Андрющенко Д.В., Логинова Д.П. Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. €

2. Баштовая К. Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников. - 19.01.2013. – URL: http://www.maam.ru/

3. Богомолова Е.С., Кулакова Е.В., Назарова Е.В. Медицинская активность родителей, имеющих детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. – 2011. - № 4. – С. 18-21.

4. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. - № 1. – С. 21-28.

5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. - № 10. – С. 38-59.

6. Виногорова Т.Д. Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/

7. Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. Представления ребенка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. – 2012. - № 3-2. – С. 269-272.

8. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2008. - № 11. – С. 97-109.

9. Глазкова Т.А., Бахарева Е.В. Лечебно-профилактическое сопровождение дошкольников в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2006. - № 3 (58). – С. 38-45.

10. Гулиева А.Ю., Тельнюк И.В. Клинические и психолого-педагогические аспекты диагностики гигиенических навыков по уходу за полостью рта у старших дошкольников // Здоровье – основа человеческого потенциала – проблемы и пути их решения. – 2012. - № 2 (том 7). – С. 732-734.

11. Детство: Программа развития и воспитания детей в Детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткипа и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 е.— СПб.: Детство-Пресс, 2004. URL: http://testuser7.narod.ru/Philipok/Loginova.pdf

12. ДубняковаА.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - № 2009. - № 7. – С. С. 178-179.

13. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Программа развития. – 20.11.2012. URL: http://www1.kopeysk-uo.ru

14. Иголкина Е.К. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. – 19.06.2014. – URL: http://ped-kopilka.ru/

15. Истоки Программа развития дошкольника. - Центр «Дошкольное детство» А.В. Запорожца. URL: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/202.html

16. Кеслер К.С. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. – 2014. – 68 с. – URL: ds-495.nios.ru

17. Климон Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. - № 1 (Том 3). – С. 78-88.

18. Коротаева Е.В., Нефедова А.Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников // Народное образование. Педагогика. – 2012. - № 3. – С. 176-180.

19. Кравцова Е.Е. Развитие игры в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kluchik.com/50/

20. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 351 с.

21. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1-3. – С. 623-627.

22. Лысякова М.С. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам). – 14.01.2012. – URL: http://nsportal.ru/

23. Малкова О.Н Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки. – 25.12.2013. – URL: http://gur17sad.ucoz.ru/

24. Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Современные исследования в возрастной физиологии и психофизиологии как основа медицинского, психологического и педагогического образования // Здоровье и образование детей -основа устойчивого развития российского общества и государства: Научная сессия академий. - М.: Наука, 2007. - С. 28—33.

25. Попов Г.Н., Рогунова О.А.Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения у детей дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 2008. - № 3. – С. 135-142.

26. Рысбаева А., Рысбаева Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников // Международный экспериментального образования.- 2014. - № 5-1. – С. 78-80.

27. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 7-2. – С. 39-41.

28. Сергеенко Т.Е. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 40. – С. 167-174.

29. Токаева Т.Э. Ребёнок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности // Инструктор по физкультуре. - 2010. - № 4. - С. 4-13.

30. Филиппова Е.Н. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. – 27.11.2012. – URL: http://www.resobr.ru.

31. Черняева А.В. Проблема коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста // Мир науки ,культуры, образования. – 2012. - № 6. – С. 284-287.

32. Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - № 2. – С. 89-93.

33. Шарков С.М. Воспитание первичных санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2010. - № 2 (том 9). – С. 45-48.

34. Швецова А., Швецова Т. О гигиеническом образовании будущих педагогов // Высшее образование в России. – 2008. - № 2. – С. 166-168.

35. Юрикова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в детских образовательных учреждениях // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. - № 1-4 (том 15). – С. 362-363.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№ 1

Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Опрятная еда»

у детей четвертого года жизни ДОУ № 7

    Воспитанник Критерии опрятной еды
1.Правильно использует ложку вилку 2.Использует салфетку 3.Не крошит хлеб 4.Пережевывает пищу с закрытым ртом 5.Тихо выходит по окончании еды 6.Не разговаривает с полным ртом 7.Благодарит 8.Пользуется только своим прибором
1.Алексеева Е.                
2. Антонова А.                
3.Айриян Р.                
4.Бедриковская А                
5. Болкин С.                
6. Вагнер С.                
7. Вшивцев Я.                
8. Гаврилова В                
9. Гайнетдинова Д                
10. Гайдак М.                
11. Грудцына П.                
12. Ипатов А.                
13. Ипатов Д.                
14. Клабукова М                
15. Кулешов А.                
16. Левашов В.                
17. Плотников Н                
18. СагайдачнаяЮ                
19. Сергеенко Е                
20. Мишина Н.                
ИТОГО                
%                

