Тема 11. формирование спортивного коллектива как демократического объединения
Задачи занятия:1. Изучить пути развития и сплочения спортивного коллектива и значение этого для воспитания и роста спортивных результатов. 2. Рассмотреть условия, обеспечивающие поэтапное развитие коллектива до его высшей третьей стадии. 3. Изучить способы выбора и обучения актива и демократизации внутригрупповых отношений.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- закономерности и условия развития спортивного коллектива, обязанности, которые можно поручать активу, сущность общественного мнения, его важность и способы формирования;
уметь - разрабатывать последовательность целей для сплочения группы, показать пути включения занимающихся в систему коллективистических отношений взаимопомощи и сотрудничества в различных видах спорта.
Превращение группы новичков в спортивный коллектив может происходить только под воздействием специальной преднамеренной деятельности педагога. Условия для всестороннего воспитания в коллективе в полной мере создаются на третьем этапе его развития. Здесь фундаментом внутригрупповых отношений становится достижение единых групповых целей на основе взаимных требований друг к другу и-к самому себе.
Этапы развития спортивного коллективаразличают в соответствии с тем, кто отдает распоряжения по управлению жизнью коллектива, и как осуществляется контроль за этим.
Первый этап- командует и контролирует тренер. Постепенно осуществляется целеориентирование группы, укрепляются деловые и дружеские связи между занимающимися и начинается выбор актива.
Второй этап- требования начинают предъявляться через членов актива, они же осуществляют основной контроль. Идет расширение актива, его обучение и повышение авторитета. Формируется ценностно-ориентационное единство по внутри-групповым и спортивным целям.
Третий этап- члены коллектива начинают предъявлять требования друг к другу и к самим себе. Достигается это постепенной сменяемостью актива, через который проходят все члены группы. Став после переизбрания рядовыми членами коллектива, они сохраняют приобретенный опыт руководства, социальную активность и небезразличное отношение к должному поведению своих товарищей. Самовоспитание, к которому тренер начинает побуждать воспитанников с первой встречи, здесь приобретает систематический характер.
Демократические начала в коллективе формируются педагогом через деятельность актива, членов которого он выявляет и обучает, но каждого из них целесообразно не назначать, а избирать путем голосования.
Устойчивость коллектива во многом зависит от существующих в нем традиций. Под традициямипонимают обычаи и формы поведения, усвоение которых подрастающим поколением происходит вне критики - автоматически и в готовом виде.
Вопросы и задания:
1. Назовите этапы развития коллективам охарактеризуйте особенности каждого из них.
2. Охарактеризуйте деятельность-и общение в знакомом вам спортивном коллективе и определите этап его развития.
3. Назовите способности, которыми должен обладать член актива, и перечислите возможные способы выявления и воспитания их педагогом.
4. Выполнение каких обязанностей целесообразно поручить активу, исходя из особенностей вида спортивной деятельности и состава занимающихся?
5. Как должна осуществляться сменяемость актива и каково значение этого процесса для перехода к III стадии развития коллектива.
6. Возможно ли сочетание сильно развитого честолюбия, без чего невозможно стремление к повышению уровня мастерства и к
победам, с внутригрупповыми товарищескими отношениями сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества. Если считаете, что возможно, то, как этого добиться?
7. Что такое поэтапное целеориентирование, зачем его нужно осуществлять? Приведите примеры целеориентирования группы в различных видах спорта на первом и втором этапах формирования коллектива.
8. Зачем нужны традиции, и какое они имеют значение при существующей сменяемости состава в спортивном коллективе? Назовите, какие групповые традиции считаете возможным культивировать в вашем виде спорта.
9. Что такое «общественное мнение»? Его значение для управления группой, способы формирования педагогом и возможная его роль в создании традиций.
Советы по подготовке к занятию:
Опираясь на указанные признаки демократизма, продумайте необходимость, способы и последовательность их воплощения в процессе формирования коллектива по вашему виду спорта. На каких стадиях развития коллектива это возможно начинать?
По каким вопросам особенно важно создавать общественное мнение, чтобы существовало ценностно-ориентационное единство, и ваши установки и требования воспринимались группой как сама собой разумеющаяся необходимость? Например, выполнение заданий, деловые отношения друг с другом, ответственность за выполнение общественных обязанностей и др. Продумайте методы, которые при этом будете использовать.
Литература для подготовки:основная - 8, 12, 13, 25; дополнительная - 1, 3, 10, 14,26, 27,28, 30, 37.