Педагогические законы, закономерности, принципы и правила

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

2. Педагогические требования к уроку.

Урок – такая организационная форма обучения, при которой учитель в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной ДД постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы.

Требования к уроку.

Дидактические (образовательные) Воспитательные и развивающие Организационные
1. Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся. 3. Осуществление принципов обучения. 4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 5. Осуществление различных форм коллективно, групповой и индивидуальной работы. 1. Формирование диалектического мышления. 2. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира. 3. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной ДД. 4. Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. 5. Соблюдение учителем педагогического такта. 6. Формирование учебной ДД учащихся. 7. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания. 8. Формирование творческих способностей. 1. Наличие продуманного плана проведенного урока. 2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность. 3. Сознательная рабочая дисциплина у учащихся на уроке. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения и ТСО. 5. Структура гибкости урока.

1. Реализация 3-х ф-ий обучения (О, Р, В).

2. Должен соответствовать принципам обучения.

3. Должен иметь четкую структуру настроения.

4. Содержание урока должно соответствовать учебной программе.

5. Учет современных псих-пед требований и ф-ий обучений.

6. Использование оборудований технических и наглядных средств обучения.

7. Урок должен связываться с личным опытом детей.

8. «Учить-учится» т.е. научить добывать знания.

9. Создание проблемных ситуаций и других форм действий, применяемых для активации познават. ДД.

10. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.

11. Контроль со стороны пед-а, ДД учащихся и процесс усвоения З.

Наши рекомендации