Принцип связи воспитания с жизнью, трудом
Этот принцип был положен в основу организации работы советской школы с первых
лет ее существования. Руководствуясь этим принципом, советская школа
осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с
жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первых
лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в
общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.
Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного обновления содержания
и организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительству
нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт.
Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим
вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке
воспитательной работы молодежь включается в систему общественной
зависимости, что способствует становлению личности учащихся.
Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные
стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом
воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности.
Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во
внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому
воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебный
труд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков и
юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады,
подрабатывать во время каникул.
3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье
чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает
процесс социализации личности.
4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во
внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов,
школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее
и успешнее формируются гражданские качества.
Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без
постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики
воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве
страны.
Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята
чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил
удовлетворение.
Например, можно привлечь учащихся к посадке зеленых насаждений. Во-первых им
будет приятно участвовать в общественно значимо деле, во-вторых, у них
появится чувство удовлетворенности своим трудом. В результате проделанной
работы они ощутят свою полезность. В итоге, у ребят появится понимание роли
труда в достижении благополучия общества.
2.3. Воспитание в коллективе, через коллектив.
Сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на
личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.
Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее
его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе
коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим
принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности
детей для достижения общественно значимых целей, а также на формирование
собственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных
целях.[10]
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к
пониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжает
бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и
воспитательный процесс представляется в том случае только как процесс
тренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советская
педагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельными
воспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на
ученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее
увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и
организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание
каждому отдельному ученику.[11]
К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он
попадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученик
по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может
приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.