Исторически известные и современные формы обучения
Классно-урочная система характеризуется такими особенностями:
· учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс;
· класс сохраняет постоянный состав в период школьного обучения; класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию;
· основной единицей занятий является урок;
· урок обычно посвящен одному предмету и теме; работой учащихся на уроке руководит учитель;
· учебный год, день, расписание уроков; каникулы - это признаки классно-урочной системы.
ДОСТОИНСТВА:
· четкая организационная структура;
· простое управление;
· возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе;
· экономичность.
НЕДОСТАТКИ:
· трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними,
· строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.
· замыкает его на школе.
Белл-ланкастерская система- система взаимного обучения, возникла в начале IX в. Старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше, это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.
Маннгеймская - возникла в 20 годы нашего века в Европе. Создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, - слабые, средние, сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня.
Дальтон-план - учащийся брал задания на дом по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультация с учителями.
План Трампа - система возникла в 50 годы 20 в., стимулирующая индивидуальное обучение использующая гибкие формы обучения.
Она включала три формы работы:
· лекции с применением технических средств для больших групп В 100-150 учеников, 40 % времени;
· работа в группах 10-15 человек, 20 % времени;
· индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40 % времени.
Тема: Урок - основная форма организации обучения младших школьников (практическое занятие)
Цель: формировать умения и навыки студентов демонстрировать обычный школьный урок, поощрять новые идеи нетрадиционного проведения урока, развивать педагогическое творчество, учить анализировать урок.
Участники:
• студенты - «учителя»;
• студенты - «ученики»;
• студенты эксперты.
Инструкция для «учителя»: вы согласно заранее подготовленному конспекту (согласно данному алгоритму написания конспекта) проводите урок.
Инструкция для «учащихся»: Вы выполняете все указания и рекомендации «учителя».
Инструкция для «экспертов»:
1. Реализованы ли задачи урока.
2. Оцените содержательность этапов урока.
3. Оцените соответствие применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям.
4. Осуществлялся ли поэтапный контроль за ходом усвоения знаний.
5. Оцените психологический климат на уроке.
6. Сформулируйте рекомендации учителю.
В конце подводятся итоги занятия.
Литература
1. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – М., 2003.
2. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М., 2004.
Тема: Педагогическая интерпретация урока как поиска истины. Новые методики работы с детьми на уроке.
Цель: формировать знания о постулатах, заложенных в основание новых технологий современного урока; умения создавать на уроке ситуацию интеллектуального поиска, использовать приемы, способствующие сделать ученика субъектом учебно-воспитательного процесса.
План
1. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью Н.Е. Щурковой.
Три постулата, заложенные в основание новой технологии урока.
2. Методика проведения нетрадиционных уроков.
3. Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. Какие идеи проведения урока предлагает Н.Е Щуркова?
2. Назовите основные педагогические идеи учителей-новаторов.
3. Какие методические приемы помогают учителю создать ситуацию интеллектуального поиска на уроке?
Задания для самостоятельной работы
1. Составить план-конспект урока как поиска истины.
Литература
1. И.С. Якиманская Технология личностно-ориентированного образования. -
М., 2000.
2.Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М., 1997.
3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.
4. Сборник материалов Первых Всероссийских Занковских чтений (опыт, достижения, перспективы). - М.,2005.
Цели обучения в современной школе
Практическое занятие 2 часа
Тема: Цели обучения в современной школе.
Цель:дать представление о целях образования и обучения, формировать умение формулировать цели обучения.
План
1. Цели — один из компонентов процесса обучения.
2. Взгляды на цели обучения в истории дидактических учений.
3. Таксономия целей обучения.
4. Цели обучения ориентирующие педагогов на достижение конечного результата обучения.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. От чего зависят цели образования? Обучения?
2. Какие взгляды на цели обучения имеются в истории дидактических учений?
3. В каких задачах конкретизируются задачи образования школьников?
4. Что такое таксономия целей обучения?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте ответ: как вы представляете систему организации учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом: восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, применение полученных знаний на практике, повторение.
