Блок самоопределения Тема. Законы и закономерности обучения
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои варианты суждений в третьем столбце.
Дидактика не является наукой, так как не имеет единых общепризнанных законов и закономерностей. | Дидактика изучает явления обучения, в которых проявляются как природные, так и общественные свойства и параметры, познание которых определяется субъективностью познающего. | Дидактика имеет (не имеет) признаки науки, поскольку... |
Дидактика не сможет найти единые законы и закономерности обучения, поскольку не сделала этого на протяжении нескольких сотен лет. | Возможно, что дидактика как гуманитарная дисциплина, имеющая в качестве объекта рассмотрения как личностные, так и физические явления, найдет принципиально иные научные подходы к конструированию гуманитаризированного знания. | Сопоставительный анализ развития дидактики и таких наук, как физика, показывает ... |
Если закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, то зачем необходимо формулировать на их основе принципы и правила, которые опять обращать к практике? Может быть, целесообразнее дать практике возможность самой организовывать себя на основе содержащихся в ней закономерностей? | Осознанность лежащих в основе практики обучения закономерностей приводит к моделированию обучения в форме законов, принципов и правил, которые в результате могут улучшить эффективность обучения, видоизменяя и совершенствуя отдельные его стороны. | Закономерности, законы, принципы,правила являются (не являются) объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как... |
Принципы обучения.Анализ закономерностей обучения, выявление описываемых в них связей между различными явлениями, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации обучения в конкретных условиях учебного предмета, класса, школы.
Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы, как правило, приводятся в систему положений, на основе которых осуществляется обучение.
Принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Система принципов строится на определенной методологической или мировоззренческой основе, исключающей внутренние противоречия. Такой основой ЯЛ. Коменский считал принцип природосообразности, остальные принципы в его дидактике согласовывались с данным принципом.
К.Д. Ушинский к дидактическим принципам относил: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.
Русский философ В.В. Розанов (1856—1919) называл три главных принципа школьного образования:
Принцип индивидуальности. Данный принцип требует, чтобы «как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и его творчестве. ... Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит...» '. Необходимо обучать не ученика вообще, а каждую конкретную личность в соответствии с ее особенностями. В таком же отношении нуждаются изучаемые первоисточники: «сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение»2.
Принцип целости. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений»3. Данный принцип является основанием для сужения и углубления предметов, как это реализовано в дидактической технологии «погружений».
Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные»'. Изучаемые факты, сведения и воззрения должны идти от какой-нибудь одной исторической культуры, в которой они развивались друг из друга, а не друг против друга или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени цивилизациях.
В классической дидактике общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Приведем пояснения к данным принципам, а также модифицированные нами правила их реализации в практике работы современной школы.
Принцип наглядности. С давних пор для лучшего усвоения и запоминания знаний используются наглядные объекты и пособия. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление. Добываемые знания приобретают личностный характер, основанный на использовании физических органов чувств, прежде всего — зрения.
Правила реализации принципа наглядности (А.В. Хуторской):
1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
2. Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения (Я .А. Коменский).
3. Используйте различные виды наглядности — натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие — которое сделано самими учениками.
4. Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.
5. По мере взросления детей увеличивайте количество символической наглядности взамен предметной.
Принцип доступности. Принцип доступности требует учета особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов образовательного процесса — от целей обучения иучебной программы до содержания учебников и системы контроля. Каждый элемент урока строится с учетом данного принципа.
Правила реализации принципа доступности (А.В. Хуторской):
1. В обучении переходите от того, что ученику близко, к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному. Доступность не значит легкость, предлагайте ученикам задания на грани их возможностей.
2. Учитывайте различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников.
3. При планировании урока продумывайте ситуации неодинакового времени, требуемого учениками для выполнения заданий; готовьте индивидуальные дополнительные задания или предлагайте лидерам взаимодействовать с теми, кто отстает.
4. Используйте различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по изучаемым темам, видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.
