I.1. История создания средних профессиональных учебных заведений в России

Автор материала: С/у Александр Бузаев

ГЛАВА I. СОЗДАНИЕ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Согласно дореволюционной историографии сама идея создания специализированных профильных учебных заведений берёт своё начало с эпохи петровских преобразований. После Великого посольства Пётр Алексеевич озадачился проблемами модернизации российской армии и российского общества. Появились и первые «пращуры» средних профессиональных учебных заведений. Так, в 1701 году в ведении Московской оружейной палаты была открыта школа «математических и навигатских, то есть мореходных хитростных искусств учения». В 1715 году открылась Петербургская морская академия1. При его правлении также были открыты Горная школа в Олонце, находившаяся в ведении Берг-коллегии и затем в ведении Петербургской казённой палаты. Медицинские образовательные учреждения так и не были открыты – Пётр пошёл иным путём, приглашая иностранных врачей и аптекарей в Россию, где они набирали учеников и преподавали им непосредственно на местах работы. Педагогическую подготовку вели духовные училища, позже преобразовавшиеся в семинарии. Именно на них возлагалась задача повышения уровня грамотности, помимо этого на этом историческом периоде небыло в России системы начального образования, являющейся, по сути, фундаментом для среднего профессионального образования. Указом от 1714 года во всех губерниях были открыты «цыфирныя» школы. Впрочем, данная затея не привела к успеху, ввиду малого процента выпускников. Также ситуацию значительно осложнял сословный подход в образовании. Социальных лифтов для способных учеников практически не существовало. Ещё одна проблема – отсутствие стройной системы образования как таковой. Единственная централизованная система образования имелась лишь у

1.Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию.- М.,1917, с.13

русской . православной церкви. Светское и военное образование принадлежали различным коллегиям, магистратам и канцеляриям.

Следующим этапом развития профессионального образования считается эпоха Екатерины Великой. Императрица прониклась идеями гуманизма и мечтала ввести систему образования, ничем не уступающую европейской. При дворе была создана специальная учебная комиссия, которая составила проекты устройства четырёх групп учебных заведений – нижних городских и деревенских училищ, средних училищ и училищ для иноверцев. Академия Наук предложила решить вопрос о центральном учебном управлении. В окружении императрицы, к сожалению, не оказалось способных людей не только предложить проекты реформ, но претворить их в жизнь. В это время с подачи Екатерины в Россию начинает проникать прусско-австрийская система народного образования. Для проведения реформы образования был приглашён Янкович де Мириево, который ввел три вида школ и народные училища по австрийскому образцу, при его участии создано множество учебных руководств и пособий. Появилось Главное народное училище1, которое, согласно Уставу училищ, вело надзор за главными и малыми училищами. Ответственность за функционирование училищ возлагалось на генерал-губернаторов.Действия правительства не нашли широкого отклика в обществе, реформа «буксовала» и не решила задач широкого просвещения народа.Следующим реформаторским шагом стали либеральные реформы Александра Первого.

________________________________

1. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 – 1902. – СПб., 1912; с. 34.

При нём действовал так называемый «Неофициальный комитет» в составе Н. Н Носильцова, князя А. Чарторыйского, В. П Кочубея и графа П. А Строганова. В рамках административной реформы все вопросы образования были переданы Министерству народного просвещения. При Министерстве также действовал более практический орган – Главное училищное правление. Для более успешного функционирования системы образования и более детального изучения проблем образовательных учреждений были заведены Канцелярия правления, Хозяйственный комитет, Географическая экспедиция и Департамент народного просвещения. Реформирование происходило по германскому образцу – сначала были открыты университеты и изданы уставы к ним. В каждом университете было по четыре факультета.Каждый университет составлял уставы для подведомственных ему училищ.1

Вся империя в этот период была разделена на образовательные округа – Виленский, Дерптский Харьковский, Санкт- Петербургский, Московский и Казанский. Во главе округов стояли университеты, имеющие разнообразные полномочия. Университетами управляли попечители, находящиеся в столице.

Училища по новой системе разделялись на приходские, уездные, губернские и университетские.Церковное начальное образование было подчинено государственному регламенту, эта же судьба постигла частные пансионы. В связи с этим, в учебных заведениях впервые появляется проблематика воспитания студентов. 2

Поглощенное заботами о системе общего образования, правительство не

________________________________

1. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 – 1902. – СПб., 1912; с. 42.

2. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. - М., 1917,с14

предпринимало широких систематических мер к развитию среднего специального образования. Исключением стали медико-хирургические учебные заведения и педагогические семинарии.

При Николае Первом появился ещё один орган – Комитет устройства учебных заведений при министре народного просвещения А. С Шишкове.

8 февраля 1828 года был принят общий устав средних и низших учебных заведений. Устав этот распространялся на четыре учебные округа: Санкт-Петербургский, Московский, Казанский и Харьковский. В других округах должны были действовать специальные уставы.

Более чётко стала проглядываться национальная политика в области образования. Велась она в двух направлениях – в западных губерниях увеличивалась доля русского языка и грамматике, в Грузии, Сибири и Закавказье наоборот, было разрешено преподавание на национальных языках. Ведения учебными заведениями были переданы местным властям. Подорвана автономность некоторых университетов1.

При Александре Втором автономность университетов была восстановлена, но сохранялась роль попечителя. 18 июня 1863 года был принят новый университетский устав.

Средняя школа также претерпела некоторые изменения. В программу был включён греческий язык; классические гимназии готовили студентов университетов, реальные – в высшие технические школы. Обе гимназии давали законченное среднее образование. Также впервые появляется среднее женское образование.

