Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании ребенка
Тема 1.Предмет, основные понятия и функции
дошкольной педагогики как науки
Основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, функции, задачи, методы, средства, предмет, объект дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как область гуманитарного знания, как фундаментальная и прикладная наука. Дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Функции дошкольной педагогики как науки: теоретическая, технологическая, прогностическая.
Объект дошкольной педагогики – процесс развития ребенка дошкольного возраста в условиях педагогической системы, процессов воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Предмет дошкольной педагогики – педагогический процесс как фактор целенаправленного содействия развитию личности ребенка дошкольного возраста, его сущность, закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, технология.
Цель дошкольной педагогики: разработка теоретических основ, целей, содержания и технологий образования и воспитания маленького ребенка, обеспечивающих его разностороннее, индивидуальное своеобразное развитие ребенка на основе его природных возможностей.
Феномен детства. Современное отношение общества к дошкольному детству как самоценному этапу развития личности, определяющему все дальнейшее ее развитие. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в дошкольный период детства. Воспитание – ведущая категория дошкольной педагогики и функция дошкольного образования.
Система дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Формы связи дошкольной педагогики с другими науками о человеке.
Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики
Основные понятия: педагогическое исследование, этапы педагогического исследования, методы педагогического исследования.
Источники дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов, этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания дошкольников.
Основные этапы становления и развития дошкольной педагогики. Развитие дошкольной педагогики как народной; педагогические идеи о воспитании маленьких детей в период античности (Сократ, Демокрит, Пдатон, Квинтилиан); развитие идеи дошкольной педагогики в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, Витторино де Фельтре), становление педагогических идей в 17 веке (Ч.А. Коменский, Дж Локк); развитие идей воспитания ребенка Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Основоположник русской дошкольной педагогики – К.Д. Ушинский. К.Н. Ветнцель и Л.Н.Толстой о свободном воспитании ребенка. Развитие дошкольной педагогики и практики в постреволюционный период: И.И. Бецкой, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.
Развитие дошкольной педагогики в 50-70 годы 20 века: А.М. Леушина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Р.И. Жуковская, Д.Б. Менджерицкая, Е.А. Флерина. Современные исследователи в области дошкольной педагогики: Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Давидчук, Р.С. Буре, А.Н. Шатова, А.Д. Кошелева, С.Л. Новоселова.
Связь теории и практики дошкольного воспитания. Актуальные проблемы педагогических исследований в современной дошкольной педагогике. Понятие педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Ребенок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания.
Тема 3.Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Основные понятия: методология, гуманизм, гуманизация, педагогическая антропология, факторы развития личности, подходы в дошкольной педагогике, концепции воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (общая характеристика основных подходов). Культурологический, полисубъектный, аксиологический, средовой, синергетический, этнопедагогический, компетентностный подходы в дошкольной педагогике.
Философские основания дошкольной педагогики. Гуманизм как социально-ценностное мировоззрение и как идейная основа дошкольной педагогики. Ориентация на личность ребенка – ключевая социально-педагогическая установка. Подходы к пониманию детства как полноценной жизни маленького человека. Гуманизация воспитания и образования как социально-педагогический принцип.
Педагогическая антропология как методологическое основание дошкольной педагогики на общенаучном и частно-научном уровнях. Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность, единство духовной и биологической природы человека, его субъектность, взаимосвязь индивидуального и социального. Ребенок как субъект деятельности, общения, развития и саморазвития. Источники, факторы и условия развития личности дошкольника как субъекта деятельности, общения и саморазвития. Наследственность и воспитание. Среда и воспитание ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития личности. Амплификация в развитии личности в процессе воспитания и обучения. Роль деятельности в развитии личности дошкольника. Особенности, взаимосвязь детских видов деятельности. Организация и педагогическое руководство ими. Активность личности как фактор ее развития.
Возрастное развитие и сензитивность. Воспитание и возраст: учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, ориентация на зону его ближайшего развития, повышение уровня сложности в общении и с взрослым.
Индивидуальность ребенка и воспитание: учет свойств индивидуальности и развитие ее творческих способностей.
Системный и комплексный подходы в дошкольной педагогике. Системная природа процессов воспитания, обучения ребенка дошкольного возраста. Закономерность целостного развития личности ребенка как основа комплексного подхода в педагогическом процессе.
Современные отечественные и зарубежные концепции, теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста: «Концепция дошкольного воспитания», Концепция дошкольного образования (авт. В. И. Слободчиков); М. Монтессори и Р. Штайнер о свободном воспитании; теории К.Д. Ушинского о народности воспитания; А.В. Запорожца об амплифкации развития ребенка в процессе обучения и воспитания; А.П. Усовой о обучении как ведущем факторе развития ребенка дошкольного возраста и подготовки его к обучению в школе; Л.А. Венгер о развитии познавательных способностей и педагогических условиях их воспитания; Н.Н. Поддьякова о развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста и роли познавательной деятельности в этом процессе; Д.И. Фельдштейна, В. Т. Кудрявцева о феномене детства и роли культуры в образовании и развитии ребенка дошкольного возраста; В.И. Логиновой и Л.М. Клариной о формировании субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ; концепции С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко о социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.