Принципы педагогического сотрудничества
1. Педагогика сотрудничества изменяет взаимоотношения, взаимодействия педагога и учащихся в сторону их очеловечивания, партнерства, взаимоуважения, взаимных требований.
2. Педагогика сотрудничества способствует учению без принуждения, т.к. снимает чувства страха у учащихся перед учителем на уроке
3. принцип трудной цели
4. принцип опоры
5. принцип свободного выбора
6. принцип опережения
7. принцип самоконтроля
8. принцип личностной заинтересованности ребенка.
Тема Наследие А.С. Макаренко: «неприемлемое прошлое» или «перспективное будущее современной педагогики»?
Сегодня у нас несколько необычная лекция. Необычная она потому, что Вы впервые пришли в лекционную аудиторию, имея на руках для ознакомления некоторый теоретический материал. Кроме того, необычность лекции связана с именем педагога, о котором сегодня пойдет речь. Дело все в том, что деятельность А.С. Макаренко никогда не имела однозначной оценки. Так, еще в 1935 году Макаренко был вызван в Киев, а через несколько дней в коммуну приехали начальственные лица и сообщили, что Макаренко оказался «врагом народа», его система «насквозь фальшива» и теперь его воспитанники должны все рассказать. И все это, несмотря на то, что работа его давала реальные позитивные результаты. И воспитанники Макаренко даже в то трудное время не отказались от своего педагога. После смерти Антона Семеновича отношение к его наследию тоже не было однозначным. Так, профессор Шимбирев категорически отвергал все педагогические идем Макаренко. Многие исследователи, такие как Стороженко, Кононов, Корнейчик, Гончаров к опыту Макаренко относились весьма скептически. Тем не менее с течением времени оформилось макаренковское направление, в рамках которого детально изучалось и систематизировалось все педагогическое наследие Макаренко. Бараш, Гельмонт, Гмурман, Данилов, Козлов и другие видные педагоги активно создавали теоретическое и историческое макаренковедение.
Однако в перестроечное время «коллективист» Макаренко опять оказался в отказниках. Его наследие называли «проклятым прошлым», «неприемлемым прошлым», «ненужным наследием» и т.д. И так уж сложилось, что в этот период наследие Макаренко оказалось более востребованным на Западе, в Германии, в Америке, где над трудами его работали целые институты. И вот сегодня мы опять ставим вопрос: «Можно ли отмахнуться от наследия Макаренко?».
Исходя из всего этого тема сегодняшней лекции:
Наследие А.С. Макаренко: «неприемлемое прошлое» или «перспективное будущее современной педагогики»?
Вопросы:
1. А.С. Макаренко: мифы и реальность о жизни и деятельности.
2. Слагаемые педагогического наследия А.С. Макаренко: педагогическая система или опыт?
Литература.
1. Азаров Ю. Не подняться тебе, старик. – М., 1989.
2. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000. Раздел «Педагогическая система А.С. Макаренко».
3. Кумарин В. Природосообразный Макаренко. //Нар. обр. – 1993. – № 2.
4. Макаренко А.С. и его время. Новые материалы //Педагогика. – 1993. – № 2.
5. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. – М., 1977.
6. Тутович С. Ответ Азарову // Нар. обр. – № 3. – 1993.
Ну а начать пока размышление хотелось бы с выяснения Ваших представлений об А.С. Макаренко. Итак, что Вы знаете об этом человеке, педагоге, писателе? (работаю фронтально).
Я не случайно начала наш разговор с этого вопроса. Очень часто мало–мальски талантливые люди канонизированы в нашем представлении, наши знания о них очень стереотипны, выхолощены. А ведь за каждым именем стоит человек, его жизнь, его муки и радости, его дело. Тоже самое произошло с Макаренко. Биография его улучшалась, подчищалась. С ретутированных фотографий смотрит крепыш-отличник, который всегда первый. Вся его педагогическая деятельность сводилась чаще всего в одну таблицу. Она перед Вами.