До 70-80-х годов девятнадцатого ситуация в сфере образования практически не изменялась. Система общего народного образования во главе с университетами никак не способствовала развитию профессионального образования. Также, созданная за века система не смогла удовлетворить

__

1. Климанова Е. С. Становление профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX- начале XXвека. автореф.дис. канд.ист.наук., Самара, МГПУСФ, 2007., с. 81

общество в приоритетных и для государства медицинских и педагогических кадрах. Само консервативное царское правительство не пропускало среднее профессиональное образование в систему просвещения.

До конца девятнадцатого века учебные заведения, не смотря на попытки унификации и стандартизации, не имели единой системы в своей работе. До 1881 года большая доля профессионально-технических учебных заведений по традиции была подведомственна различным министерствам и ведомствам (Министерству Народного просвещения, Министерству императорского двора, Министерству торговли и промышленности, Министерству финансов и так далее). Развитию системы профессионального образования способствовало решение от 17 апреля 1881 года передать большую часть учебных заведений данной ступени передать Министерству Народного образования и лишь часть технических училищ оставить в ведомстве министерства финансов.1

Спустя три года при Министерстве Народного просвещения было создано отделение комитета по техническому и профессиональному образованию. Занялись они составлением общего плана промышленного образования в России. Россия того времени переживала бурный экономический и промышленный рост, остро нуждалась в специалистах.

17 марта 1888 года вышел примечательный документ – «Основные положения о промышленных училищах»2. На его основе произошла унификация учебных

________________________________

1. 1Рождественский С.В. История образовательной деятельности. – СПб.,1912 с 53.

2.Климанова Е. С. Становление профессионального образования в российской провинции

во второй половине XIX- начале XXвека..дис. канд.ист.наук., Самара, МГПУСФ, 2007. С 42.

планов всех для технических школ. Особую роль в подготовке профессиональных технических кадров авторы уделяют физико-математическим знаниям и общетехническим навыкам.

По «Основным положениям о промышленных училищах» средние профессиональные учебные заведения могли существовать объединено с низшими, ремесленными.

После выпуска этих положений правительство выпустило ряд документов, приводящих в порядок меры по организации и устанавливающих содержания профессионального образования – «Общий план промышленного образования в империи», «Положение о сельскохозяйственных училищах», «Положение о железнодорожных училищах», «Положение о мореходном образовании в империи», «Положение о художественно-промышленных учебных заведениях».

Данные указы и положения систематизировали профессиональное образование и сгруппировали его по различным признакам, таким как цели, задачи и содержание образования. Всё же, данные меры не могли удовлетворить все общественные и государственные нужды, так как в эпоху экономического роста без внимания остались основные для экономики учебные заведения – коммерческие училища. Торговля, по мнению царского правительства не являлась сферой государственных интересов и сводилась к интересам частного предпринимательства, следовательно, их развитие было оставлено на частную инициативу.

Помимо унификации и систематизации данной ступени образования правительство признало необходимость увеличения числа средне-специальных учебных заведений. Так, созданная в 1889 году комиссия для разработки плана создания промышленных училищ признала необходимым открыть за государственный счет 7 средних училищ в Нижнем Новгороде, Самаре, Оренбурге, Москве, Одессе, Ташкенте, Архангельске и Тифлисе.1

Не смотря на все старания правительства и министерства профессиональное образование развивалось медленно.

«Движущими силами» в развитии профессионального образования были не только экономика и промышленность. Помимо них важную роль сыграло активное железнодорожное строительство. Потребность в технически обученных кадрах прямо пропорционально росла с длиной железнодорожного полотна.

Железнодорожные училища должны были готовить специалистов для организации строительства железных дорог и для эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ещё одно важнейшее для России направление – сельское хозяйство. Для успешной сельскохозяйственной деятельности в условиях развивающейся капиталистической экономики так же нужны были специально подготовленные кадры. Перед данными учебными заведениями ставились обширные задачи по распространению передовых способов ведения сельского хозяйства в различных отраслях.

Насущной были проблемы медицинского обслуживания населения. Народ страдал от эпидемий, а у подготовленных по старой системе специалистов не было ни средств, ни профессионализма, чтобы с ними бороться. В связи с этим наблюдалась очень высокая смертность среди пациентов земских больниц. Государство решило бороться с таким пагубным положением вещей путём развития медицинского образования. Как правило, медицинские учебные заведения создавались при земских больницах и имели три отделения: фельдшерское, фельдшерско-акушерское и школа повивальных бабок.

__

1. Там же, с . 44.

Закономерно, что система образования не может обходиться без педагогов и учителей. Реформирование и увеличение количества средних и низших профессиональных училищ не представляется возможным без достаточного количества педагогических кадров. На ряду с медицинским образованием, педагогическое образование в Российской империи получили своё развитие одними из первых. Во всех губернских городах были открыты педагогические семинарии для повышения грамотности населения.

Финансирование учебных средств происходило из разных источников. Часть расходов брала на себя земская управа, часть осуществлялось из пожертвований меценатов, часть собиралась с населения. Также многие богатые люди давали на нужды учебных заведений свои здания.

Начиная с петровской эпохи правительство ставило перед собой задачи народного просвещения разной степени.Основой для всех реформ является опыт европейских государств. С начала восемнадцатого века активно решались насущные вопросы образования- духовного, военного и начального. Большую часть рассмотренного в данном параграфе времени в образовании наблюдается сословный подход к образованию, существующая консервативная система не допускала бурного развития среднего образования. Ситуация меняется коренным образом в связи с реформами Александра Первого и Александра Второго. Красной нитью через эпохи проходит осознание необходимости перемен в обществе, развитие определённой системы воспитания в учебных заведениях, утоление нужд государства в медицинских и педагогических кадрах. К концу девятнадцатого века реформы уже носят характер внутренней необходимости государства в связи с развитием промышленности и экономики, что наконец дало толчок к развитию среднего образования.

Наши рекомендации