5. Не торопитесь «пройти программу» в ущерб сущностному образованию ваших учеников. Опирайтесь на свою педагогическую миссию. Ищите способы согласовать действительное образование учеников с формальными внешними требованиями к их подготовке.
Принцип сознательности и активности. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в ее осознании, самоконтроле и самооценке.
Правила реализации принципа сознательности и активности (А.В. Хуторской):
1. Ставьте учеников в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. В этом случае они смогут определить свои цели и проявлять активность в их достижении.
2. Учите детей задавать вопросы. Вопрос — важнее ответа, так как открывает, а не закрывает познание.
3. В обучении всегда вводите альтернативные подходы, позиции и точки зрения к любому существенному вопросу. Заранее подготовьте к уроку сведения о борьбе идей из истории вопроса; если альтернативных подходов не обнаружится среди учеников, приведите исторические сведения.
4. Отыскивайте с учениками причины всего, что изучаете. Поощряйте гипотезы детей, работайте с их версиями как с личностным содержанием образования, помогая достроить его до целостного вида.
5. В ходе образовательного процесса делайте остановки и предлагайте ученикам проанализировать выполненную ими деятельность. Рефлексивная позиция требует отдельного времени, но многократно повышает результативность освоения учебного курса.
Принцип систематичности и последовательности. Главным в этом принципе является логическое построение содержания образования, а также обоснованная последовательность этапов образовательного процесса. Учебный материал и технологии его освоения предстают в виде системы, где каждая часть «вытекает» из предыдущей или связана с ней.
Правила реализации принципа систематичности и последовательности (А.В.Хуторской):
1. Делите изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки. Используйте схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, концепты, модули и иные формы логического представления учебного материала.
2. Не нагружайте занятие второстепенными фактами и отвлекающими сведениями; учите детей пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями. В то же время будьте гибкими, чтобы «пойти на поводу» у коллективно развиваемой содержательной мысли.
3. На каждом уроке устанавливайте его смысловой содержательный центр. Неважно, будет ли он раскрыт в начале, в середине занятия или во время итогового обобщения. Не обязательно смысл урока должен быть известен учителю до его проведения; в ходе реализации занятия может проявиться его новый смысл.
4. На стадии планирования урока или по его ходу соблюдайте правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала — с самостоятельной работой учеников. Периоды «дыхания» младших школьников более «частые», чем у старшеклассников.
5. Прислушивайтесь к состоянию учеников и естественному ходу событий во время занятия. Умейте применить свой методический инструментарий (формы, методы, приемы обучения) для того, чтобы организовать логическое сопровождение и результативность содержательной работы учащихся.
Принцип прочности. Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависят как от внешних факторов (структурирование учебного материала, применяемые формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Данный принцип связан с принципами наглядности, доступности и систематичности.
Дискуссия.Каковы границы применимости принципа прочности? Для всех ли в одинаковой мере доступно достижение прочности знаний?
Правила реализации принципа прочности (А.В. Хуторской):
1. Сделайте начальной и основной целью своей работы с учениками обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету и его отдельным темам. Не забывайте, что этого можно добиться также через формирование положительного отношения учеников к вам (Одна хорошая учительница, когда делилась с коллегами секретами своего успеха сказала: «Сначала я их влюбляю в себя»).
2. Учите детей выделять в материале главное и достраивать его связи с второстепенными частями. Учите их красочно со вкусом оформлять главное в своих тетрадях. Создавайте ситуации, чтобы знания учеников были включены в их собственные переживания и эмоции.
3. Изучайте материал с разных сторон и с помощью различных видов деятельности. Формируйте разнонаучный подход к изучению фундаментальных образовательных объектов.
4. Возвращайтесь к изученному материалу тогда, когда это оказывается необходимым в контексте изучения нового. Количество и периодичность упражнений соотносите с индивидуальными различиями в способностях и скорости работы отдельных учеников.
5. Организуйте систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения.
Принцип научности. Учебные предметы, имеющие в своей основе соответствующие науки (физика, химия, математика и т.п.), реализуют следующие педагогические задачи: раскрытие и изучение основ наук, их проблематики, применяемых методов; включение научных знаний и методов в систему мировоззрения ученика, вооружение его методами научного познания природы и общества. Принцип научности имеет альтернативу: использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных, иных).
Правила реализации принципа научности (А.В. Хуторской):
1. Используйте в обучении новейшие достижения науки. Приучайте интересующихся детей читать научно-популярные журналы, находить информацию на специализированных сайтах в сети Интернет, участвовать в предметных олимпиадах и научных конференциях.
2. Используйте логику изучаемой науки, генезис научного знания, методы научного познания в качестве адаптированного варианта научной деятельности ваших учеников. Через собственный опыт ученики лучше поймут и освоят смысл изучаемых научных знаний.
3. Изучение законов науки начинайте не с готовых формулировок, а предлагайте детям самостоятельно выполнить исследования в данной области реальности. Давайте им возможность конструировать свои теоретические модели, объясняющие полученные факты.
4. Дайте ученикам пережить радость собственного открытия, будь то высказанная идея по отношению к научной проблеме, сформулированное понятие или комплексное исследование, защищенное перед одноклассниками.
5. Знакомьте учеников с яркими фактами биографии ученых, раскрывайте на их примерах специфику научного познания, «драму идей», нравственные и профессиональные качества деятелей науки.
Принцип связи теории с практикой. С точки зрения марксистской философии практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов. Одной из причин актуальности принципа связи теории с практикой для обучения является существующее в школах отчуждение теоретического обучения детей от их практической жизни. Учебный подход: сначала теория, потом ее применение на практике, не является единственно верным. Этот принцип, говоря словами Я.А.Коменского, следует считать скорее «исправлением существующего в школах отклонения», чем руководством к действию. Принцип связи теории с практикой имеет альтернативу: теория не связывается с практикой,
а вытекает из практической деятельности учеников на основе ее рефлексивного осмысления ими (методологический подход).
Правила реализации принципа связи теории с практикой (А.В. Хуторской):
1. Старайтесь не допускать в обучении расхождения: это знания, а это жизнь. Настоящие знания и есть жизнь. Изучение отчужденных от детей «знаний» и последующие попытки найти им применение в жизни — неэффективный и вредный с личностной точки зрения подход.
2. Практика — не есть область применения изученной теории, она всегда ее продолжение. В ходе практической деятельности ученик расширяет и углубляет свои теоретические представления, «наращивает теорию». Это возможно в том случае, если источником теории является сам ученик, его личностные знания, полученные в ходе его предшествующей деятельности, а не «переданные» ему учителем.
3. Обучайте детей технологии осмысленной деятельности. Всякую выполняемую учениками деятельность предлагайте им для последующего осознавания и теоретического структурирования в виде модели. Сравнивайте разные модели деятельности и их эффективность. Показывайте детям преимущества осмысленной практики перед бездумной работой по теоретическому образцу.
Как мы уже отмечали, перечисленные выше дидактические принципы являются общепринятыми и традиционными. И хотя мы сопроводили их модифицированными правилами реализации в современной школе, данные принципы составляют основу традиционной системы обучения.
В то же время некоторые из традиционных принципов (если не все) уже имеют альтернативы. Начинают формулироваться принципы или их системы, принципиально отличающиеся от классических, например, принцип открытости образования1. Далее нами будут рассмотрены принципы образовательного процесса, которые также выходят за рамки дидактической традиции и соответствуют тенденциям развития современного образования.
Блок самоопределения Тема. Принципы обучения
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.