Литература
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М..1997. - С. 69-70.
2. Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов и ответов. - М., 2002.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2003.
Не останавливаясь на анализе таксономии Блума, который обстоятельно выполнен в ряде работ советских педагогов (см.: Ильина Т.А. Педагогическая технология// Буржуазная педагогика на современном этапе/ Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона — М., 1984; Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание. 1989. — Вып. 6.), рассмотрим разновидности целей обучения, принятые в нашей педагогике.
Образовательные цели выражают формирование знаний, навыков и умений.
Знания включают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности.
Образовательные цели относятся к различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могут иметь качественное различие.
Качества знаний проявляются по-разному. Их разновидности достаточно четко выражены И. Лернером (полнота и глубина, осмысленность, или осознанность; оперативность и гибкость; системность и систематичность; свернутость и развернутость; конкретность и обобщенность; прочность). Повышение качества знаний — длительный процесс, и на отдельных его этапах цели могут относиться не ко всем, а лишь к некоторым показателям качества. Знания могут выражаться на различных уровнях познавательной деятельности, которые выражаются такими терминами:
· узнавать;
· распознавать;
· воспроизводить;
· объяснять;
· преобразовывать;
· переносить;
· строить;
· конструировать;
· создавать и т.д.
Управление педагогическим процессом предполагает; чтобы цели выражались в определенных результатах обучения, в определенных действиях.
Развивающие цели формируются как частные (элементарные) задачи, прежде всего умственного развития:
• овладеть умственными действиями: вычленять, соотносить, схватывать сущность (идею) и т.д.;
• выделять признаки (свойства), среди них, что особенно важно, существенные признаки;
• переносить знания в измененные ситуации;
• переформулировать задачу (условия, требования); - находить и выделять вспомогательную задачу;
• овладевать мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией;
• овладевать обобщенными приемами решения задач;
• овладевать структурами интеллектуальных процессов (алгоритмическими, полуалгоритмичрскими, полуэвристическими, эвристическими).
В конечном счете обучающий должен установить сдвиги в развитии ученика, отражаемые той или иной деятельностью.
Примерные формулировки воспитательных целей обучения имеют такой вид:
• развитие нравственных и эстетических чувств учащихся (вызвать сопереживание, сочувствие, чувство гордости, восхищения, радости, уважения, презрения, негодования и т.д.);
• формирование оценок (сформировать оценку.., подвести к пониманию.., подвести к выводу.., научить оценивать различные объекты с позиций научного мировоззрения и т.д.);
• формировать взгляды (сформировать.., добиться..; усвоить.., подвести к пониманию..; подвести к выходу…).
В традиционном обучении | В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества |
Ближайшая цель урока - усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала. | Прямая цель - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. |
Содержание урока - программные знания, материал учебника. | Содержание урока - освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе. |
Движущие силы учения - угрозы, приказания, запрещения, наказания, дрессура, отметка, соревнования с другими. | Движущие силы учения - радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе. |
Методы работы на уроке - объяснение, повторение, упражнение, заучивание наизусть, действие по образцу. | Методы работы - совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок - диспут, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. |
Организация традиционного урока, расчленение на ступени при господстве фронтальной работы: опрос, подготовка учащихся к восприятию нового материала, обобщение его, выяснение уровня понимания (проблемные вопросы), закрепление. | Организация прогрессивного урока: выработка цели совместно с учащимися, поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и научных) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели. |
Роль учителя - роль всевластного и всезнающего, непререкаемого начальника и распорядителя судьбой ученика. | Требование к учителю в рамках педагогики сотрудничества - быть помощником, старшин другом, советчиком и соратником в поисках истины в овладении мастерством. |
Первая обязанность учителя - сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти. Дело учащихся - активно переваривать словесные, наглядные знания, предъявлять продукт переваривания учителю и ждать за него отметки. | Первая обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся - активно сотрудничав в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир. |
Конечные результаты учения - соответствия знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам, выявляемое опросом, экзаменом, способностью к действию по образцу. | Главный результат обучения в перестраиваемой школе - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством |