Классики педагогики XIX столетия
Эпоха Нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании. Это И.Г.Песталоцци (Швейцария), И.Ф. Гербарта, Ф.В.А.Фрёбель и Ф.А.В.Дистервег (Германия).
Педагогическая система И.Г. Песталоцци. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из благородных подвижников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава “ народного проповедника”, “отца сирот”, создателя подлинно народной школы.
И. Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, не пасовавший перед преследовавшими его неудачами. Будучи пропагандистом народного образования, он поднял голос против школьной рутины, сформулировал по - новому идеи домашнего обучения и семейного воспитания.
Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как генераторы научных педагогических идей. В 1774 г. Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспитательной деятельностью он занялся под сильным влиянием идей Руссо, после прочтения “Эмиля”. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Педагог надеялся посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. Он исходил из того, что “разумная школа” должна обучать “ порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких”. “ Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе”,- писал Песталоцци о своих наблюдениях в Нейгофе.
Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение ). В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.
Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман “Лингард и Гертруда”, который принес ему некоторые средства и громкую славу. Так, Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции.
В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он создает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного воспитания. Приют просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци.
Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу - поначалу в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне ( 1805 - 1826 ). На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщал свой опыт. Среди наиболее знаменитых - “Лебединая песня”.
Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к “ высокой и простой сообразности с природой”. Однако в своем тезисе “жизнь формирует” он расставил иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания. Воспитание рассматривалось как богатый общественный процесс и утверждалось, что “обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него”.
Для реализации своей концепции Песталоцци разработал метод элементного воспитания. Он предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения пришел к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Число, форма, язык определялись первичными элементами умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - элементами нравственного воспитания; череда взаимосвязанных простых телодвижений, умения ударить, кинуть и пр. - элементами физического и трудового воспитания и т.д. Указанные элементы предлагалось сделать первоосновой разностороннего развития личности.
Элементы - своеобразные “кирпичики”, из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число “кирпичиков” постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Трактуя таким образом нравственное воспитание, Песталоцци писал: “ Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...” В качестве “ кирпичиков “ элементного физического и трудового воспитания предлагались гимнастические упражнения по развитию суставов, в ходе естественных движений ( ходьба, бег, поднятие тяжестей и пр.)
Метод элементного воспитания - это определенная система развития способностей и упражнений. Предполагался взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т. е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Поощрялась самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои силы и способности.
Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци, прежде всего, в содержании элементных понятий. Так программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов: ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи ); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним ); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.
Фридрих Фрёбель (1782 - 1852 ) - яркая фигура движения педагогического романтизма, получившего развитие в Германии в первой половине ХIХ в. Ему была присуща вера в душевные силы ребенка и воспитание, которое должно оживлять связь личности с беспредельным бытием. Фрёбель - основоположник современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Проблему создания детских садов Фрёбель поставил в тесную связь с необходимостью расширения не только верхних, но и нижних границ общего образования.
В педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: “ Во всем присутствует, действует и царит веченый закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе.” Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом “божественный порядок”, развивать “свою сущность” и “свое божественное начало”. Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
В основном педагогическом сочинении Фрёбеля “ Воспитание человека” (1826 ) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал Фрёбель, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.
Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - “зеркало жизни” и “свободное проявление внутреннего мира”, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал - т.н. дары Фрёбеля.
Иоганн Фридрих Гербарт ( 1776 - 1841) - философ, психолог, математик - один из наиболее крупных педагогов XIX века, создатель научной педагогики. Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные педагогические сочинения Гербарта: “Очерк лекций по педагогике”(1835), капитальная “Общая педагогика, выведенная из целей воспитания” (1806).
Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению “тезисов и основоположений” и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности эмпирической и философской педагогики, представители которых исходили из фактов, либо из отвлеченных суждений. Он настаивал на суверенности педагогической науки: “Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук”.
Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т.н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления.
Гербарт – создатель оригинальной концепции развивающего обучения. Он видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что “предоставил ему практический опыт”. Овладение педагогикой как наукой и искусством принципиально необходимо, поскольку, как замечал Гербарт, наставник всегда,“ даже против своей воли ... влияет в хорошую или дурную сторону”. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.
Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им предложены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий. Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр.
Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: “Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств”. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к возникновению у детей “собственных свободных душевных состояний”.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую “естестественную последовательность” учебного процесса в виде формальных ступеней . Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения, две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением - соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.
Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега прежде всего в блестящей интерпретации и популяризации идей Руссо, Песталоцци, немецких Просвещения и классической философии.
Основной педагогический труд Дистервега - “Руководство к образованию немецких учителей”(1835). В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла “развивающее воспитательное и образовательное обучение”. В воспитании и обучении предлагалось следовать природе, персональным свойствам ребенка (“ Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения”). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура - социальные отношения и национальная культура.
Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении отдавалось предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Им сформулированы целесообразные дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр. Дистервег рассматривал преподавателя как основную фигуру в воспитании: “Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании”.