Принципы обучения — субъективны, поскольку руководящие идеи и нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса предлагаются людьми — субъектами. | Принципы обучения — объективны, поскольку получаются в результате анализа и обобщения объективных закономерностей. | Принципы обучения, на мой взгляд, ... |
Ни один принцип по отдельности не может обеспечить организацию всего обучения. Не может этого обеспечить и любое другое количество связанных системой принципов, поскольку всегда найдется область реальности,которая не будет описываться ни одним из них. Вывод: обучение — уникальное явление,которое не может быть описано или регламентировано в форме принципов. | Любую самую сложную систему обучения можно описать или регламентировать небольшим количеством принципов, задающих главные направления или позиции в деятельности учителя и учеников. Все остальные варианты многообразной действительности не нуждаются в отдельных принципах и находят опору для своего решения или развития на основе текущего их осмысления по ходу обучения. | Многообразие явлений обучения связано с количеством принципов обучения следующим образом:... |
Принципы личностно-ориентированного (эвристического) обучения.Рассмотренные выше классические дидактические принципы помогают в определении целевых установок обучения, а также могут служить руководством учителю в конкретных ситуациях обучения на уроках. В то же время данные принципы не позволяют регламентировать целостный образовательный процесс в динамике развития его основного компонента — продуктивной образовательной деятельности учащихся и их личностной роли в обучении.
Перечислим разработанные нами дидактические принципы, которые регламентируют образовательный процесс с позиций личностно-ориентированного обучения, прежде всего, с позиций его эвристической составляющей. За основу систематизации принципов возьмем образовательную деятельность ученика.
1. Принцип личностного целеполагания ученика: Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Данный принцип опирается на глубинное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей ребенок живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать их. Великий русский ученый И.П. Павлов рассматривал постановку человеком целей на уровне его инстинктов.
Самоопределение ученика по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых осуществлять затем индивидуальную образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Ученик обозначает интересующие его проблемы, консультируется по этому поводу с учителем, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой.
Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей обучения как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, учитель не добивается изменения целей ученика, а помогает ему осознать свою цель и достичь ее в сопоставлении с иными целями.
Предметные цели учителя, например, по словесности или математике, следуют по значимости за целями педагогическими: научить ученика выстраивать собственную траекторию в этих образовательных областях.
Навыки целеполагания постепенно расширяются: вначале ученикам предлагается поставить цель на один урок или его часть, затем осознать ее достижение и сделать выводы; такое задание многократно повторяется. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате дети научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.
2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
Личностная самореализация ученика в образовании возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности; для этого учитель обеспечивает ученика правом выбора целей занятия, способов их достижения, темы творческой работы, форм ее выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ученика на проблему, его аргументированные выводы и самооценки.
Данный принцип устанавливает рядоположность создаваемого учеником личностного содержания образования и задаваемого ему извне содержания, имеющего характер образовательных стандартов. Практически любой элемент образования реализуется с помощью собственного выбора или поиска ученика. Ученик может не только выбирать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создавать собственные элементы своей образовательной траектории.
Свобода творческого самовыражения и выбора образовательной траектории ученика предполагает организационно-технологическую заданность методологии его деятельности. Школьник создает образовательный продукт и получает образовательное приращение тогда, когда овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается его индивидуальная творческая самореализация.
Принцип свободы выбора образовательной траектории относится не только к ученикам, но и к учителям. Каждый ученик и учитель имеют право, и даже обязанность быть самоценными людьми с собственной жизненной позицией и мировоззрением; изучение любого школьного предмета предполагает возможность личной точки зрения по всем ключевым вопросам предмета, как у учителя, так и у ученика.
Дискуссия.В случае дистанционного обучения ученики могут обучаться асинхронно (неодновременно), например, выбирая для занятия с материалом в сети удобное время. Насколько возможно асинхронное обучение в очном варианте?
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный Смысл образования по предмету, с другой — допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учеников. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению учеников к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения истины.
Кроме того, одновременная презентация учениками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений.
3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса: Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.
Познание реальных образовательных объектов приводит учеников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания (греч. теtа — означает «стоящее за»). На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности. Такие фундаментальные образовательные объекты, как слово, число, знак, традиция выходят за рамки отдельных учебных предметов и оказываются метапредметными.
Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины — метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.
Метапредмет позволяет ученику и учителю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает ученикам выход в смежные темы других учебных курсов.
Дискуссия.Каково должно быть соотношение между обычными учебными курсами и метапредметами, чтобы ученик в результате усвоил государственные образовательные стандарты, устанавливаемые для учебных курсов?
