Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду | Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и т. д.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т. п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками | Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников |
В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение, поручение, требование, упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:
развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);
развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;
сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.
Таким образом, осуществляя нравственное воспитание, педагог (классный руководитель) организует работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливость, сопереживание и др.), воспитание моральных качеств, формирование норм этикета; включает детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку, актуализирует все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т. д.).
Воспитание нравственной культуры личности взаимосвязано с воспитанием ее эстетической культуры.
3. Цель, задачи, содержание и средства эстетического воспитания
Сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности учащихся, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Эстетическая культура личности является целью эстетического воспитания. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий уровень сформированности у нее эстетических (художественных) знаний, потребностей, чувств, идеалов, интересов, эстетического вкуса, эстетического отношения к природе и искусству, а также умений эстетической (художественной) деятельности. В качестве основных структурных компонентов эстетической культуры личности выделяют эстетическое сознание, эстетические чувства и эстетический вкус.
Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.
В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию направлено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.
Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.
Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляют все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы, в первую очередь, предметы образовательной области «Искусство», литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется также в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы «друзей искусства», кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Возрастная специфика эстетического воспитания представлена в таблице 19.
Таблица 19