Глава 6. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей школе
6.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе
Семинар (от лат. seminarium - рассадник знаний) — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной про-, граммы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.
♦ практике работы высших учебных заведений в основном практику-
ются три типа семинаров:
♦ способствующие углубленному изучению определенного систе-
матического курса;
♦ помогающие изучению отдельных основных или наиболее важных
тем (проблем) курса;
♦ семинары исследовательского характера с независимой от лекций
тематикой (спецсеминары).
В зависимости от времени проведения указанные семинары подразделяются на промежуточные, рубежные и итоговые по темам и разделам курса.
Успех семинара, активность студентов на нем закладываются на лекции, которая, как правило, предшествует семинару. Лекционный курс, его содержательность, глубина, эмоциональность в значительной мере определяют уровень семинара. Если проблемы, поставленные на лекции, действительно заинтересуют обучающихся, они не пожалеют времени на самостоятельную работу и развернут на семинаре творческую дискуссию. Главное, что обеспечивает успех семинара, — интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.
Исходя из того, что семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачисостоят в том, чтобы:
♦ углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;
♦ проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом в студенческой аудитории;
♦ выработать умение формулировать, обосновывать и излагать соб-
ственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды. .
Семинар '- активный метод обучения, в применений которого долж-
на преобладать продуктивно - преобразоватёльная деятельность студентов.
Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы,.умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы , готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, укаствовать в дискуссии и обсуждении.
Таким образом, семинар не сводится к закреплению или копированию знаний, полученных на лекции, его задачи значительно шире, сложнее и интереснее.
Раскроем особенности подготовки преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятця.
Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педаго- гической и методической подготовки преподавателя, его организаторскои работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.
Подготовка семинара начинается с изучения препрдавателем исходной документации, определения( уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, обьёме работ , который должен выполнить каждый его участник ,проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый студентам до проведения Семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.
В зависимости от избранной методики план может иметь различную
структуру., Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов ] выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, органи-,
зационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рас-,
смотрению', темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная
литература. ,.
Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, состав-, Iляют основу плана. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны соответствовать следующим требованиям;
♦ быть проблемными до форме, т.е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия; охватывать суть проблемы — и в то же вре-
мя быть не слишком широкими, но строго очерченными в своих гра-
ницах; ' , ' , , |
♦ не Повторять дословно формулировок соответствующих пунктов
плана лекции и программы курса, учитывать научную и профессиональ-
ную направленность .студентов;
♦ полностью охватывать содержание семинарской темы или тот ас-
пект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы; в то же
время формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с
первоисточниками.
Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.
Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о: характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной Литературы должны входить прежде всего первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, что к одному двухчасовому семинару обучающийся может готовиться не более 4—6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста, т.е. объем литературы, обрабатываемой студентами при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает обучающихся на путь неглубокой и формальней подготовки.
Дополнительная литература рассчитана на боле подготовленных слушателей, особо интересующихся рассматриваемой проблемой. В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, статьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной литературы должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если преподаватель на лекции упомянет об этой литературе; даст краткую характеристику, заинтересует слушателей.
В разделе плана семинарского занятия «Организационно-методические указания» обычно указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений) студентов, порядок консультаций в период подготовки к нему.
В некоторых вузах существует положительная практика указания в плане семинарского занятия логических заданий к темам представляющих собой систему вопросов, ответы на которые студент должен найти при изучений первоисточника. Такие логические задания концентрируют внимание обучающихся на важнейших положений и выводах методологического характера при чтении первоисточники}
Кратко остановимся на особенностях работы преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная Выдача плана семинара — залог успешной подготовки к нему каждого студента. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблемная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку обучающихся к очередному занятию.
Как известно, практическая работа каждого студента по подготовке к семинару включает четыре этапа.
На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.
Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.
Третий этап включает глубокое изучение источников.
Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т.п.), составить план выступления.
На всех этапах студенты работают или под непосредственным руководством преподавателя (что особенно характерно для младших курсов), или в режиме консультирования.
На первом этапе подготовки обучающихся к семинару целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углубленной работы студентов над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сообщений, а также выступлений на предстоящем занятии.
На основе сложившегося представления о готовности обучающихся к семинару преподаватель? приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) семинарского занятия. Это связано с тем, что реализация познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого методического управления.
Как показывает опыт, ключевыми в построении такого сценария являются два принципа; принцип нарастания сложности проблемных задач на каждом занятии и на протяжении всего курса и принцип целевой системности.
Некоторые педагоги считают, что рабочий план (сценарий) сковывает преподавателя при проведении семинара. Однако это не совсем верно. Тщательная подготовка дает ему большие возможности оперативно руководить семинаром, используя при любых ситуациях заранее заготовленный материал. Может быть, далеко не всё, что намечено и записано в сценарии, будет использовано педагогом, но наличие имеющегося материала придаст уверенность и позволит свободно себя чувствовать при любых ситуациях.
