Структура характера. Черты характера

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолиро­ванно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структур­ность характера прослеживается в закономерной зависимости меж­ду отдельными сторонами характера. И.П. Павлов обращал внима­ние на то, что в целостной системе отдельные части имеют раз­ное значение: одни выдвигаются на первый план, другие — за­маскировываются, третьи отступают на задний план.

Определить структуру или строение характера личности озна­чает выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их слож­ном отношении и взаимодействии. В структуре характера разные исследователи выделяют различные свойства.

Б.Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельно­сти личности и к основным его свойствам относит направлен­ность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев включают в структуру характера та­кие пары свойств, как "уравновешенность — неуравновешен­ность", "сензитивность — агрессивность", "широта — узость", "глубина — поверхностность", "богатство (содержательность) — бедность", "сила — слабость". Н.Д. Левитов выделяет определен­ность характера, его цельность, сложность, динамичность, ори­гинальность, силу и твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют дополнитель­ного серьезного анализа и обобщения.

Большинство исследователей выделяет в структуре сложивше­гося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое един­ство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интере­сы, идеалы и социальные установки. Содержание характера про­является в виде определенных индивидуально-своеобразных от­ношений, которые говорят об избирательной активности челове­ка. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоцио­нально-волевые особенности поведения.

Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, долевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

Общим для характера и темперамента является их зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции и т.д. (одна­ко он не предопределяет характер). Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером (например, склонность к меланхолии и работоспособность). У че­ловека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности. Он стано­вится динамической стороной характера и определяет эмоцио­нальную направленность, скорость протекания психических про­цессов и проявления личности. В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя нераздели­мый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека. Выра­жение "человек с характером" рассматривалось как синоним вы­ражения "волевой человек". Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется — волевые поступ­ки в значимых для личности ситуациях переходят в характер чело­века, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; с другой стороны, эти свойства обусловливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается оп­ределенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели.

Ряд исследователей (А.Г. Ковалев, В.В. Богословский, Л.Н. Щер­баков) выделяют убеждения как один из компонентов в структуре характера. Они считают, что убежденность определяет принципи­альность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность про­является в таких чертах характера, как целеустремленность, прин­ципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протека­ния чувств человека. Когда говорят о характере, обычно обраща­ют внимание и на эмоциональные свойства личности. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен — все это определен­ным образом характеризует его как личность. Таким образом, име­ется взаимосвязь между чувствами и свойствами характера. С од­ной стороны, уровень развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и об­щения человека, а также от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой стороны, сами эти чувства становятся характерными устойчивыми особенностями личности, составляя таким образом характер человека.

Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изу­чить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не вы­делив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так на­зываемых черт характера. Под чертами характера понимают ин­дивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с дру­гом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто со­вершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, осторожность без сочетания с решитель­ностью может сделать человека бездеятельным.

В структуре характера исследователи выделяют следующие груп­пы черт.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также система отношений к окружающей дей­ствительности. Эти черты представляют собой индивидуально-свое­образные способы осуществления отношений личности к действи­тельности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмо­циональные черты характера.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность раз­витию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, опре­деляемые основными. Например, если ведущей чертой является нерешительность, то человек прежде всего опасается "как бы чего не вышло", поэтому даже если он попытается помочь ближним, то это закончится внутренними переживаниями и самооправда­ниями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближнему. Знание ведущих черт по­зволяет отразить суть характера, показать его основные проявления.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отно­шений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений явля­ется решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновре­менно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в следующей системе отношений:

отношении к другим людям (здесь можно выделить такие черты характера, как "общительность — замкнутость", "правдивость — лживость", "тактичность — грубость");

отношении к делу (здесь можно выделить такие черты характера, как "ответственность — недобросовестность", "трудолюбие — леность");

отношении к себе (здесь можно выделить такие черты характе­ра, как "скромность — самовлюбленность", "самокритичность — самоуверенность", "гордость — смирение");

отношении к собственности (здесь можно выделить такие черты характера, как "щедрость — жадность", "бережливость — расто­чительность", "аккуратность — неряшливость").