При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым учеником. Учащимся дается право на созерцательный, интуитивный, нелогический подход к познанию. Такой подход предусматривает получение продуктов познания, имеющих индивидуальные смысловые или чувственные ударения. Единая для всех учеников логическая схема как результат обучения в данном случае не используется, поскольку сужает границы проявления их творческой индивидуальности.
4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного продукта. В процессе создания внешних образовательных продуктов в изучаемых дисциплинах у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, которые свойственны специалистам в соответствующей науке или области деятельности. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и ее «взрослого» прообраза деятельности.
Продукты учебной деятельности ученика могут выходить за рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники — составлять родословную славянских богов; шестиклассники — находить математические доказательства теорем; десятиклассники — писать философские эссе. В детских образовательных продуктах могут содержаться самобытные и оригинальные мысли, достойные пера профессионалов1.
Дискуссия.Можно ли считать общекультурным достижением придуманную ребенком считалку или речевку?
К образовательной продукции учеников относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Например, работа шестиклассницы на тему «Индивидуальная программа по математике» посвящена не столько данному предмету, сколько разработке собственного плана ее занятий; аналогичный смысл заключен в творческой работе ученицы 3-го класса на тему «Экзаменационная работа самой себе».
Оргдеятельностные образовательные продукты методологического типа, выполненные учениками на предметном материале, выставляются на творческую защиту наряду с работами по самим предметам. Сформулированные учениками цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками.
5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося и вторичности изучения готовых известных результатов: Создаваемое учеником личностное содержание образования (образовательные продукты ученика) опережает изучение общепризнанных достижений, в том числе образовательных стандартов в изучаемой области.
Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и природосообразность обучения, приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности. Ученик, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен учителем, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.
Дискуссия.Принцип первичности образовательной продукции учащегося делает индуктивный подход к обучению универсальным. Как тогда быть с дедуктивным подходом, который в ряде случаев может быть более уместным?
Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые учениками методы познания должны соответствовать «настоящим» объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности. В школьной практике при изучении учебных предметов часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них, например, в курсе истории изучается программный материал, но не организуется историческая деятельность учеников. Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по математике, сколько занятиям самой математикой, ее проблемами; не «прохождению» учебника по природоведению, а исследованию реальной природы. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний»: в литературе — литературоведческой и писательской, в географии — географической и геологической деятельности и т.д.
Чтобы быть «включенным» в культурно-исторический процесс, ученик должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из наук, искусств и других областей деятельности. Знание фундаментальных общечеловеческих достижений не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта ученика, но знакомство с ними происходит после получения учащимся собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет ему мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт.
Например, после собственной версии происхождения жизни на Земле ученик знакомится с подобными версиями ученых; после создания музыкальных или поэтических сочинений ученик с помощью педагога отыскивает близкие своему творению произведения. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.
6. Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
Дискуссия.Как в ситуативной педагогике должны составляться образовательные планы, программы, учебники?
Чтобы организовать творческую деятельность ученика, учитель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель — вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы ученик создал свою таблицу сложения чисел, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл чисел, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать взаимосвязь чисел; затем — предложить составить числовые ряды и столбцы, научиться выявлять закономерности расположения чисел, придумать несколько числовых таблиц; лишь вооружившись средствами математического творчества, ученик сконструирует собственную таблицу сложения. Роль учителя на перечисленных этапах — организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение учениками созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда ученику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность, в которой ученик входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
Дискуссия.Как и благодаря чему ситуативность в обучении может быть застрахована от бессистемности?
Любое положительное проявление творчества ученика находит поддержку и сопровождение учителя. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученика, когда педагог внимательно анализирует возможности ученика и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения учеником своей образовательной траектории.
7. Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Рефлексия — не припоминание главного из урока и не формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Учащийся не просто осознает сделанное, он еще осознает способы деятельности, т. е. то, как это было сделано.
Рефлексия — необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Формы образовательной рефлексии различны — устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока или всего дня.