Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания — включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведе-
нием детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
(Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.
Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть
предложен для обсуждения родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.
Диспут — размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с ' | родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится про-
водником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома.
Особую заботу у педагогов .вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.
Собрание отцов «Роль отца в воспитании детей»
(средняя школа № 63 г. Ярославля, 7 класс) Классный руководитель: ЩуваловаА.Н.
Цель собрания: повысить ответственность отцов за воспитание детей, привлечь их к организации воспитательной работы в классе. Подготовка:
1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел выходной день».
2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
— В свободное время я люблю...
— Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, — это...
— Мне интересно общаться...
— Если б я был папой, то...
4. Оформление результатов различных видов деятельности учащихся.
5. Выпуск газет «Наши папы», в которых рассказано о профессиях отцов, их увлечениях.
6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, о роли отца в этом процессе. План проведения игры:
1. Вступительное слово о цели собрания, причинах его проведения.
2. Выступления двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.
3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся:
а) сколько учащихся стремится к общению с отцом;
б) о чем мечтают дети, что они ждут от своих отцов. (Зачитываются некоторые анкеты).
4. Анализ сочинений учащихся «Как я провел (а) свой выходной
день»:
а) сколько отцов приняло участие в организации выходного дня, провело его вместе с детьми;
б) воспитательная эффективность, полезность способа общения в выходной день.
5. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.
6. Распределение отцов в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими.
Вопросы:
— Какие выводы вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сообщений учащихся?
— Какова роль отца в воспитании ребенка?
— Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?
— Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?
— Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы?
7. На основе предложений, составленных классным руководителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, воспитательной работе с детьми.
8. Знакомство с творческими работами учащихся, достижениями детей в различных видах деятельности.
9. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.
10. Подведение итогов собрания.
Коллективные и групповые формы взаимодействия реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят: беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.
Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турнцры знатоков.
Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители либо определенная группа. В этот день педагоги в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
' Турнир знатошевв может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Коли-
3 Организация воспитательного процесса в школе |
чество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков поэзии», или по разным (тему может выбирать сама группа).
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы.
В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение различным специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми.
Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы учащихся. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы.
Семейные конкурсы: «Папа, мама, я — читающая семья», конкурсы семейных газет, альбомов, конкурс хозяек; «Папа, мама, я — спортивная семья»; конкурс «Мужчины на поверке» (соревнование между мужчинами — отцами и мальчиками).
Например, в школе № 87 г. Ярославля были проведены следующие конкурсы:
«Мой знакомый богатырь» (соревнования между мужчинами-отцами, сыновья оказывают им помощь). Включает следующие задания: представление команд; как отцы и дети знают друг друга (успехи в учебе, увлечения, любимый вид спорта, любимая книга и т.д.); комический футбол; поднятие тяжестей; почистить картофель; пришить пуговицы; пригласить девушку на танец; сказать маме добрые слова; исполнение песен.
«В гостях у Марьи-Искусницы» (участвовали мамы первоклассников со своими девочками). Проводятся конкурсы: выступления ведущих с плясками, русскими народными песнями, прибаутками; представление и приветствие участниц; волшебный ларец (с завязанными глазами мамы достают из ларца «Волшебную вещь» и рассказывают о ее необычных свойствах); смекалочка (спастись от Змея Го-
рыныча, применяя знание русских сказок); конкурс колыбельных песен; играйка (провести игру с залом); шустрый веник (конкурс для девочек); песенный конкурс для девочек; танцевальный конкурс для девочек и мам.
«Маленькая Золушка» — конкурс для девочек и мам. Мамы выступают в роли фей:
1. Вступление.
2. Фея приглашает на сцену участниц.
3. Золушка умела все, в том числе и мести пол. Нужно замести на свой совок как можно больше цветных листков.
4. Сценка о том, как мачеха заставляла Золушку отделять чечевицу от проса. Юная Золушка должна услышать в рассказываемой ей сказке неточность и исправить.
5. Золушка по утрам причесывала своих сестер. Конкурс «Юная парикмахерша».
6. Собирая своих сестер на бал, Золушка шила им бальные платья. Юные Золушки должны нарисовать бальный наряд.
7. Конкурс фей (мам) — сделать наряд Золушки сказочным, бальным.
8. Встретившись с королем, Золушка заметила дырку на его мантии. Починить мантию короля.
9. Золушка покорила всех не только своей красотой, но и искренностью и простотой. Она очень хорошо пела. Песенный конкурс.
10. Чтобы найти невесту, принц примерял всем девушкам хрустальную туфельку. «Найди свою туфельку».
«Я и моя бабушка» — конкурс для бабушек и внучек. Задания:
а) представление;
б) бабушки рассказывают сказки и небылицы;
в) бабушки вяжут («Вязальный конкурс»), внучки распутывают нитки;
г) я иду на базар (выбрать нужные продукты для блюда, доставшегося по жеребьевке);
д) конкурс блюд (печенье, сладости); е) моя веселая частушка (с выбыванием); ж) танцевальный конкурс.
Ряд проблем целесообразно обсуждать на классном собрании родителей и детей.
Собрание родителей и учащихся «Мы — одна семья»
(средняя школа № 18 г. Ярославля, 7 класс)
Классный руководитель: Исаева Н. П.
' Цель собрания: показать важность сотрудничества родителей и Детей в организации учебно-воспитательной работы; привлечь роди-
телей к делам ученического коллектива; наметить конкретные дела по сплочению родительского и ученического коллективов. Подготовка:
1. Обсуждение советом дела из числа родителей и учащихся основных вопросов собрания, определение состава групп родителей и детей для работы на собрании и выработки коллективного решения.
2. Составление учениками текста приглашения родителей на собрание: «Дорогие... (имя и отчество родителей), приглашаем Вас на откровенный разговор о делах и заботах нашего класса. Мы очень надеемся на Ваши советы и помощь. Просим высказать мнение по следующим вопросам... (далее предлагаются вопросы, которые обсуждаются на собрании). Ваши дети». План проведения:
1. Вступление ведущего собрания о значении совместной работы родителей и учащихся. Знакомство с правилами работы на собрании. Формирование трех групп родителей и пяти групп учащихся.
2. Обсуждение в течение нескольких минут поочередно следующих вопросов: что можно сказать хорошего о коллективе наших ребят? Что Вас не удовлетворяет, огорчает в жизни класса? Что необходимо, чтобы сдружить ребят в классе, родителей и детей? (Первыми высказывают свои суждения представители от групп родителей.)
3. Определение возможных совместных дел детей и родителей на ближайший период. На основе предложений групп утверждается план совместной работы родителей и детей на I полугодие: 1) выход на спектакль в театр на площади Юности с последующим обсуждением; 2) КВН; 3) Праздник семьи; 4) Однодневный поход,
4. Обсуждение родителями в группах, кто и чем может помочь школе, классу, своим детям (заявка на помощь была подготовлена классным руководителем). Составление учащимися сатирических листов о жизни класса: «То, что нам мешает жить, надо с треском удалить».
5. Представление микроколлективами детей результатов своего творчества.
6. Работа в группах: составление детьми и родителями пожеланий в адрес друг друга.
7. Коллективный анализ собрания по вопросам: «Что понравилось на собрании? Что не понравилось и почему? Получилась ли коллективная работа, заинтересованное обсуждение?» Ваши предложения по проведению следующих собраний.