Период пед. деят-ти | Пед. деятельность Макаренко | Основные исторические события этого периода |
1905–1911 | Работа нар. учителем в 2-х классном железнодорожном училище в посаде Крюков | Первая русская революция 1905 г. |
1914–1917 | Учеба в Полтавском учительском институте | Первая мировая война. Бурж. рев. в России. |
1917–1920 | Работа инспектором в посаде Крюков, учителем в Полтаве | В.Окт. соц. рев. |
1920–1927 | Работа в колонии им. Горького | Борьба с разрухой, восстановление н/х |
1927–1935 | Работа в колонии им. Дзержинского | Принятие первых пятилеток. Коллективизация |
1936–1939 | Общественно-педагогическая деятельность в Киеве и в Москве | Утверждение социализма во всех сферах жизни |
В действительности было все не так просто. Будучи маленьким, Антон много болел, был вечно простуженным, очень страдал от своей хилости, некрасивости, ранней близорукости. Но при этом он был очень самолюбивым. С 5 лет он выучился читать, умел петь, рисовать, очень любил театр. Если подойти к биографии Макаренко непредвзято, то легко увидеть, что это прежде всего биография писателя, литератора, главная мечта которого – писать, вырваться от своих трудов к литературе. Можно утверждать, что Макаренко, даже занявшись другой профессией, все равно написал бы свои книги, как инженер Крымов написал свой «Танкер Дербент», моряк Малышкин «Севастополь», комиссар Фурманов «Чапаева». И именно в этом корень его незаурядности, наблюдательности, внимания к людям и понимания человека.
Педагогика и литература есть человековедение. В педагогический институт он поступил уже взрослым человеком – в 26 лет, имея опыт работы в школе. И свою педагогику он начинал, исходя из своей практики, а не из схемы. Интересна анкета Макаренко:
«Астрономию знаю хорошо…солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал всего Дарвина…общие положения новейшей философии, химии мне хорошо известны. Географию знаю прекрасно, особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики. История – мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского, Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Прекрасно знаком с историей французской революции..читал все, что имеется на русском языке. С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Бергсона. Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю, терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и Ал. Толстого».
Кроме того, мы привыкли к облику Макаренко в очках и косоворотке, фуражке. Но до революции, в молодости он всегда был франтом. Носил накрахмаленные сорочки с галстуком, сюртук, пенсне. Некрасивый, большеносый, неуклюжий, четырехглазый Макаренко много влюблялся, причем в самых привлекательных девушек. Мучился, писал стихи, дневник, старался взять умом. А женщины за версту чувствуют ум и страсть и всегда отдают им предпочтение. Биографы чаще всего умалчивают, как юный учитель перевоспитал попадью и та уехала на курсы в Полтаву и стала учительницей. Она на всю жизнь стала преданным другом ему. (именно ей предложили в 1920 г. возглавить колонию, а она, отказавшись, предложила Макаренко).
В последний период своей жизни он связывает свою жизнь с Галиной Салько и любит ее нежно и преданно. Из его писем к ней: «Сегодня я особенно чутко живу любовью к тебе… И сегодня весь мир кажется мне построенным из особенно прекрасного, легкого и сияющего материала, странно обильного и странно нежного».
«Когда в какую-нибудь тяжелую минуту я обращаюсь к океану нашего чувства, для меня не существует уже ничего тяжелого, ничего горестного. Когда много ветра и неба, тогда просыпается какая-то верхняя философия, какая-то особенная ценность человеческой сущности. Это и есть любовь».
Что же было главным для этого человека?
Он считал, что – теория воспитания, созданная им и блестяще воплощенная им же. Именно она – его любимое детище. Что же он внес нового в педагогическую теорию, которая тогда только формировалась? Я перечислю только направления:
1. Диалектика педагогического процесса.
2. Педагогическая техника.
3. Мажор и перспективы в воспитательной работе.
4. Коллектив и его традиции.
5. Метод параллельного действия.
6. Логика педагогического процесса.
