И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др
Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 году издал трактат "О достоинстве и увели- jчении наук". В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве I
отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал "руководство чтением". Бэкону принадлежит и известное выражение: знание - сила, показывающее, как высоко он ценил учение, овладение наукой. В этом же \ столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592- I6TJ0), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. В своем знаменитом труде "Великая дидактика" (1633-1638) Коменский разработал основные вопро-сы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уде- jлял нравственному воспитанию детей, а в книге "Материнская школа" (1632) детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
В историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли также имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841) и Адольф Дистервег(1790- I 1866) в Германии и др.
Джон Локк в труде "Мысли о воспитании" (1693) большое внимание уделил jпсихологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabularasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей.
А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало iразработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической | науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за инте- jресами и желаниями детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветавших в воспитании в его время.
Г енрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитатель- ' ных учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" (1781 -1787) он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впослед- ' ствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Г ербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с
этих позиций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", ис- jпользуя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал кондуит.
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.
З.Выделение педагогики в особую отрасль знания и разработка её научных основ в трудах русских и белорусских педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Толстого, С.Полоцкого, Я.Коласа, Тётки и др.
Активно разрабатывались идеи воспитания российскими педагогами. Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 году. Все это так или иначе способствовало развитию отечественной педагогической мысли.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно- греко-латинского языка. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию.
Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711-1765). Он создал такие учебные книги, как "Риторика" (1748), "Российская грамматика" (1755) и др.
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он - автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет воспитания:'Опыт
педагогической антропологии" (в 2 т., 1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а также труды по дидактике, нравственному и
трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего времени.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к развитию теории "свободного воспитания", создал учебник для начальной школы "Азбука".
П.Ф.Лесгафт известен трудами в области физического воспитания, П.Ф.Каптерев является автором учебника по педагогике. К.Н.Вентцель активно разрабатывал идеи "свободного воспитания", выступал против раннего политического воспитания детей.
Активно разрабатывалась педагогическая мысль в Беларуси. Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о зубре" Н.Гусовского (1480 - после 1533), а также в трудах Франциска Скорины (около 1490 - не позднее
1541), который на много лет раньше Ивана Федорова начал печатать книги на Руси.
Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876-1916), которая написала книгу "Первое чтение для деток белорусов" и ряд статей о воспитании.
Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, "Второе чтение для детей белорусов", о котором А.Е.Богданович, отец поэта Максима Богдановича, писал, что после "Детского мира" и "Родного слова" К.Д.Ушинского это самая лучшая учебная книга.
Я.Колас является также автором пособия "Методика родного языка", которое до настоящего времени не потеряла своей научной ценности для преподавания белорусского языка.
4.Объект и предмет педагогики, основные проблемы её исследования,
система педагогических дисциплин.
В качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Подобное определение предмета педагогики до некоторого времени не вызывало сомнений. Поскольку педагогика возникла из потребности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, то и предметом ее исследования является воспитание, воспитательная деятельность.
Воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.
А.Ф.Протопопов писал: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об-разования
воспитания".
Объект педагогики: существует 3 точки зрения
I воспитание;
2. педагогический процесс;
3. образование.
Основные проблемы исследования:
а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
б) определение целей воспитания;
в) разработка содержания воспитания;
г) исследование методов воспитания.
Система педагогических дисциплин:
1 общая педагогика;
2 предшкольная (4-5);
3. дошкольная (5-6);
4. школьная педагогика;
5 . семейная педагогика;
6. вузовская педагогика;
7. этнопедагогика;
8. военная педагогика;
9. педагогика детских и юношеских организаций;
10. школоведение;
11 .соц. педагогика (влияние социума на развитие личности);
12. история педагогики;
13. сравнительная педагогика (сравнивает систему воспитания и образования);
14. коррекционная педагогика (детей с особенностями психо-физического развития);
15. сурдопедагогика (глухие дети, слабосльпцащие);
16. тифлопедагогика (слепые,слабовидящие);
17.олигофренопедагогика (с отклонениями в психическом
5. Понятие о методологии и методах педагогических исследований.
Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений. Одна из методологических посылок, определяющей современный подход в разработке теории воспитания и обуславливающих её подлинно научный характер, состоит в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально- детерминированный характер, т.е. оно обуславливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, нац. особенности народа и т.д.
Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.
Большое значение для разработки педагогической теории имеют такие идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные св-ва и кач-ва.
Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества.
Указанные методологические положения, которые лежат в основе p-я современной научной педагогики, нисколько не отрицают теоретических идей воспитания, разработанных передовыми представителями педагогической мысли прошлого.
Методы:
1 Педагогическое наблюдение - изучение педагогических явлении требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
2. Исследовательская беседа - с помощью этого метода учёный выясняет отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, мнение о них и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
3. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.
4. Педагогический эксперимент - сущность заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений I или гипотез.
5 . Изучение и обобщение передового педагогического опыта - основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.
6.Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок).
6. Методы математической статистики - они используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.
7. Теоритический анализ педагогических идей - позволяет делать глубокие
6.Историческое развитие идеи о всестороннем развитии личности, «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ»
(2007).
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами- богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от положения в феодальной иерархии), различалось по своему содержанию и характеру.
Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.
В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в тот период идеологией не первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась голько как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.
Виднейшие деятели той эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие - выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
В 2006/2007 учебном году в учреждениях образования страны особое внимание уделялось формированию целостной системы воспитания и охраны детства, гражданскому и патриотическому воспитанию, профилактике социального сиротства, асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, обеспечению государственной поддержки и защиты прав детей. Акцент в воспитательной работе был также сделан на активное вовлечение всех учащихся в общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность, формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед самим собой, обществом и государством.
С целью качественного совершенствования воспитательной работы Министерством образования Республики Беларусь разработаны и утверждены Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь являются основными документами, в которых закрепляются главные приоритеты воспитания в учреждениях образования с учетом основ идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, формулируются цели и задачи, раскрывается со-леьЖаЯие и определяются эффективные формы и методы воспитательной
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы определяет основные направления воспитания и формы воспитательной работы в учреждениях образования. В целях ее реализации предусматривается разработка и выполнение областных и районных (городских) программ непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2007 - 2010 годы. В учреждениях образования для реали- I зации данных программ разрабатываются перспективный и текущий планы воспитательной деятельности, утверждаемые руководителем учреждения образования, также могут разрабатываться и реализовываться комплексноцелевые программы по основным направлениям воспитательной деятельности, планы работы социально-педагогической и психологической службы,
| план работы педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями.
Целесообразно продолжить изучение Концепции и Программы непре- 1рывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в | педагогических коллективах, на родительских собраниях, встречах со студенческим и молодежным активом.