Правила делового этикета
Нормы и правила делового этикета базируются на общепринятых нормах
11 См.: Ботавина P.M. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 13-15.
поведения общегражданского этикета, но деловая сфера вносит в них коррективы: на первый план выступает не пол и возраст, а должностной статус общающихся людей. Например, в деловом этикете неважно, кто приветствует (мужчина или женщина, старший или младший по возрасту), и неважно, кого приветствуют (мужчину или женщину, старшего или младшего по возрасту), важно другое - должность. Субординация в деловом этикете в отличие от общегражданского строится не по половозрастному, а по должностному принципу.
Обращение. Начинается общение, как правило, с обращения к человеку. Обращения культурно и социально обусловлены. Исторически сложилось так, что в русском языке не было общеупотребительных и нейтральных форм обращения, аналогичных формам обращения в других языках (мадам, мадемуазель, мсье - во французском, миссис, мистер - в английском и т.п.) В советский период активно использовалось обращение «товарищ», которое называло лицо независимо от пола и могло употребляться как в сочетании с фамилией, профессией, званием (товарищ Петров, товарищ директор, товарищ академик), так и без них (Дорогие товарищи!).
В настоящее время можно говорить об устоявшейся форме обращения «господин-госпожа» в официальном и деловом обращении, хотя во многих случаях предпочтительнее обращение по имени и отчеству. Важно помнить, что в деловом общении необходимо время от времени повторять обращение к собеседнику по имени и отчеству: «Да, Людмила Ивановна», «Простите, Виктор Михайлович», «Я вас не совсем понимаю, Лариса Ильинична». Такое обращение подчеркивает направленность речи и означает включение партнера по общению в активный диалог, и наоборот, отсутствие обращения исключает собеседника из коммуникации.
К этикетным правилам делового общения относится и уместное использование ты - вы-форм. Выбор обращения на «ты или на «вы» определяется: 1) соотношением социального статуса собеседников; 2) степенью их знакомства; 3) характером взаимоотношений; 4) официальностью - неофициальностью остановки общения.
В деловом общении предпочтительнее обращение на «вы». Даже если в неофициальном общении с коллегами установлено обращение на «ты», в официальной обстановке такое недопустимо. Нередко встречается, что только в силу своего возраста более старший сотрудник считает для себя возможным обращаться к более молодому сотруднику, равного с ним статуса, на «ты» и по имени, что, конечно же, противоречит правилам делового этикета.
Выбирая форму обращения, следует учитывать также и следующие факторы: 1) обращение на «вы» позволяет сохранять дистанцию в деловых отношениях, не переходить ту грань, за которой начинается фамильярность; 2) обращение на «ты» позволяет сократить дистанцию, придать теплоту деловым отношениям.
В деловых отношениях форму обращения выбирает лицо, вышестоящее по должности. Этикет межличностных отношений всегда требует особый деликатности в переходе с официального «вы» к простому и дружескому «ты».
Правила применения этикетных форм обращения
Обращение на «вы» Обращение на «ты»
- к незнакомому, малознакомому чело- - к хорошо знакомому человеку веку - в неофициальной обстановке
- в официальной обстановке общения общения
- при дружеском, интимном отно-
- при подчеркнуто вежливом отноше- шении к собеседнику
нии к собеседнику - к равному и младшему (по воз-
- к равному и старшему (по возрасту и расту и положению) собеседнику
положению) собеседнику
Приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий. Современные правила этикета предъявляют к культуре приветствия следующие требования по очередности приветствий.
Культура приветствия:
> При встрече мужчина первым приветствует женщину.
^ Проходящий человек первым здоровается со стоящими.
> Молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по
возрасту и положению. Но руку при этом первым протягивать не следует.
Эта инициатива принадлежит женщинам.
^ Входящий (и женщина тоже) в помещение, где уже находятся другие люди, также здоровается первым.
> В том случае, когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, «кто лучше воспитан».
> Когда на улице встречаются две знакомые пары, то вначале здороваются женщины, затем мужчины с женщинами и только потом мужчины.
> Если мужчина идет по улице в обществе женщины, то оставлять ее, чтобы самому подойти к знакомому, невежливо. В крайнем случае надо представить этого знакомого женщине.
> Если вас поприветствовал незнакомый человек, то ответьте ему тем же (может быть, вы его просто не узнали).
> При постоянной встрече с одним и тем же человеком (например, сотрудником другого отдела), с которым не знакомы, приветствовать его. Может быть, знакомство состоится позднее.
> При встрече со знакомыми (коллегами) несколько раз в течение дня используйте вежливые формулировки приветствий или, если все они исчерпаны, просто улыбнитесь, или вежливо кивните. Но не отворачивайтесь и не делайте вид, что не заметили Сервантес справедливо и остроумно заметил: «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».
> Если вы хотите о чем-то спросить незнакомого человека, не забудьте вначале поздороваться с ним.
12 См.: Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. С. 106.
При приветствиях в деловом этикете сохраняется принцип субординации. Например, стоящие возле дверей аудитории студенты первыми приветствуют проходящего мимо профессора, а секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину). Конечно, это не означает, что старший по должности непременно должен ждать приветствия младшего. Он может поздороваться не только словом, но и жестом, мимикой, улыбкой, что ни в коей мере не уронит его авторитета.
