Развитие форм организации обучения: исторический аспект
Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом должен быть организован учебно-воспитательный процесс?». В соответствии с философским представлением о форме и содержании форма обучения (воспитания) – это внутреннее строение (структура) или внешнее строение учебного процесса.
Общая форма учебного процесса – такая его характеристика, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обуславливающая особенности их взаимодействия (по В.К. Дьяченко). С учетом же внешнего строения и оформления педагогического процесса выделяют конкретные формы обучения и воспитания. Конкретная форма обучения (воспитания) – это отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
Охарактеризуем общие формы педагогического процесса (обучения, воспитания) (см. таблицу 9, с. 79).
Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т.п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
Применение общих форм обучения в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружковые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и другие.
Возникнув на определенном этапе развития общества, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях изменялся как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходил определенные этапы развития, зависящие от его организационной системы.
Таблица 9
Вид общения | Структура общения | Общие формы обучения | Организационная система обучения | |||
Опосредованное общение | 1. Опосредованное общение через письменную речь | Индивидуальная (обособленноиндивидуальная) форма обучения | Ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу, ставит опыты и т.п.) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосредственное общение | Индивидуальная система обучения (ИСО): применяются две формы обучения – парная и индивидуально-обособленная. ИСО преобладала до XVI века | Групповая система обучения (ГСО, с XVI века): применяются три формы - групповая, парная и индивидуально-обособленная. Преобладает групповая форма обучения | Коллективная система обучения (КСО, с XX в.): применяются четыре формы коллективная, групповая, парная и индивидуально-обособленная. Ведущее значение при этом приобретает коллективная форма обучения |
Непосредственное общение | 2. Общение в паре постоянного состава: в каждый момент времени одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог) | Парная форма обучения | Учитель работает с одним учеником, дает ему консультацию. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт и т.п. | |||
3. Общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек | Групповая форма обучения | Один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени один говорит, остальные слушают | ||||
4. Общение в парах сменного состава или диалогические сочетания | Коллективная форма обучения | Учащиеся работают в парах сменного состава в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика (взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление) |
В педагогике (В.К. Дьяченко и др.) под организационной системой учебно-воспитательного процесса понимают определенную совокупность общих форм обучения, применяемых в учреждениях образования.
До XVI века в школах применялись парная и обособленно-индивидуальная формы организации процесса обучения. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди. Такая организационная система обучения и воспитания называется индивидуальной. С развитием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышался. У одного учителя нередко было 20-30 и более учеников.
Основное противоречие системы индивидуального обучения – противоречие между количественным ростом учащихся у одного учителя и его возможностями обучать каждого ученика в отдельности. Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы (3-10 человек), а затем в большие группы – классы (30 и более человек). Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная система обучения включала уже три формы: групповую, парную и обособленно-индивидуальную. Так как преобладающей стала групповая форма обучения, то организационную систему обучения назвали групповой.
Широкое применение коллективных форм обучения приводит к возникновению коллективной системы обучения, структура которой состоит из всех четырех форм обучения. При этом ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50-60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения реализована в опыте ряда педагогов (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, А.С. Границкой и других).
Высшим этапом развития системы группового обучения является классно-урочная система, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI-XVII веках. Наряду с классно-урочной системой сложились системы взаимного обучения (белл-ланкастерская система обучения в конце XVIII – начале XIX в.), избирательного обучения (батавская система в США, мангеймская система в Европе в конце XIX в.), индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа в начале XX в.) и другие системы обучения. Например, белл-ланкастерская система (ее инициаторы священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер) заключалась в том, что учитель занимался сначала с наиболее способными старшими учениками, а затем эти ученики (мониторы) обучали младших. Эта система позволяла в условиях острой нехватки учителей обучать большое количество учащихся, но не давала качественного образования.
Ряд систем обучения были направлены на преодоление такого недостатка классно-урочной системы, как отсутствие индивидуализации обучения. Батавская система обучения характеризовалась тем, что первая часть учебного дня предполагала групповую форму работы учителя с учащимися на уроке, а вторая – индивидуальные занятия (парная форма обучения) с отдельными, обычно отстающими учащимися.
Модель мангеймской системы обучения предложил и реализовал реформатор начальной школы И. А. Зиккенгер (1858-1930) в г. Мангейме. В зависимости от уровня умственного развития и способностей дети зачислялись на основе наблюдений и результатов тестирования в основные (дети имеют средние интеллектуальные способности), поддерживающие (для малоспособных учащихся), вспомогательные (для умственно отсталых детей), переходные (для наиболее способных учеников) классы.
Полностью порывала с уроком как основной формой организации обучения система индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план (реализована в г. Дальтон, США, учительницей Е. Паркхерст (1887-1973). Учебный материал по предмету, который необходимо изучить в течение учебного года, разбивался на отдельные месячные подряды – серии разделов. В начале учебного года учащиеся заключали с учителем контракт о самостоятельной проработке заданий в намеченное время. Далее все зависело от самих учеников: они определяли в каком порядке, в каком темпе, на каком уровне изучать материал. Первую половину дня (с 9 до 12 часов) учащиеся работали самостоятельно в предметных мастерских (лабораториях) над выполнением подрядов с помощью рабочих руководств (инструкций), не придерживаясь какого-либо расписания. Во второй половине дня осуществлялись занятия в группах по интересам (гимнастика, музыка, домоводство и т.п.). Еженедельно (1-2 раза) с 12 до 14 часов проводились уроки-конференции, на которых каждый ученик отчитывался о своей работе, учитель раскрывал те вопросы, которые по каким-либо причинам остались без внимания учащихся.