В какую же форму целесообразно облекать методическую разработку, рабочий план семинара? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической литературе нет. По-видимому, целесообразна та форма, к какой привык сам преподаватель. Практика работы вузов тем не менее рекомендует, чтобы рабочий план семинара или методическая разработка оформлялись в соответствии с принятыми в данном учебном заведении требованиями и включали титульный лист с выходными данными, вступительную, основную и заключительную части.
В рабочем плане семинара, как правило, отражаются содержание краткого вступительного слова преподавателя, примерное распределение времени по вопросам и выступлениям, порядок отработки материала по вопросам, содержание заключительного слова.
Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово (не более 5 минут); основной доклад одного из студентов (до 15—20 минут); выступления с мест (до 10 минут); постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару (в пределах 25—30 минут).
Таким образом, на организацию, управление ходом семинара и подведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отведенного учебного времени. Остальное время преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.
Порядок отработки материала по вопросам семинара составляет основу содержательной части рабочего плана. В разработке именно этого раздела плана и проявляется творчество преподавателя.
Как Известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В условиях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.
При реферативно-докладной схеме по каждому вопросу вначале заслушивается реферат или доклад, подготовленный одним из студентов, а при вопросно-ответной - выступление одного из обучающихся (по выбору преподавателя), после чего организуется развернутая беседа. В смешанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим — выступления студентов (по их желанию). В конце обсуждения основной докладчик делает общее заключение.
Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумываете» преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.
Важное значение в решении дидактических задач, определенных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.
Многие считают, что семинар начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с проверки готовности обучающихся к занятию. Проверку можно проводить по-разному, в зависимости от формы: семинара и его организации. Некоторые преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к студентам с вопрос сом о том, изучили ли они литературу, возникли ли у них вопросы - или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию. Но они не учитывают особенностей, групповой психологии: не подготовившиеся
стесняются признаться, а преподаватель приходит к ложному заключению, что все готовы. Нередко он попадает в еще более, неловкое положение и бывает вынужден значительную часть времени потратить на «неясные» вопросы.
Конечно, если преподаватель хорошо знает группу, можно прямо спросить; «Кто не готов к занятию?» Это требование должно быть постоянным и твердым. В случае необходимости следует дать незамедлительную, жесткую и принципиальную оценку. Как правило, после одного-двух таких замечаний случаев неподготовленности студентов к семинару не бывает.
Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.
Чтобы нацелить студентов на активное обсуждение вопросов темы,
вступительное слово (введение) должно отвечать следующим требованиям:
по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и курсом в целом;
подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с её практикой;
* указывать на связь с профессиональной подготовкой обучающихся;
* по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую стройность и тем самым обеспечивать высокий эмоционально-психологический
настрой.
Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.
Реферат - краткое изложение (в письменной или устной форме) содержания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.
Доклад и сообщение — краткое выступление студентов до одному из
рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.
Доклады студентов, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и «официальным оппонентам» из числа студентов, если таковые назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждений идет живее, без траты времени на выход.
Дополнительные вопросы студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель направляет выступление
или дискуссий в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять
дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем плане необходимо.
В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречающие, наводящие и проблемные.
Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкретизировать сказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Конечно, преподаватель задает уточняющий Вопрос лишь в том случае, когда слушатели не отреагировали на допущенный промах.
Наводящие, или направляющие вопросы выводят обсуждение или полемику в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения от проблемы.
В таких случаях особенно ярко проявляются такт й' методической мастерство преподавателя: '" ■
Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность
мышления, так как включают требования допблнител'ь'ного'аргу
ментирования или анализа содержания отдельных положений. Они спо
собствуют выявлению логических ошибок, возникших иЗ-за неточности
выводов докладчика. С этой целью преподаватель, обращаясь" к выступаю
щему или Кб всей аудитории, может ставить следующие вопросы: Чем вы
докажете истинность своего довода? Какие дополнительные аргументы
вы можете привести для обоснования своего вывода? Все ли аргументы,
выдвинутые ваЩими товарищами, являются истинными; достаточны ли
они? Используя1 встречные вопросы, преподаватель может повысить ак
тивность аудиторий- . . • •
Проблемные вопросы — это методические приёмы, используемые для углубления знаний;
Важное значение при проведении семинарского занятия имеет э/mflia
дискуссии и полемики. Как уже отмечалось, семинар - это метод обучен
ния, опирающийся на групповое мышление, отличительная чёрта' кбто-
рого — активизация коллективной мыслительной деятельности в рассмат
риваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных
вопросов и проблем; '- • ' "• "''
В целях активизации семинарских занятий в ряде вузов используют методы, заимствованные из других видов учебных занятий. Это метбды рецензирования, анализа передового опыта, анализа текущих событий, задак, упражнений и практических заданий. ' '>'
Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских заня'-тий вносит предварительное распределение между обучающимися учеб' ных поручений. Каждый студент, например, в ходе занятия мбжет -выступить в роли докладчика, содокладчика,'оппонента, рецензента1 й др!Хох
рошие результаты в активизации интереса студентов в семинарском занятии дает введение игрового момента «лицевой счет»: все выступления, дополнения, вопросы и ответы обучающихся, а также другие формы участия в семинаре поощряются заранее определенным дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы набранных баллов переводятся в обычные оценки.
