Дидактические принципы и условия проведения игр занятий с детьми раннего возраста
Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одного занятия к другому усложняется и требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнение. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.
Успешное выполнение программы требует повторности. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии. Так как одни дети быстро реагируют на всякое внешне воздействие, другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли ихв самостоятельных играх. Для прочного усвоения программных требований всей группой необходимо неоднократная повторность одних и тех же занятий, при повторении занятий растет активность детей.
Повторность занятий осуществляется в разных вариантах. Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному.
Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом– большие и маленькие матрешки или собачки.
Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.
К концу раннего детства на основе накопленного опыта дети стремятся к самостоятельной деятельности. В свободное от занятий время дети без побуждения повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии.
Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняются в тех новых умениях, которые он получил от взрослого.
Эффективность дидактических занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения .Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в незначительной степени способны к волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям.
Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломаные; кирпичики, шарики, кубики чистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят дом, мостик.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строиться методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом .В раннем возрасте дети знакомятся с предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, на занятиях используют приемы наглядности: показывают предмет, дают потрогать, подействовать с предметом. В результате дети получают представление о предметах и явлениях наглядным путем.Однако этого недостаточно для развития ребенка. Все что показывают ребенку должно быть подкреплено словом.
Важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Необходимо управлять активностью детей в соответствии с поставленной задачей.
У детей раннего возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться.
Таким образом, встает вопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемый предмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8-10 минут. Если же дети находятся в относительной неподвижности, они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им показывают.
Слушание текста и рассматривание картинок, игрушек длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитателем. В данном случае смена деятельности предупреждает утомление, и в тоже время решается задача учить слушать и понимать текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с ними.
Большая заинтересованность детей содержанием занятия, возникающие эмоции, которые в этом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногда необходимость продлить занятие на некоторое время.
Если воспитатель замечает появление у детей признаков утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить и дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть
В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса. Поэтому их успехи на занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношением к занятиям, заинтересованностью.
Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, несломанные, кирпичики, кубики, шарики ярко и разнообразно окрашены. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он более эмоционально реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик.
Интерес к занятию повышается, когда его содержание увлекает, побуждает малыша к поиску способов действий для достижения результата (например, надеть колечки на стержень).
Можно использовать прием неожиданного появления игрушек, привносить в занятия всевозможные элементы сюрпризности. Однако при этом необходимо соблюдать чувство меры, не забывать за развлекательностью педагогических задач — воспитания элементов самоорганизации и произвольного внимания детей. Забавность и деловой характер общения на занятиях следует сочетать так, чтобы одно помогало другому.
47. Контроль за развитием детей раннего возраста. ЕЕ значение, содержание, организация
Контроль за развитием детей раннего возраста. Ее значение, содержание, организация. Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ.
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия. Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.
Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно- психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).