7. Эстетика коллектива и дисциплина.
8. Сценическое, актерское искусство учителя.
9. Об авторитете родителей.
10. О методике убеждения.
11. О стиле воспитательного влияния.
12. О конфликте в педагогике.
13. О личности и индивидуальности.
14. О педагогическом такте.
15. О самоуправлении.
16. О трудовой деятельности детей.
17. О творческом отношении к делу.
18. О внимании к индивидуальности. Воспитанника.
19. О вере в человека.
Это была новаторская педагогика, буквально ворвавшаяся в теорию и практику тех лет.
Но сегодня наиболее четко оформились две точки зрения:
I. Макаренко «конструировал» программу человеческой личности и создал демократическую систему воспитания, за что его и «ели» «наркомпросовские» недоумки и волокли на галгофу партийные функционеры. Благодаря этому советские педагоги лидировали в мире в области теории.
II. Макаренко – талантливый человек, педагог, но его трагическая суть – что он вобрал в себя самое страшное, что было в сталинской идеологии и был творцом государственно–тоталитарной, авторитарно–коммунистической педагогики. Но правомерна ли II точка зрения? Было ли это на самом деле так?
Было: если вспомнить, что первоначально и Маркс, и Энгельс считали коммунизм такой общественной формацией, при которой господствует коллективизм, несущий гуманизм, равный ему.
Не было: если вспомнить, что коммунистическая партия сделала достаточно много для того, чтобы уничтожить Макаренко как педагога и выхолостить его опыт. Сделала все возможное, чтобы обречь на неудачу повторение его опыта.
Было: если учесть, что сам Макаренко и его воспитанники верили вождям страны, считали свое государство честной попыткой создать общественный строй, обеспечивающий господство гуманизма в жизни людей.
Не было: если вспомнить, что коллегия наркомпроса Украины в 1928 г., выслушав отчет Макаренко, вынесла резолюцию: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская».
Было: если прислушаться к самому Макаренко, искренне верившему, что его методика – шаг в деле создания опыта коммунистического воспитания.
Не было: если отдать себе отчет в том, что вся работа колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского представляли собой вызов системе военного феодального государства, построенного усилиями народа, обманутого и преданного потому, что он сам хотел быть обманутым.
Так чего же представляет собой наследие А.С. Макаренко?
2.Давайте обратимся к материалам, которые Вы получили для изучения к этой лекции. В них предпринята попытка представить слагаемые педагогического наследия А.С. Макаренко.
Итак, I слагаемое – цель воспитания Макаренко.
– Найдите слова А.С. Макаренко, которые определяют это. (Читают).
Воспитание энергичных и идейных членов общества. При этом главная цель – воспитательное влияние на целый коллектив; 2) влияние на данную личность; 3)она должна поставить в гармоническое положение и личность, и коллектив, и воспитателей. Кроме того, цели должны находиться в диалектической взаимосвязи со средствами воспитания. Это и составит, с точки зрения Макаренко, суть педагогической логики.
II слагаемое – принципы воспитательной деятельности Макаренко.
а) Итак, центральный принцип А.С. Макаренко – принцип гуманизма, сущность которого заключается в формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Этот принцип предполагает безграничную веру в человека, его возможности. Эту веру Макаренко называл «оптимистической перспективой в подходе к человеку» с. 53-54. 1,2,3. т.1.
б) Другим не менее важным принципом Макаренко является то, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». В этой связи Макаренко выдвигает идею о «системе перспективных линий». Именно эта система помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни «завтрашнюю радость».
в) Третий принцип, выдвинутый Макаренко – это «принцип параллельного действия»
– В чем суть этого принципа? (читают слова Макаренко).
3) Сердцевиной всей системы воспитания Макаренко является детский коллектив, его деятельность.
– Что пишет Макаренко об этом? (читают).
Коллектив, с точки зрения Макаренко, является воспитателем личности.
Именно в коллективе реализуются в наибольшей степени все вышеназванные принципы.
