Принцип связи воспитания с жизнью, трудом

Этот принцип был положен в основу организации работы советской школы с первых

лет ее существова­ния. Руководствуясь этим принципом, советская школа

осуще­ствляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с

жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первых

лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в

общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.

Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного об­новления содержания

и организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительству

нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт.

Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим

вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке

воспитательной работы молодежь включается в систему общественной

зависимости, что способствует становлению личности учащихся.

Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные

стороны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом

воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности.

Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во

внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому

воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебный

труд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков и

юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады,

подрабатывать во время каникул.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье

чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает

процесс социализации личности.

4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во

внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.

5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов,

школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее

и успешнее формируются гражданские качества.

Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без

постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики

воспитания в соответ­ствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве

страны.

Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята

чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил

удовлетворение.

Например, можно привлечь учащихся к посадке зеленых насаждений. Во-первых им

будет приятно участвовать в общественно значимо деле, во-вторых, у них

появится чувство удовлетворенности своим трудом. В результате проделанной

работы они ощутят свою полезность. В итоге, у ребят появится понимание роли

труда в достижении благополучия общества.

2.3. Воспитание в коллективе, через коллектив.

Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на

личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее

его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе

коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим

принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности

детей для достижения общественно значимых целей, а также на формирование

собственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных

целях.[10]

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к

пониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжает

бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и

воспитательный процесс представляется в том случае только как процесс

тренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советская

педагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельными

воспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на

ученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее

увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и

организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание

каждому отдельному ученику.[11]

К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он

попадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученик

по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может

приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

Наши рекомендации