Общепедагогические принципы.Принципы профессионального обучения
На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закономерности говорят о том как протекает педагогический процесс,то принципы дают знания о том как его строить.
Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.
К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного объекта педагогики, ко второй — наиболее общие требования непосредственно к самому педагогическому процессу, к третьей — наиболее общие требования, определяющие связь педпроцесса со средой.
Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.
Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов;
Принцип демократизации проявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества, а также единства национального и межнационального.
Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.
Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства, начиная от индивидуальных и кончая коллективными.
21. Понятие "содержание профессионального образования".Содержание обучения. Содержание воспитания.
Содержание — та часть общественного опыта поколений, которая выбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и передается ему.
В содержании педагогического процесса принято выделять две органически взаимосвязанные составляющие — содержание обучения и содержание воспитания.
Содержание обучения реализуется, прежде всего, в процессе обучения и самообучения, т.е. в интеллектуальной деятельности.
В содержание обучения входят следующие компоненты:
-научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
-опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки;
-опыт творческой, поисковой деятельности.
С одной стороны, содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта (знания, умения, навыки, творческая деятельность, отношения), а с другой — в общественном опыте выделяется опыт разностороннего развития человека (физического, психического, социального, духовного). Из общественного опыта выделяются основные направления содержания воспитания: физическое, умственное, трудовое и профессиональное, нравственное, эстетическое.
Физическое воспитание направлено на физическое развитие учащихся, необходимое для выполнения будущих профессиональных функций.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения); суть его в развитии сознания и самосознания, формировании познавательной деятельности и механизмов самообразования, самовоспитания, самообучения.
Профессионально-трудовое воспитание формирует человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности для себя и общества. Профессионально-трудовое воспитание включает правовое, экономическое и экологическое воспитание.
Правовое воспитание состоит в том, чтобы ввести будущих работников в сложные правовые общественные отношения, позволяющие гражданину правового государства осознавать свои права, обязанности и правовую ответственность.
Экономическое воспитание обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого работника в активного творческого участника производственного процесса.
Экологическое воспитание осуществляется в процессе целенаправленного освоения фактов, сведений, касающихся окружающей природной реальности как среды обитания человека и предмета природоохранной деятельности.
Нравственное воспитание связано с формированием нравственности как совокупности сознания, навыков и привычек поведения учащегося. Система выработанных в обществе норм, правил и требований называется моралью.
Эстетическое воспитание заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способности создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте.