Классификации неблагополучных детско-родительских отношений

Наиболее распространенная классификация типов родительского отношения представлена в работах А.Я. Варги [1]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация».

Н.Ю. Синягина выделила две группы семей по типу родительского отношения к ребенку:

§ благоприятная группа семей. К ней относятся понимающие родители, покровительствующие родители, безразличные родители;

§ неблагоприятная группа семей. К ней относятся подавляющие родители, тревожные родители, отстраненные родители, отвергающие родители [4].

Для каждой подгруппы семей составлены характеристики типичного профиля родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка.

А.С. Спиваковская, выделив три основные составляющие в отношении родителя к ребенку: симпатию-антипатию, уважение-пренебрежение, близость-дальность, - описала типы родительской любви:

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» [6].

Достаточно много исследований рассматривает особенности взаимоотношений детей и родителей через описание различных типов и стилей семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Так, например, В.И. Гарбузов выделил три типа неправильного воспитания:

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, с полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, о его социальном статусе среди товарищей, об ожидании успехов в школе и о будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке иногда в ущерб другим детям или членам семьи [2].

А.С. Спиваковская, анализируя неблагоприятные отношения в семье, дает характеристику особенностей семейного воспитания в зависимости от типа семьи: внешне «спокойная» семья, вулканическая семья, «семья–санаторий», «семья–крепость», «семья–театр», «семья–третий лишний», семья с «кумиром», «семья–маскарад» [6].

А.В. Петровский вводит понятие «система семейных взаимоотношений», которое включает в себя тактики воспитания и формы семейных взаимоотношений, и выделяет следующие виды:

Диктат – систематическое подавление одними членами семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других членов семьи.

Опека – система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, трудностей, принимая их на себя. Результаты воспитательных воздействий в системе диктата и опеки во многом совпадают: либо открытое сопротивление ребенка, либо потеря самостоятельности.

Невмешательство – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Результат – индивидуализм детей.

Сотрудничество – опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Результат – формирование коллективистской идентификации [5].

Интересной и наиболее детализированной представляется классификация нарушений типов семейного воспитания, предложенная Э.Г. Эйдемиллером. Для определения типа семейного воспитания он выделяет следующие основные характеристики:

Уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени и внимания уделяют родители ребенку.

Полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных).

Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка.

Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.

Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания.

Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания [9].

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейного воспитания» [9] можно установить:

§ тип семейного воспитания (типы нарушений семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция);

§ причины отклонений в стилях семейного воспитания, вызванные особенностями поведения родителей (основные нарушения: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских или женских качеств в зависимости от пола ребенка).

В следующей группе работ особенности семейного воспитания описываются через те роли, которые ребенок выполняет в семье. К наиболее типичным относят четыре роли:

«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит.

«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя супружеские конфликты.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», «ребенок-заместитель мужа» и т.д.

Таким образом, понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен. Как отмечает В.С. Мухина, «в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации» (СНОСКА: Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259), поэтому современные родители должны сознательно стремиться к поиску наиболее эффективного стиля индивидуального воспитания ребенка в семье.

Наши рекомендации