Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.
Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.
В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.
Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.
Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.
В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.
2. Педагогические требования к уроку.
Урок – такая организационная форма обучения, при которой учитель в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной ДД постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы.
Требования к уроку.
Дидактические (образовательные) | Воспитательные и развивающие | Организационные |
1. Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся. 3. Осуществление принципов обучения. 4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 5. Осуществление различных форм коллективно, групповой и индивидуальной работы. | 1. Формирование диалектического мышления. 2. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира. 3. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной ДД. 4. Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. 5. Соблюдение учителем педагогического такта. 6. Формирование учебной ДД учащихся. 7. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания. 8. Формирование творческих способностей. | 1. Наличие продуманного плана проведенного урока. 2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность. 3. Сознательная рабочая дисциплина у учащихся на уроке. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения и ТСО. 5. Структура гибкости урока. |
1. Реализация 3-х ф-ий обучения (О, Р, В).
2. Должен соответствовать принципам обучения.
3. Должен иметь четкую структуру настроения.
4. Содержание урока должно соответствовать учебной программе.
5. Учет современных псих-пед требований и ф-ий обучений.
6. Использование оборудований технических и наглядных средств обучения.
7. Урок должен связываться с личным опытом детей.
8. «Учить-учится» т.е. научить добывать знания.
9. Создание проблемных ситуаций и других форм действий, применяемых для активации познават. ДД.
10. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.
11. Контроль со стороны пед-а, ДД учащихся и процесс усвоения З.