Воспитание: понятие и сущность
ВВЕДЕНИЕ
Теория воспитания, наряду с теорией обучения (дидактикой) составляют основу курса общей педагогики. Проблема воспитания подрастающего поколения является чрезвычайно важной не только в рамках семьи и школы, но и в рамках общества в целом. Представители научных дисциплин, обращающихся к данной проблеме (педагоги, психологи, социологи), сходятся в том, что на современном этапе развития российского общества ее значимость возрастает, так как воспитание является главной силой, формирующей личность.
Первая глава настоящего учебного пособия посвящена месту воспитания в целостной структуре образовательного процесса: в междисциплинарном аспекте анализируется сущность понятия «воспитания»; выделяются терминологические проблемы в его определении; рассматривается целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием (социализация, развитие, формирование); систематизируются точки зрения по проблеме соотношения обучения и воспитания, а также – воспитания и самовоспитания.
Во второй главе, посвященной методологическим проблемам воспитания, производится анализ основных противоречий воспитательного процесса; выделяются условия, при которых то или иное противоречие может стать движущей силой этого процесса. Достаточно подробно авторами освещается вопрос, касающийся целей воспитания и факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на их формирование. Особое внимание в главе уделяется принципам воспитания: показано, что на современном этапе развития педагогической науки существует множество различных классификаций принципов, что объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.
В третьей главе детально рассматриваются виды, формы и методы воспитания. При анализе видов воспитания авторы опираются на существующие в педагогике классификации, в которых виды воспитания дифференцируются в зависимости от его содержания (умственное, физическое, трудовое) и объектов (нравственное, патриотическое, эстетическое, экономическое, правовое, экологическое и др.). Внимание акцентируется на том, что многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает и многообразие методов воспитания, от правильного выбора и оптимального сочетания которых зависит эффективность самого воспитательного процесса.
Четвертая глава посвящена одной из значимых проблем для отечественной психологии и педагогики – проблеме воспитания личности в коллективе. Авторы, опираясь на данные психолого-педагогической науки, выделяют основные признаки коллектива и его воспитательные функции; представляют «модели» развития группы, фиксирующие особые этапы, стадии или уровни в движении к коллективу. Большое внимание уделяется проблеме межличностных отношений в ученическом коллективе и одному из главных средств изучения этих отношений – методу социометрии.
В пятой главе поднимаются проблемы, связанные с особенностями семейного воспитания. Семья анализируется авторами одновременно и как субъект педагогического взаимодействия, и как среда формирования личности. Выделены функции семьи, особое место среди которых занимает воспитательная; описаны основные принципы и различные классификации стилей семейного воспитания; подробно рассмотрены особенности взаимодействия школы и семьи (содержание, формы и методы).
Издание снабжено таблицами, схемами, рисунками и вопросами для самопроверки знаний, что способствует более эффективному усвоению материала. Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики Саратовской государственной юридической академии: кандидатом педагогических наук Продановой Наталией Викторовной (главы 1, 2, 3) и кандидатом педагогических наук, доцентом Бесковой Татьяной Викторовной (главы 4, 5).
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ЕГО МЕСТО
В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитание: понятие и сущность
Само понятие «воспитание» представляет собой отглагольное существительное к слову «воспитать». В.В. Виноградов отмечает, что до начала XVIII века глагол «воспитать» отражал только физическое значение – «вскормить, взрастить» и только позже данное слово приобретает отвлеченное переносное значение – «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь»[1].
Воспитания является сложным социокультурным явлением и выступает объектом изучения целого ряда социогуманитарных наук, каждая из которых исследует свой аспект данного феномена.
Так в философии выявляются онтологические и гносеологические основы воспитания, формулируются максимально общие представления о высших ценностях и целях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
Социология делает акцент на социальных проблемах развития личности, то есть, определяет специфику социального заказа общества, адресованного системе воспитания; анализирует соотношение стихийных социальных явлений и целенаправленных воздействий на личность в процессе социализации и воспитания. Так, в рамках социологии сформировалось направление социологии воспитания, предметом исследования которой является воспитание как общественный процесс, а ее задачами выступают анализ роли институтов социализации (семьи, средств массовой информации, системы образования и т.д.) и особенностей макро-, меза-, микроусловий в процессе воспитания.
С точки зрения психологии воспитание это «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду»[2]. В рамках педагогической психологии анализируются закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания; выявляются индивидуальные, возрастные, групповые особенности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания.
Педагогика изучает сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса, тенденции, закономерности и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитательного процесса; определяет его принципы, содержание, формы и методы реализации. В педагогическом словаре воспитание определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется»[3].
Несмотря на то, что различные аспекты воспитания рассматриваются рядом наук, воспитание было и остается основной категорией педагогической науки. Однако исключительная сложность данного феномена приводит к терминологическим проблемам в его определении, к значительному разбросу в его трактовке различными авторами. Выделим существующие аспекты анализа этого понятия.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. «Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта»[4]. Можно сказать, что каждый человек приобщается к достижениям цивилизации через воспитание.
В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей и политических ориентацией.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, управляемое и целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых с целью формирования у них заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком (локальном) педагогическом смысле воспитание часто трактуется как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание нравственности, патриотизма, коллективизма, общественной активности и др.).
Многозначность понятия «воспитание» проявляется и в том, что его рассматривают не только как воздействие или взаимодействие, но и как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему и т.д.