Роль педагога на семинарском занятии творческая и не может быть заранее во всех деталях обозначена и исчерпана инструктивными указаниями. Однако практикой выработан ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям вузов.
Первой и основной заботой является создание на семинаре непринужденной, раскованной обстановки свободного обсуждения поставленных вопросов. Важно, чтобы студент, выступая на семинаре со своей собственной, подчас спорной, точкой зрения, был уверен, что преподаватель и товарищи правильно поймут его, благожелательно отметят успех или тактично подвергнут критике. Поэтому при обсуждении поставленных проблем руководителю семинара не следует торопиться с высказыванием своей точки зрения. Только когда обнаружится неспособность обучающихся прийти к правильному выводу, педагог обосновывает его.
Успех семинара всегда зависит от активности студентов, поэтому вторая обязанность преподавателя — всеми мерами развивать и поощрять её. Рекомендуется настойчиво внушать обучающимся мысль, что активность — это не только выступления и дискуссии, но и умение слушать. Студентов необходимо убеждать, что умение слушать - не менее важное качество, чем умение говорить.
Важно добиваться внимательного и критического отношения обучающихся к выступлениям товарищей. Для этого надо всячески нацеливать их на то, что содержательный анализ выступления, доклада или реферата имеет не меньшую ценность, чем сам доклад или реферат. Во всех случаях следует добиваться свободного выступления студентов при наличии постоянного контакта с аудиторией. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, смотреть в аудиторию, а не в потолок и не по сторонам.
Педагогу целесообразно внимательно слушать каждого выступающего и делать заметки в рабочей тетради. Эти заметки в дальнейшем используются при подведении итогов семинара и в заключительном слове. Во время доклада и выступлений студентов преподавателю, за редким исключением, не следует вмешиваться с замечаниями и поправками. Это, конечно, не значит, что нужно невозмутимо слушать все, что говорится.
В каких случаях целесообразно вмешиваться в речь выступающего? Прежде всего тогда, когда он явно уходит от обсуждаемого вопроса, говорит не по теме, не по существу, исходит из неверных позиций, допускает искажение действительности, ошибки, фактические вольности или невольно заблуждается, становясь на опровергнутые наукой позиции.
Можно прервать студента и тогда, если он повторяется и никак не может закончить выступление.
Уровень методического мастерства и теоретической подготовки преподавателя на семинаре проявляется в том, как он направляет обсуждение вопросов в ходе занятия, как вовлекает обучающихся в творческую дискуссию, т.е. как умеет организовать развернутую беседу.
В ходе семинара педагогу рекомендуется смотреть на того, кто выступает, но, по возможности, ни словом, ни мимикой не раскрывать своего отношения к слабым местам повествования, чтобы не вызвать замешательства. Удачные моменты выступления желательно поощрять взглядом, кивком головы и другими приемами. Стихийно возникшую в ходе семинара дискуссию нужно уметь использовать в интересах разрешения основной проблемы.
Вопросы, возникшие в ходе семинара, по возможности должны разрешаться самими студентами. Только в крайнем случае преподаватель эту задачу берет на себя. Он должен подавлять в себе соблазн самому ответить на затруднительный вопрос до тех пор, пока не исчерпаны все возможности аудитории.
В любой семинарской группе складывается актив, готовый выступать всякий раз на каждом семинаре, и довольно содержательно. Такой актив — опора преподавателя, но его лучше всего иметь в «стратегическом резерве», используя в наиболее ответственные моменты семинарского занятия.
Таким образом, суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:
♦ создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;
♦ всеми мерами развивать и поощрять активность обучающихся, добиваться их внимательного и критического отношения к выступлениям товарищей;
♦ обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;
♦ добиваться свободного выступления студентов, способности к логическому анализу и оценке своих выступлений и выступлений товарищей по группе.
Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материала. Опыт многих преподавателей вузов свидетельствует о том, что только с помощью средств наглядности удается достигать высокой степени эмоционального воздействия на обучающихся.
Из средств наглядности чаще всего используются плакаты, компьютерные изображения и слайды, изготовленные на специальных прозрачных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), видеозаписи и т.п. Они могут служить графической опорой для логического мышления обучающихся, облегчать усвоение сложных абстрактных научных понятий, дисциплинировать выступающих и способствовать экономии учебного времени.
Заключительное слово преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать:
♦ оценку выступления каждого студента и группы в целом;
♦ оценку уровня обсуждения вопросов в целом;
♦ краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;
♦ ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в
ходе семинара;
♦ оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;
♦ рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;
♦ пожелания по подготовке к очередному семинару.
Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно сжатой. В речи не должно содержаться назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект преподавателя наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.