Коллектив подчинен закону самоусложнения задач и закону самоактуализации этих задач, которые в совокупности могут быть названы как законы движения детского коллектива.
При организации работы детского коллектива педагог, по мнению Макаренко, должен учитывать:
· Отношение воспитанников к педагогическому воздействию;
· Степень податливости воспитательному воздействию;
· Положение воспитанника в системе внутри коллективных отношений (благополучное, неблагополучное, неустойчивое положение);
· Уровень развития коллектива;
· Нравственный климат коллектива;
· Направленность устремлений различных групп воспитанников;
В результате анализа данных показаний выделяются типологические группы воспитанников:
· «действующий актив»;
· «резерв актива»;
· «здоровый пассив»;
· «гниющий актив»;
· «шпана»;
· «болото».
Вся дальнейшая работа строится с учетом особенностей каждой группы.
«Жизнь детского коллектива должна быть наполнена не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня».
4) – Что способно дать такую радость?
Ответ однозначный у Макаренко труд. Следующее слагаемое наследия Макаренко труд как средство существования, развития коллектива и как средство воспитания.
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, должно переходить в производственное воспитание.
5) Воспитание тесно связано с понятием «дисциплина»
– Что такое дисциплина в понимании А.С. Макаренко? (читают).
Логика дисциплины с точки зрения Макаренко.
а) Дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;
б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умения преодолевать препятствия и совершать трудные работы;
в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;
г) дисциплина укрепляет коллектив и каждого отдельного члена коллектива;
д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях, возможностях именно для каждой отдельной личности;
е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-нибудь для себя приятное, а когда человек делает что-нибудь тяжелое, требующее напряжения. Это он делает потому, что убежден в полезности и необходимости этого дела для коллектива и общества.
6) Семью Макаренко рассматривает как важнейшую область, где человек проходит свой общественный путь.
Большое значение Макаренко придавал авторитету родителей.
Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они дают себе полный отчет в своих действиях и поступках – это значит у них есть родительский авторитет.
Есть много сортов ложного авторитета.
а) авторитет подавления;
б) авт. расстояния;
в) авт. чванства;
г) авт. педаитизма;
д) авт. резо
е) авт. любви;
ж) авт. доброты;
з) авт. дружбы;
и) авт. подкупа.
7) Для того, чтобы реализовать все вышеперечисленное, нужен очень профессионально подготовленный, глубоко чувствующий ситуацию педагог.
– Что пишет об этом Макаренко? (читают)
Макаренко одним из первых поставил вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учителя, об овладении им педагогической техникой. Он подчеркивал, что нельзя полагаться лишь на талант воспитателя. Успех дела решается по мнению Макаренко, мастерством учителя, основанном на умении, квалификации, владения педагогической техникой. Часто грамотно подготовленный урок не дает нужного эффекта из-за неумения распоряжаться своими эмоциональными ресурсами, управлять душевным состоянием, мобилизовать свои творческие силы.
Макаренко считал, что студентов педагогических вузов надо учить, как стоять, как сидеть, как подняться со стула, как посмотреть на ученика, на весь класс.
«Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом искусстве», – пишет Макаренко.
«Педагог не может не играть.. нужно уметь играть…Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе».
И он в полной мере владел педагогической техникой и постоянно продолжал ее совершенствовать.
Так, фразу «подай дневник» Макаренко мог сказать с 31 оттенком.
Многие ситуации, описанные в Педагогической поэме» основаны на хорошо продуманной, спрогнозированной пед. технике.
(Даю ситуацию с Семеном Карабановым. С. 163-165 «Пед. поэмы»).
– Какие элементы педагогической техники использует Макаренко? (жест, тон, взгляд, мнимое безразличие, т.д.)
Итак, давайте подведем итоги.
Можем ли мы говорить, что имеем дело с педагогической системой или перед нами педагогический опыт? (система, но не кабинетная, а вышедшая из опыта, практики, проверенная и подтвержденная опытом).
– Насколько приемлемо педагогическое наследие Макаренко для современной школы?.