Как работают с рамкой с ремнями и пряжками
Понятно, что многие застежки, которыми пользовались современники Марии Монтессори, давно уже вышли из моды и их можно увидеть только
в музее. Например, нет смысла сегодня тренироваться в шнуровке, которая делается на костях, и показывать ребенку, как шнуруют корсаж — корсажи давным-давно уже не носят, по крайней мере, в России. Или отжила свое рамка из кожи, соединенной башмачными пуговицами и крючком для их застегивания. Такую рамку Мария Монтессори тоже предлагала своим воспитанникам. Надо сказать, что эти рамки до сих пор существуют в классическом наборе дидактических материалов Монтессори, но учиться работать с ними больше нравится не детям, а взрослым, интересующимся историей культуры.
Рамка с ремнями и пряжками, о которой пойдет речь, не вошла в список тех, что упоминаются в книгах Монтессори. Но в современном быту нам часто приходится застегивать ремни на одежде и обуви, поэтому мы и предлагаем детям упражняться с помощью рамки с ремнями и пряжками
Материал
Квадратная рамка, на которой прикреплены две половинки тонкой кожи с четырьмя ремешками, застегнутыми с помощью пряжек.
Цели
Прямая: ребенок учится застегивать и расстегивать пряжки на ремнях. Косвенная: самостоятельность; последовательность и анализ сложных действий; координация движений; концентрация внимания.
Презентация
Наставница и ребенок приносят и кладут на стол рамку с ремнями. Концы ремней должны быть направлены влево. Наставница предлагает показать, как расстегиваются и застегиваются пряжки.
Она начинает работу с верхней из них и производит движения медленно, пошагово, сверху вниз. Сначала у всех пряжек по очереди она вытягивает из маленькой петли концы ремешка. Второй шаг — освобождает штырьки пряжек, оттягивая концы ремней вправо.
Третий — окончательно расстегивает пряжки. Можно отогнуть половинки кожи, чтобы убедиться, что ремни расстегнуты.
Потом вновь соединить их к центру и начать застегивать. Прежде всего ремни укладываются поверх больших петель пряжек. Затем наставница приступает к застегиванию пряжек, начиная с верхней. Она вставляет в каждую из больших петель конец ремешка, потом проталкивает в каждую дырочку штырек, затем закрепляет застежку, вставляя ремешок в малую петлю. Дети называют малую петлю «воротцами», или «крышечкой». Им нравится нажимать на нее пальчиком для окончательного застегивания пряжки. Когда работа закончена, можно убедиться, что ремешки застегнуты, растянув половинки кожи в стороны.
Новые слова
Ремешок, пряжка, штырек, расстегнуть, застегнуть,
Как работают с рамой с бантами
Завязывать банты в косичках у девочек многие считают российской традицией. Она держится, может быть, уже целое столетие в отличие от культур западных или восточных, где в моде иное убранство головы — с помощью заколок, специальных повязок или обручей. Наши девочки любят завязывать себе бантики. Так что рамка с бантами вызывает у них особенный интерес. Со временем эта рамка тоже, видимо, видоизменилась, так как М. Монтессори описывала ее иначе, чем она выглядит сегодня: «Два куска сукна соединяются широкой цветной лентой, завязываемой бантом». Современная рамка с бантами выглядит таким образом.
Материал
Квадратная деревянная рамка с двумя половинками ткани, связанными
пятью бантами из двухцветной тесьмы.
Цели
Прямая: ребенок учится завязывать узлы и банты.
Косвенная: развитие самостоятельности; анализ сложных движений; последовательность действий; координация движений; сосредоточенность; тренировка пальцев рук; подготовка к письму.
Презентация
Ребенок приносит на стол рамку с бантами, наставница садится справа и предлагает показать ему, как можно завязывать банты на этой рамке. Но сначала надо развязать банты и узелки.
Наставница берется за концы тесьмы каждого бантика и растягивает их в стороны. Работа производится сверху вниз. После того как бантики развязаны, она поддевает указательным
пальцем узелки и движением вперед развязывает их. Другой вариант — вытянуть их вверх, подхватив двумя пальцами.
Концы тесьмы аккуратно каждый раз раскладываются в стороны. Наставница предлагает ребенку после показа очередного движения повторять его за ней. Когда и бантики, и узелки развязаны, половинки ткани раскладываются в стороны, а затем вновь собираются к центру, чтобы начать вторую часть работы — завязывание узлов и бантов.
Концы тесьмы у всех бантов сверху вниз один за другим перекидываются в противоположные стороны (правый конец тесьмы вверх!) Затем слева делается большая петля, в которую проталкивается конец правого конца тесьмы, описавший круг по часовой стрелке. Концы тесьмы растягиваются в стороны, образуя узел. Когда все узлы готовы, можно приступить к завязыванию бантов. Из левого конца тесьмы в центре узелка образуют большую узкую петлю, обводят ее по часовой стрелке правым концом тесьмы и проталкивают по большому пальцу левой руки. Образуется вторая половинка бантика. Готовый бантик подравнивается и расправляется. Завязанный таким образом бант редко развязывается, а узелок моряки и туристы называют «прямым», то есть наиболее прочным. Разумеется, существует множество других способов завязывать и развязывать узлы и банты. Их можно научиться делать в упражнениях с использованием специально подобранного дидактического материала.