Задание 2. Кейс для анализа организационно-управленческих условий индивидуализации в образовательном учреждении

2.1. Прочитать материал кейса[4]. Выделить информацию, свидетельствующую об изменениях в организации деятельности и управлении школой. Разбить изменения по этапам развития школы.

1 группа. Особые формы работы с профессиональным развитием педагогов.

2 группа. Изменение должностных позиций и функций подразделений, изменение организационной структуры.

3 группа. Формы привлечения и использования внутренних и внешних ресурсов.

4 группа. Изменения в системе управления, принятия решений.

2.2. Какие изменения относятся к решению задач становления и развития инновационной деятельности, а какие именно к становлению и развитию практики индивидуализации?

2.4. Какие из выделенных организационно-управленческих условий вы отнесете к необходимым и достаточным условиям обеспечения качества индивидуализации образования в ОУ?

Кейс. Анализ организационно-структурных преобразований в школе «Эврика-развитие» для обеспечения условий индивидуализации образования

Визитная карточка образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ «Эврика-развитие» г.Томска учреждена в 1991 году как альтернативная школа. В настоящее время - это полисистемная школа, реализующая основные образовательные программы начального, основного и среднего (полного) образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Концепцией индивидуализации образования. В школе учатся 485 школьников, в группах подготовки к школе 52 дошкольника.

Школа определяет свою миссию как создание открытой образовательной среды для образовательной жизни инновационного, непрерывно развивающегося сообщества детей и взрослых, для формирования компетентностей современного человека (по материалам публичного доклада 2013г.).

Базовые принципы организации образовательного процесса:

1. Возрасто-сообразность: решение возрастных задач и задач взросления; постановка соразмерных вызовов; учет особенностей и закономерностей развития в каждом возрасте; включение в наиболее продуктивные для каждого возраста виды учебной и образовательной деятельности.

2. Открытость и избыточность образовательного пространства; разнообразие внутренних и внешних деятельностных площадок (реальных и виртуальных) для взаимодействия с различными субъектами инновационной инфраструктуры города; разновозрастное взаимодействие.

3. Тьюторское сопровождение образовательного движения: предоставление выбора образовательного пути или маршрута; организация ситуаций приобретения нового опыта через пробно-поисковое действие; рефлексия опыта; достижение максимально возможного прогресса и самореализации каждого участника среды; построение индивидуальных образовательных программ как программ действий и проб по достижению желаемого образа будущего.

Школа имеет целый ряд статусов на региональном и федеральном уровне:

· Федеральная инновационная площадка МОиН РФ по направлению «Новое содержание образования. Эффективные модели реализации ФГОС нового поколения в логике индивидуализации образования на дошкольной, начальной, основной и старшей ступенях» (с 2011).

· Лауреат международного конкурса «Концепция Школы Сколково» (2011) («Образовательная среда для инновационного (развивающегося) сообщества детей и взрослых»), член Международной ассоциации инновационных образовательных организаций Школы Сколково» (с 2012)

· Победитель конкурса инновационных школ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», 2006, 2008 год.

· Победитель конкурса областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты), 2011, 2012 год.

Сегодня МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г.Томска входит в число наиболее известных школ России, по праву считаясь пионером в области внедрения в образовательный процесс деятельностного и компетентностного подхода, технологий индивидуализации образования. Школа прошла долгий путь. Были «звездные» периоды, были и сложности. В рамках данного исследования нам важны изменения в структуре, которые обеспечивали решение задач инновационного движения школы, а в частности обеспечивали условия для индивидуализации образования.

История преобразований

Гг.

С первых шагов школа позиционирует себя как школа-лаборатория. Основатель школы – Татьяна Михайловна Ковалева, еще в процессе разработки проекта школы определила, что должны быть две позиции, определяющие базовые процессы в школе: директор, обеспечивающий управление образовательным процессом и научный руководитель, обеспечивающий управление инновационной деятельностью. С 1992 года в школе позиция научного руководителя была введена в штатное расписание. Первое время подразделений, обеспечивающих линию деятельности научного руководителя, было больше, чем подразделений и позиций, обеспечивающих процесс функционирования школы. В частности - неформальная «философская группа», участники которой студенты и преподаватели философского факультета ТГУ, факультетов ТГПУ участвовали в разработке новой методологии образования, а также работали в школе преподавателями, тьюторами, консультантами. В школе действовала психологическая группа, которая также была больше в позиции разработчика, нежели обеспечивающей функциональный режим. Психологи (а их первое время было 4-5 человек) отвечали за психологическое сопровождение процесса становления образовательной практики (существовали должности - психолог Развивающего обучения, Монтессори-педагогики, Вальдорфских групп и т.д.). Они работали с педагогической командой, родителям и детьми.

В деятельность нового учреждения вошли привычные типы подразделений – методические объединения. Однако так как учителей мало, и на одной предметной линии в подростковой и старшей школе мог работать один педагог, то количество и разнообразие методических объединений было небольшое. При этом основная содержательная работа по освоению инновационных педагогических систем проводилась внутри неформальных групп – педагогических мастерских, на которых шло коллективное обсуждение и освоение базовых положений той или иной образовательной системы.

Таким образом, в школе стали оформляться проектные группы, занимающиеся освоением систем и внедрением их в практику и исследовательские педагогические группы. Результаты работы групп обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях и оформлялись в ежегодные сборники научно-педагогических трудов сотрудников школы. Т.М. Ковалева указывает, что «своеобразную инновационную инфраструктуру школы» составили педагогические мастерские, проблемные семинары внутри них, и общешкольные проблемные семинары, целью которых было «удержание общего педагогического пространства». Именно эта инфраструктура, по мнению Татьяны Михайловны, является условием для становления «процесса формирования педагога-исследователя в условиях полисистемной школы»[5].

Гг.

В этот период была решена задача «найти соответствующие организационные формы, в которых могла бы разворачиваться исследовательская деятельность в течение всего года». Ключевыми структурами, обеспечивающими инновационную деятельность, являются кафедры по педагогическим системам: кафедра Развивающего обучения, Свободной педагогики, Монтессори – педагогики и кафедра Вальдорфской педагогики, проектные группы по реализации локальных педагогических проектов в рамках внедрения образовательной системы или построении образовательного пространства возрастной ступени. Координирует инновационную деятельность Научно-методический совет, деятельность которого планируется научным руководителем, а организуется заместителем директора по научно-методической работе. В функции Научно-методического совета входит «анализ и координация структур, обеспечивающих условия проектно-исследовательской деятельности; утверждение методических тем и распределение методических часов; распределение исследовательских часов»[6] (в указанный период времени в школе действовала норма объединения финансовой поддержки инновационных школ 15% к ФОТ в единый фонд и дальнейшего его распределения на основе разработанных критериев). В состав Совета входят: научный руководитель, директор, заместители директора по НМР, руководители кафедр и МО, редактор школьного сборника, научные консультанты. Совет не только организует первичную экспертизу и оценку проектов, но и обеспечивает консультационную и экспертную поддержку проектно-исследовательской деятельности в течение всего года. В середине учебного года проходит малая научно-практическая конференция, на которой проходит первичное обсуждение результатов работы, выявляются новые направления развития инновационных разработок, корректируются заявки и перераспределяются часы. Деятельность всех подразделений в этот период очень насыщенна и разнообразна. Из отчета об инновационной деятельности МОУ школы «Эврика-развитие» за 1995-1997 гг. «Научно-методическая работа в школе организуется через координацию работы 11 методических объединений, 2 кафедр, 8 проектных групп. Основные направления инновационной деятельности:

- создание образовательного пространства для педагогов;

- продолжение освоения в теории и реализация в практике образовательных систем;

- организация теоретической и опытно-экспериментальной работы по содержанию позиции тьютора;

- разработка и создание модели управления школой – лабораторией.…

В школе появились структуры, обеспечивающие как развитие содержания проектно-исследовательской деятельности, так и ее финансовое и организационное обеспечение.

Центр альтернативной педагогики – структура дополнительного профессионального образования, создана была на базе школы и нормативно закреплённая в рамках договора с Институтом повышения квалификации работников образования. Центр проводил семинары, вводные стажировки, обучающие программы для педагогов и управленцев всего Сибирского Федерального округа и Дальнего Востока. В этот же период был структурно оформлен архивно-информационный комплекс. В состав комплекса входят: служба компьютерного обеспечения, служба обеспечения аудио - и видеоматериалами, библиотека, архив, музей, консультационно-аналитическая служба. Наряду с деятельностью внутри школы комплекс начал оказывать услуг сторонним организациям.

Гг.

В школе в этот период завершился процесс оформления единых для всех педагогических групп целевых установок. Был проведен ряд экспертных семинаров, на которых обсуждался вопрос: какова объединяющая идея для всех образовательных систем, реализуемых школой. Была оформлена концепция школы как школы индивидуальных образовательных программ.

Эта концепция нашла отражение в структурных преобразованиях: «Новое стратегическое целеполагание потребовало нового уровня соорганизации субъектов образовательных инициатив - проектных групп и кафедр…. В школе организованы новые структуры, создающие условия для индивидуализации образования, введена функциональная позиция, обеспечивающая сопровождение индивидуальных учебных планов – тьютор».

«В школе организованы новые структуры, создающие условия для выполнения концепции индивидуализации образования:

· психолого-педагогическая служба школы. В её функции входит: мониторинг психологического развития учащихся; анализ конфликтных ситуаций; консультирование педагогов и родителей;

· тьюторский Совет, на котором тьюторы классов обсуждают программы образовательного сопровождения учащихся;

· новой структурой, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, является малый педсовет ступени или класса. Он объединяет педагогов, тьюторов, психолога для анализа результатов учебной работы, в том числе по индивидуальным учебным планам и программам;

· кафедра подростковой школы, в рамках которой разрабатываются разные модели проектной деятельности учащихся5-8 классов;

· кафедра старшей школы занимается проектированием предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ;

· совет школы, состоящий из педагогов и родителей, который позволяет принимать совместные решения по ключевым вопросам жизнедеятельности»[7]

В этот период усиливается роль внешних проектов школы «Городская олимпиада Развивающего обучения», «Сибирская молодежная ассамблея», реализация которых объединила вокруг школы группы педагогов из других учреждений. По-прежнему в школе существуют методические объединения, однако деятельность их либо формализовалась (подготовка к контрольным точкам, утверждение заданий), либо стала идентичной деятельности проектных групп и кафедр (так в этот период «расцвело» МО естественно-научного цикла, в котором вновь пришедшие педагоги объединили усилия для разработки концепции преподавания предметов этой области в школе индивидуализации и, фактически, действовали в статусе кафедры).

Гг

В этот период к школе стали проявлять интерес органы управления образованием. Изменения в образовательной политике, новая концепция модернизации Российского образования актуализировали проблематику гуманитаризации, индивидуализации образования и это отразилось на том, что школа стала получать государственные заказы на оформление инновационных разработок, получила статус экспериментальной площадки на разных уровнях, что соответственно отразилось на необходимости подготовки отчётов, оформлении продуктов. В связи с этим задачи кафедр и МО определялись в соответствии с мерой востребованности во внешней среде. Внутри кафедр выделились группы, работающие на оформление продуктов. Так в кафедре подростковой школы, насчитывающей более 10 сотрудников, группа их трех человек вела работу по подготовке инновационной разработки по организации разновозрастных студий по выбору. В рамках кафедры Старшей школы выделилась группа, оформляющая материалы в книгу по заказу Института образовательной политики «Эврика». На смену подразделениям, обеспечивающим деятельность, пришли временные группы по оформлению результатов.

В этот период изменилась роль Тьюторского совета. Из структуры, отвечающей за разработку содержания позиции тьютора и тьюторской деятельности, он все больше переходил в статус структуры управленческой, так как получил функции управления процессом разработки и реализации тьюторской услуги, в том числе Совет отвечал за экспертизу и оценку тьюторской деятельности и распределение фонда заработной платы тьюторов.

Гг.

В эти годы я уже не работала в школе. Моя позиция по отношению к ней стала внешней, хотя по-прежнему я очень заинтересована в развитии школы и как родитель, у которого в этой школе учится ребенок и как представитель НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, в деятельности которого школа «Эврика-развитие» является одним из базовых узлов сети инновационных образовательных учреждений – партнёров ТГУ.

Внешним взглядом можно констатировать только явные признаки изменений структуры: появление общественного Фонда поддержки инновационного образования, функцией которого наряду с распределением внебюджетных средств является помощь школе в решении политических и организационных вопросов, создание Ассоциации выпускников, Управляющего совета (и как дань внешним требованиям в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексного проекта модернизации образования, и как ответ школы на все усложняющиеся экономические условия деятельности, требующие поиска дополнительных ресурсов).

Гг

В школе разработаны образовательные программы возрастных ступеней «Школа эффективного старта» (начальная), «Школа эффективного взросления» (подростковая и старшая). Вокруг программ объединены педагоги и тьюторы, работающие на ступенях. Выросло число сетевых проектов и программ, в которые включена школа (особенно на начальной ступени). Поэтому ряд педагогов системно участвует в деятельности сетевых групп, взаимодействуя с представителями других образовательных учреждений, социальных и бизнес-организаций (сетевая программа «Соседство», Сибирская молодежная ассамблея и др.). В публичном докладе школы по-прежнему отражается деятельность Управляющего совета, Фонда развития «Эврика», малых педагогических советов класса. Среди списка методических объединений появляется МО тьюторов с функциями методической помощи в организации тьюторской деятельности (особенно для новых сотрудников). Функция управления инновационной деятельностью разделена на функции обеспечения методической работы и функции организации инновационных разработок.

Данный период ознаменовался победой в конкурсе «Концепция Школы Сколково» с проектом «Образовательная среда для инновационного (развивающегося) сообщества детей и взрослых». Разработка проекта объединила в единую группу педагогов, родителей и внешних экспертов.

Также новым механизмом координации послужил переход на ФГОС начального образования, так как эта задача активизировала работу команд по педагогическим системам (Развивающее обучение, Монтессори, Вальдорф) и потребовала согласования позиций и механизмов организации единого образовательного пространства в условиях полисистемной школы.

Наши рекомендации