Необходимо отметить определенную условность данной клас­сификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указан­ных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отноше­ния выступают важнейшими с точки зрения формирования ха­рактера, они неодновременно и не в совокупности становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд отношение к другим людям и отно­шение к собственности, так как само их содержание выполняет различную роль в реальном бытии человека.

Характеру человека как структурному образованию не только свойственно проявлять себя в рассмотренных ранее отношениях. Он обладает и такими свойствами, которые присущи ему как це­лому: устойчивость — пластичность, активность, сила, степень глу­бины и цельность. Степень устойчивости или изменчивости харак­тера позволяет судить о его определенности, пластичности. Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества характер изменяется и развивается. Степень глубины ха­рактера отражает связь его черт со стержневыми отношениями личности, т.е. она отражает базовые свойства данной личности и их определяющую роль по отношению к другим свойствам, более поверхностным. Таким образом, человек проявляет те или иные черты поведения в зависимости от того, какие свойства преобла­дают в структуре характера.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом являет­ся система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в дости­жении поставленных целей и уверенность в справедливости и важ­ности дела, которое он выполняет.

Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются при реализации потребности в достижении успе­ха, В зависимости от них для одних людей характерен выбор дей­ствий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, стрем­ление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, ук­лоняясь от риска и ответственности.

Как мы отмечали ранее, одна личность отличается от другой индивидуальными особенностями, чертами в структуре характера. Можно также выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти ка­кую-то черту, которая может быть присуща определенной группе людей с аналогичным поведением. В данном случае мы говорим о типическом в чертах характера.

Характер человека всегда продукт общества. Этим и объясняет­ся сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к раз­личным группам. В индивидуальном характере отражаются много­образные типические черты: профессиональные, возрастные, на­циональные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты (литературный образ скупого челове­ка: Плюшкин, Скупой Рыцарь, Гобсек). В психологии неоднократно пытались классифицировать характер, подразделяя его на типы. Ис­следование типов характера должно привести к построению опреде­ленной классификации, к какой-то закономерной связи в их образовании и проявлении. Без подобной классификации описание от­дельных типов характера может быть случайным и не иметь существенного теоретического и практического значения.

Акцентуации характера

Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследовате­лями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от сред­ней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

По наблюдениям известного психиатра К. Леонгарда у 20—50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Ю.Б. Гиппенрейтер указывает на три существенных отличия акцентуированного характера от патологии характера:

акцентуированный характер не проходит через всю жизнь ин­дивида "красной нитью". Он обостряется только в подростковом возрасте, а в процессе взросления сглаживается;

черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;

социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений на рабо­те, в учебе и в семье.

Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуа­ции свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педан­тичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревож­ный, эмотивный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

Классификация К. Леонгарда представляет следующие типы характеров.

Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной слово­охотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В общении прослеживается спонтанное отклонение от первоначаль­ной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности. Этому типу лю­дей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семей­ным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.

Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ве­дут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для парт­неров по общению являются серьезность, добросовестность и обо­стренное чувство справедливости. Отталкивающие черты этого психологического типа в общении — медлительность, пассивность и индивидуализм.

Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно час­тые периодические смены настроения. В период приподнятого на­строения они бывают общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрю­мостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербаль­ные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добро­совестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмо­ционального возбуждения склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе из-за низкой коммуникативной компетенции.

Застревающий тип — человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинированность.

Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостоя­ния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близ­ких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрез­мерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлека­тельные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.

Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стре­мятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. При­тягательные черты людей этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повес­ти за собой.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой кон­тактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть кон­фликтными. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую худо­жественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: па­никерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настрое­ниям.

Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются откры­тостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформностью. Они обладают высокой сте­пенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкиваю­щие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реаль­ности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь всту­пают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к са­моанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.