Светский этикет предписывает мужчине вставать, приветствуя женщину или старшего по возрасту. Согласно деловому этикету в деловой обстановке женщина также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, если входящая значительно выше по должности.
При приветствии лучше всего пользоваться традиционным «Здравствуйте», добавляя к словам приветствия обращения по имени и отчеству.
«Доброе утро» принято говорить до 12.00 часов, «Добрый день» - до 18.00 часов, «Добрый вечер» - после 18.00. Но эти приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя они могут так обращаться к нижестоящим.
Нарушение этикета - обращение к вышестоящим лицам после приветствия со словами «Как дела?», «Как поживаете?» и т.д.
Приветствие может сопровождаться рукопожатием. При равном служебном статусе мужчины обмениваются рукопожатием обязательно, женщины - по желанию. Если женщина первой не протянула руку, мужчине не следует проявить инициативу. При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина - нет. Этикет не позволяет обмениваться рукопожатием через стол, порог или какие-либо препятствия.
Согласно светскому этикету первым руку протягивает: женщина - мужчине, старший по возрасту - младшему. В деловом этикете, где главный критерий должностной статус, первым руку протягивает старший по должности вне зависимости от пола и возраста, хотя и здесь могут быть отступления.
Характер рукопожатия также регламентируется этикетом, требующим чувства меры и такта:
> слишком продолжительное рукопожатие может вызвать в другом человеке чувство неловкости;
> слишком сильное неуместно, поскольку рукопожатие - не состязание в том, кто сильнее;
> слишком слабое рукопожатие свидетельствует об отсутствии интереса.
Представления Немаловажное место в деловых отношениях занимает и
процедура представления, посредством которого можно установить нужные и полезные связи. Согласно деловому этикету представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.
Для того чтобы иметь право представлять людей друг другу, нужно быть знакомым с обеими сторонами, для которых представляющий выступает гарантом достоверности данных, порядочности представляемых.
Согласно этикету представляют:
> низшего по должностной иерархии - высшему;
> мужчину - женщине;
> младшего по возрасту - старшему по возрасту;
^ одного сотрудника - группе сотрудников.
Сначала обращаются к тому, кому представляют, а затем называют имя представляемого: «Иван Николаевич, разрешите вам представить...»
При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, духовное звание, как правило, обходятся без упоминания имен: «Господин президент», «Ваше высокопреосвященство», «Товарищ генерал», «Господин посол».
Представляющий, знакомя лиц, близких по возрасту и служебному положению, может просто назвать их имена: «Елизавета Федоровна, познакомьтесь с Сергеем Ивановичем», или «Марина Петровна, Николай Тихонов». Любое представление сопровождается легким поклоном. Следует избегать глубоких поклонов и резких движений.
После представления для подтверждения знакомства обычно принято обмениваться несколькими любезными фразами, причем инициатива должна исходить от старшего по должности, возрасту.
При представлении друг другу сразу нескольких людей сначала представляют того, кто пришел последним, а затем остальных в том порядке, в котором они сидят или стоят.
Нового работника коллективу представляет руководство. Обычно пользуются простой и наиболее распространенной формулой типа: «Разрешите представить вам Нелли Сергеевну Соловьеву. Она назначена заместителем главного бухгалтера». Можно представиться и самому, четко назвав свое имя, отчество, фамилию и должность.
В деловом общении бывают нередки ситуации, когда представляющее лицо не требуется. Например, при представлении сотруднику из другого отдела в одной организации, коллеге на научной конференции, должностному лицу при посещении учреждения и т.д.
Визитные карточки. Деловое знакомство начинается с вручения визитной карточки, которая стала обязательным атрибутом процедуры установления деловых контактов.
История визитных карточек началась с XVI в., когда немецкие студенты, обучавшиеся в университете Падуи (Италия), перед отъездом на родину на каникулы, посещали с визитом своих профессоров и в знак уважения оставляли им цветную миниатюру, изображавшую фамильный герб, под которым визитер писал свое имя и дату. Затем появились гравированные карточки, литографические, а в начале XX в. - изготовленные типографским способом.
Современные деловые визитные карточки выполняют следующие функции:
^ представления деловых партнеров;
^ подтверждения заинтересованности в последующих деловых контактах;
^ информирования об организации, направлениях ее деятельности;
^ осуществления деловых контактов между партнерами (например, при
сопровождении подарка и т.п.)
На стандартной визитной карточке указываются фамилия, имя, отчество, должность и звание (при его наличии), служебный телефон, телефакс, адрес электронной почты, название организации и ее адрес.
Министерство | финансов РФ | |
Академия бюджета и казначейства | ||
Катков Михаил | Никифорович | |
старший научный сотрудник | тел./факс 625-75-41 | |
Россия, Москва | E-mail: abik@academmf. com | |
Малый Златоустинский переулок д. 7 |
На визитной карточке представителя государственного учреждения может быть изображен герб страны, а на карточке работника фирмы - фирменная эмблема, логотип.
На визитных карточках для неофициального общения указывают фамилию, имя, отчество, профессию, почетные и ученые звания, но не представляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус.