Андрющенко Д.В., Логинова Д.П. Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007.
2. Баштовая К. Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников. - 19.01.2013. – URL: http://www.maam.ru/
3. Богомолова Е.С., Кулакова Е.В., Назарова Е.В. Медицинская активность родителей, имеющих детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. – 2011. - № 4. – С. 18-21.
4. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. - № 1. – С. 21-28.
5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. - № 10. – С. 38-59.
6. Виногорова Т.Д. Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/
7. Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. Представления ребенка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. – 2012. - № 3-2. – С. 269-272.
8. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2008. - № 11. – С. 97-109.
9. Глазкова Т.А., Бахарева Е.В. Лечебно-профилактическое сопровождение дошкольников в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2006. - № 3 (58). – С. 38-45.
10. Гулиева А.Ю., Тельнюк И.В. Клинические и психолого-педагогические аспекты диагностики гигиенических навыков по уходу за полостью рта у старших дошкольников // Здоровье – основа человеческого потенциала – проблемы и пути их решения. – 2012. - № 2 (том 7). – С. 732-734.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в Детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткипа и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 е.— СПб.: Детство-Пресс, 2004. URL: http://testuser7.narod.ru/Philipok/Loginova.pdf
12. ДубняковаА.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - № 2009. - № 7. – С. С. 178-179.
13. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Программа развития. – 20.11.2012. URL: http://www1.kopeysk-uo.ru
14. Иголкина Е.К. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. – 19.06.2014. – URL: http://ped-kopilka.ru/
15. Истоки Программа развития дошкольника. - Центр «Дошкольное детство» А.В. Запорожца. URL: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/202.html
16. Кеслер К.С. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. – 2014. – 68 с. – URL: ds-495.nios.ru
17. Климон Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. - № 1 (Том 3). – С. 78-88.
18. Коротаева Е.В., Нефедова А.Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников // Народное образование. Педагогика. – 2012. - № 3. – С. 176-180.
19. Кравцова Е.Е. Развитие игры в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kluchik.com/50/
20. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 351 с.
21. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1-3. – С. 623-627.
22. Лысякова М.С. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам). – 14.01.2012. – URL: http://nsportal.ru/
23. Малкова О.Н Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки. – 25.12.2013. – URL: http://gur17sad.ucoz.ru/
24. Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Современные исследования в возрастной физиологии и психофизиологии как основа медицинского, психологического и педагогического образования // Здоровье и образование детей -основа устойчивого развития российского общества и государства: Научная сессия академий. - М.: Наука, 2007. - С. 28—33.
25. Попов Г.Н., Рогунова О.А.Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения у детей дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 2008. - № 3. – С. 135-142.
26. Рысбаева А., Рысбаева Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников // Международный экспериментального образования.- 2014. - № 5-1. – С. 78-80.
27. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 7-2. – С. 39-41.
28. Сергеенко Т.Е. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 40. – С. 167-174.
29. Токаева Т.Э. Ребёнок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности // Инструктор по физкультуре. - 2010. - № 4. - С. 4-13.
30. Филиппова Е.Н. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. – 27.11.2012. – URL: http://www.resobr.ru.
31. Черняева А.В. Проблема коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста // Мир науки ,культуры, образования. – 2012. - № 6. – С. 284-287.
32. Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - № 2. – С. 89-93.
33. Шарков С.М. Воспитание первичных санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2010. - № 2 (том 9). – С. 45-48.
34. Швецова А., Швецова Т. О гигиеническом образовании будущих педагогов // Высшее образование в России. – 2008. - № 2. – С. 166-168.
35. Юрикова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в детских образовательных учреждениях // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. - № 1-4 (том 15). – С. 362-363.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ 1
Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Опрятная еда»
у детей четвертого года жизни ДОУ № 7
Воспитанник | Критерии опрятной еды | |||||||
1.Правильно использует ложку вилку | 2.Использует салфетку | 3.Не крошит хлеб | 4.Пережевывает пищу с закрытым ртом | 5.Тихо выходит по окончании еды | 6.Не разговаривает с полным ртом | 7.Благодарит | 8.Пользуется только своим прибором | |
1.Алексеева Е. | ||||||||
2. Антонова А. | ||||||||
3.Айриян Р. | ||||||||
4.Бедриковская А | ||||||||
5. Болкин С. | ||||||||
6. Вагнер С. | ||||||||
7. Вшивцев Я. | ||||||||
8. Гаврилова В | ||||||||
9. Гайнетдинова Д | ||||||||
10. Гайдак М. | ||||||||
11. Грудцына П. | ||||||||
12. Ипатов А. | ||||||||
13. Ипатов Д. | ||||||||
14. Клабукова М | ||||||||
15. Кулешов А. | ||||||||
16. Левашов В. | ||||||||
17. Плотников Н | ||||||||
18. СагайдачнаяЮ | ||||||||
19. Сергеенко Е | ||||||||
20. Мишина Н. | ||||||||
ИТОГО | ||||||||
% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№2
Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Мытьё рук и личная гигиена»
у детей четвертого года жизни ДОУ № 7
Воспитанник | Критерии мытья рук и личной гигиены | |||||
1. Моет лицо | 2. Моет руки | 3.Закатывает рукава | 4.Выполняет все операции последовательно | 5.Аккуратно складывает полотенце | 6.Пользуется расческой | |
1.Алексеева Е. | ||||||
2. Антонова А. | ||||||
3.Айриян Р. | ||||||
4Бедриковская А | ||||||
5. Болкин С. | ||||||
6. Вагнер С. | ||||||
7. Вшивцев Я. | ||||||
8. Гаврилова В. | ||||||
9Гайнетдинова Д | ||||||
10. Гайдак М. | ||||||
11. Грудцына П. | ||||||
12. Ипатов А. | ||||||
13. Ипатов Д. | ||||||
14. Клабукова М. | ||||||
15. Кулешов А. | ||||||
16. Левашов В. | ||||||
17. Плотников Н | ||||||
18Сагайдачная Ю | ||||||
19. Сергеенко Е. | ||||||
20. Мишина Н. | ||||||
ИТОГО | ||||||
% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
№ 3
Карточка наблюдения за группой культурно-гигиенических навыков «Снимание и надевание одежды»
у детей четвертого года жизни ДОУ № 7
Воспитанник | Критерии снимания и надевания одежды | |||||
1.Расстегнуть пуговицы | 2.Снять платье (брюки) | 3.Аккуратно повесить на стул | 4.Снять обувь | 5.Снять колготки | 6.Надеть в обратной последовательности | |
1.Алексеева Е. | ||||||
2. Антонова А. | ||||||
3.Айриян Р. | ||||||
4.Бедриковская А. | ||||||
5. Болкин С. | ||||||
6. Вагнер С. | ||||||
7. Вшивцев Я. | ||||||
8. Гаврилова В. | ||||||
9. Гайнетдинова Д | ||||||
10. Гайдак М. | ||||||
11. Грудцына П. | ||||||
12. Ипатов А. | ||||||
13. Ипатов Д. | ||||||
14. Клабукова М. | ||||||
15. Кулешов А. | ||||||
16. Левашов В. | ||||||
17. Плотников Н. | ||||||
18. Сагайдачная Ю. | ||||||
19. Сергеенко Е. | ||||||
20. Мишина Н. | ||||||
ИТОГО | ||||||
% |
Приложение 4
Анкета
Уважаемый родитель, отметьте один вариант ответа в каждом вопросе. Вопросы посвящены культуре и гигиене Вашего ребенка.
Исследование является анонимным.
1. Отметьте с помощью цифры «1» навыки, которые Вы поддерживаете в Вашем ребенке ежедневно.
«Опрятная еда» _ правильно использовать ложку/вилку _ использовать салфетку _ не крошить хлеб _ пережевывать пищу с закрытым ртом _ тихо выходить по окончании еды _ не разговаривать с полным ртом _ благодарить _ пользоваться только своим прибором | «Мытье рук и личная гигиена» _ мыть лицо _ мыть руки _ закатывать рукава _ выполнять все операции последовательно _ аккуратно складывать полотенце _ пользоваться расческой |
«Снимание и надевание одежды» _ расстегивать пуговицы _ снять платье (брюки) _ аккуратно повесить на стул _ снять обувь _ снять колготки _ надеть в обратной последовательности |
2. Считаете ли Вы себя образцом культурно-гигиенических навыков?
01 да
02 нет
03 иногда
3. Вы хвалите своего ребенка, когда он демонстрирует любой из культурно-гигиенических навыков?
01 да
02 нет
03 иногда
4. Вы указываете своему ребенку на ошибки при демонстрации культурно-гигиенических навыков?
01 да
02 нет
03 иногда
5. Вам удается сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды для формирования культурно-гигиенических навыков Вашего ребенка?
01 да
02 нет
03 иногда
6. Воспитатель в детском саду должен только продолжать развитие культурно-гигиенических навыков или формировать их самостоятельно у Вашего ребенка?
01 да
02 нет
03 иногда
7. Ребенок сопротивляется Вам, когда Вы формируете у него культурно-гигиенический навык?
01 да
02 нет
03 иногда
Спасибо за ответы на вопросы!