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№2

Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Мытьё рук и личная гигиена»

у детей четвертого года жизни ДОУ № 7

  Воспитанник Критерии мытья рук и личной гигиены
1. Моет лицо 2. Моет руки 3.Закатывает рукава 4.Выполняет все операции последовательно 5.Аккуратно складывает полотенце 6.Пользуется расческой
1.Алексеева Е.            
2. Антонова А.            
3.Айриян Р.            
4Бедриковская А            
5. Болкин С.            
6. Вагнер С.            
7. Вшивцев Я.            
8. Гаврилова В.            
9Гайнетдинова Д            
10. Гайдак М.            
11. Грудцына П.            
12. Ипатов А.            
13. Ипатов Д.            
14. Клабукова М.            
15. Кулешов А.            
16. Левашов В.            
17. Плотников Н            
18Сагайдачная Ю            
19. Сергеенко Е.            
20. Мишина Н.            
ИТОГО            
%            

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№ 3

Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Снимание и надевание одежды»

у детей четвертого года жизни ДОУ № 7

  Воспитанник Критерии снимания и надевания одежды
1.Расстегнуть пуговицы 2.Снять платье (брюки) 3.Аккуратно повесить на стул 4.Снять обувь 5.Снять колготки 6.Надеть в обратной последовательности
1.Алексеева Е.            
2. Антонова А.            
3.Айриян Р.            
4.Бедриковская А.            
5. Болкин С.            
6. Вагнер С.            
7. Вшивцев Я.            
8. Гаврилова В.            
9. Гайнетдинова Д            
10. Гайдак М.            
11. Грудцына П.            
12. Ипатов А.            
13. Ипатов Д.            
14. Клабукова М.            
15. Кулешов А.            
16. Левашов В.            
17. Плотников Н.            
18. Сагайдачная Ю.            
19. Сергеенко Е.            
20. Мишина Н.            
ИТОГО            
%            

Приложение 4

Анкета

Уважаемый родитель, отметьте один вариант ответа в каждом вопросе. Вопросы посвящены культуре и гигиене Вашего ребенка.

Исследование является анонимным.

1. Отметьте с помощью цифры «1» навыки, которые Вы поддерживаете в Вашем ребенке ежедневно.

«Опрятная еда» _ правильно использовать ложку/вилку _ использовать салфетку _ не крошить хлеб _ пережевывать пищу с закрытым ртом _ тихо выходить по окончании еды _ не разговаривать с полным ртом _ благодарить _ пользоваться только своим прибором   «Мытье рук и личная гигиена» _ мыть лицо _ мыть руки _ закатывать рукава _ выполнять все операции последовательно _ аккуратно складывать полотенце _ пользоваться расческой  
«Снимание и надевание одежды» _ расстегивать пуговицы _ снять платье (брюки) _ аккуратно повесить на стул _ снять обувь _ снять колготки _ надеть в обратной последовательности

2. Считаете ли Вы себя образцом культурно-гигиенических навыков?

01 да

02 нет

03 иногда

3. Вы хвалите своего ребенка, когда он демонстрирует любой из культурно-гигиенических навыков?

01 да

02 нет

03 иногда

4. Вы указываете своему ребенку на ошибки при демонстрации культурно-гигиенических навыков?

01 да

02 нет

03 иногда

5. Вам удается сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды для формирования культурно-гигиенических навыков Вашего ребенка?

01 да

02 нет

03 иногда

6. Воспитатель в детском саду должен только продолжать развитие культурно-гигиенических навыков или формировать их самостоятельно у Вашего ребенка?

01 да

02 нет

03 иногда

7. Ребенок сопротивляется Вам, когда Вы формируете у него культурно-гигиенический навык?

01 да

02 нет

03 иногда

Спасибо за ответы на вопросы!

Наши рекомендации