. Ефремовой. В 3-х томах. Том 3. М.: Изд-во АСТ, 2006.
25. Соснин В.А. Содержание, основные функции и особенности воспитания патриотизма в современных российских условиях // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт Психологии РАН», 2010. С. 318-337.
26. Титов В.А. Общая педагогика. М.: А-Приор, 2008.
27. Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [электронный ресурс] // URL: http://www.artiks.ru/consultant_doc.php?art_no=612.
28. Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2003. С. 196.
29. Устин П.Н. Экспериментальное исследование циничности // Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 103-157.
30. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. К.: Издательский центр «Академия», 2002.
31. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). М.: Знание, 1986. 96 с. [электронный ресурс] // URL: http://ozevs.ru/shmelev-ostrie-ugli.html?page=2.
32. Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». № 10. 2004. [электронный ресурс] // URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2004N10/p22-24.htm.