Как уже сказано, рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на про­тяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся от­клонения и своевременно проводить их психокоррекцию. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические осо­бенности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Раскройте содержание понятия «характер».

2. Покажите взаимодействие характера и темперамента.

3. Что входит в структуру характера?

4. Какие существуют типологии характеров?

Вернуться вверх

Глава 4

Способности

1. Понятие "способности". Структура и виды способностей

Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретичес­кой, и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждо­му хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они имеются, а у других — нет?

Что же представляют из себя способности? Для того чтобы лучше разобраться в этой категории, рассмотрим три подхода: житейс­кий, этимологический и научный.

Житейский подход к понятию "способности". В наших обыден­ных разговорах мы часто употребляем термин "способности" не только относительно человека, но и относительно других предме­тов (например: "Алмаз способен резать стекло"), т.е. используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искус­ная работа и др.). В обыденной практике способностями мы назы­ваем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо оттого, являются ли они врожденными или приобре­тенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход к понятию "способности". В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связы­вается с другими терминами — "одаренный", "талантливый" и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В толковом словаре В.Даля "спо­собный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный". В этом же словаре име­ются другие термины: "способливый" и "способляться". Способливый человек — это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин "способный" определяется через соотношение с успехом в деятельности и приравнивается к понятию "умный".

Научный подход к понятию "способности" отличается от жи­тейского повседневного более узким значением. В науке способно­сти классифицируются на врожденные (от задатков) и приобре­тенные (от знаний, умений, навыков).

Способности (как и человека в целом) изучают различные на­уки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способ­ностей, как психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более, чем для другой науки, важно изучение способ­ностей каждой личности. Именно через способности личность ста­новится субъектом деятельности в обществе, через развитие спо­собностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле (греч. akme — вершина; отсюда произошло название новой научной дисциплины — акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др. Этими вопросами сейчас заняты В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способнос­тей можно выделить два направления. Первое — психофизиологи­ческое, которое исследует связи основных свойств нервной систе­мы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова). Другое направление — исследова­ние способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудо­вой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные де­терминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследова­ние проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зре­ния, рассматривали способности, возникающие у человека на ос­нове задатков, как развитие способов деятельности.

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, воз­можности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности.

Советский психолог А.В. Петровский образно сравнивал спо­собности с зерном, которому еще предстоит развиваться: подобно тому, как брошенное зерно — это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т.п.), так и способности человекаявляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращают­ся в действительность в результате упорного труда.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, которые определяются скоростью и качеством осво­ения человеком знаний и умений. Существуют также музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенци­альные— это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясня­ется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической при­родой, для этого может не иметься объективных условий и возмож­ностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способ­ности составляют только часть потенциальных.

Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности — это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Структура характера. Черты характера - student2.ru

На рис. 4 наглядно представлена динамика и трансформация способностей.

Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и ло­гическим мышлением. Задатки на рисунке расположены в основании конуса. Далее представлены общие и специальные способности. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. В 16—18 лет и когда происходит выбор профессии, у личности меняется и структура способностей, проявляются профессиональные способнос­ти, которые и завершают конус. На рисунке продемонстрирова­но, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рисунка также следует, что "конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противоположном направлении.

Структура характера. Черты характера - student2.ru

На рис. 5 отображена "горизонтальная" структура способнос­тей, представленная несколькими концентрическими окружнос­тями или кольцами (вид сверху на "конус способностей"). Зоны 5 и 4 представляют ядро, а остальные — периферию способностей.

Рис. 5. Горизонтальная структура способностей

При развитии способностей в процессе деятельности существен­ную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

Применительно к массовым профессиям материально-произ­водственного труда структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом.

Общечеловеческие способности — в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей свя­зано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую оче­редь его мотивационно-ценностной сферы).

Общие способности — "родовые" разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятель­ности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

Специальные способности — требуемое деятельностью специ­фическое качество или уровень развития профессионально важ­ных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

Наши рекомендации