Деятельностный компонент
Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом.
Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.
Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.
В реальном процессе обучения эти познавательные действия не изолированы друг от друга и находятся в тесной взаимосвязи.
Восприятие – это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.
Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений.
Ощущение – это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств (И. П. Павлов).
После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений.
Представление – это низшая форма знания, единичное образное знание.
Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятийозначает работу мысли.
Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли.
Мыслительные операции:
- анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;
- логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;
- мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений;
- проверка обоснованности, истинности сделанных выводов.
Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий.
Понятие – форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки.
В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений.
Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом.
Изучаемый материал нужно не только понимать, но сохранять в памяти и уметь воспроизводить.
Знать материал – значит:
- уметь осмысленно его воспроизводить (полностью);
- уметь воспроизводить в сокращенном виде;
- уметь выделять главные положения;
- уметь разъяснять сущность;
- уметь доказывать правильность и обоснованность усвоения теоретических положений;
- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы;
- уметь расчленять материал на смысловые части;
- уметь иллюстрировать своими примерами и фактами;
- уметь письменно отвечать на вопросы;
- уметь применять знания на практике;
- уметь устанавливать связь изученного с ранее пройденным;
- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений или фактов;
- уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.
Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений.
На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации.
Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение.
Эмоционально-волевой компонент.
Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.
Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности.
Результативный компонент.
Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.
ВОПРОС 15